Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы расстройств, свойственные паци-ам алекситимии.




- Трудности в определении свойственных чувств (вместо ч-в – описании ситуации которая произошла) чувства не поддаются вербализации, трудно идентифицировать эмоции.

- трудности дифференциации телесных ощущений и эмоций – это единое переживание, нерасчленимое.

- конкретно-ситуативное мышление, наглядно – действенное. (это люди действия а не чувств и мышл.) Отсутствие фантазии и символизации мышления.

- отношение с близким ч-ком характеризуется идентификацией с ним (второе Я). Это происходит в процессе регрессии в мледенч. Возр-те. (слитность матери и реб-ка).

Остальные – все чужое, избегание контактов от невозможности их установления.

- тенденция прибегать к действию. Когда есть неуспех в реализации действия –

Þ агрессия Þ защитн. Автоматизмы

Þ хронизация эмоций Þ соматические явления усиливаются.

Þусиление эмоций Þ соматич-е проявления упрочняются.

Методики измерения алекситимии.

Большее распространение получила предложенная в 1985 г. G. Taylor и соавт. [61] 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Русский вариант TAS был адаптирован в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева [2]. При заполнении анкеты испытуемый характеризует себя, используя для ответов шкалу Ликерта - от <совершенно не согласен> до <совершенно согласен>. При этом одна половина пунктов имеет положительный код, другая - отрицательный. Алекситимичными считают людей, набравших по TAS 74 балла и более, отсутствию алекситимии соответствует показатель менее 62 баллов.

Теории алекситимии. Первичная и вторичная алекситимия.

Единой концепции, объясняющей развитие алекситимии, пока нет.

1. Психодинамическая концепция – нарушение взаимодействия матьÞребенок. Способность вербализации эмоций отсутствует. Трудности при описании своих эмоций у взрослых были отмечены как при низком уровне материнской заботы, так и при гиперопеке матери в детстве.

2. модель отрицания – полное торможение аффектов которое отсутствует у данных пациентов Þ развитие психосоматических и ипохондрических расстройств.

+

Рассмотрим прежде всего представления о ней как о первичном процессе, в котором ведущая роль может принадлежать генетическим механизмам, дефектам или особым вариантам развития головного мозга.

Первичную (конституциональную) алекситимию некоторые авторы рассматривают в рамках модели <дефицита>, определяющего отсутствие функций, связанных с выражением аффекта и фантазий J. Nemiah и P. Sifnoes эмпирически связывали алекситимическое расстройство с нарушениями в области палеостриального тракта, в результате чего, по их мнению, и происходит подавление импульсов от лимбической системы к коре головного мозга.

К вторичной алекситимии относят, в частности, состояние глобального торможения аффектов или <оцепенения>, наступающее в результате тяжелой психологической травмы (модель <отрицания>). Алекситимия в этом случае может отражать в патологической форме горе или скрытую депрессию. В данном случае она рассматривается как <защитный механизм>, хотя и не является психологической защитой в классическом понимании. Но при этом следует учитывать, что для алекситимичных личностей характерен так называемый <незрелый> тип защиты, особенно от сверхсильных, непереносимых для них аффектов

Выявление алекситимии при маскированных депрессиях и неврозах дало основание некоторым авторам рассматривать ее с позиций невроза. Алекситимичные черты часто встречаются у пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами. При целом ряде пограничных психических расстройств была установлена положительная связь между уровнем алекситимии, депрессии и тревоги. В связи с этим были высказаны предположения, что алекситимичные черты развиваются на основе предшествующей тревоги и депрессии.

Было также выявлено, что такая алекситимическая характеристика, как трудность дифференциации чувств и телесных ощущений, связана с общим количеством лет образования человека, его социальным статусом и выраженностью депрессии; трудность вербализации чувств зависит от возраста человека, его социального положения, депрессии и перенесенных болезней; бедность фантазий и воображения связана с возрастом человека и его социальной адаптацией

Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму и наркомании хотя в развитии никотиновой зависимости алекситимии отводится незначительная роль

Многими клиницистами было отмечено, что алекситимия особенно часто наблюдается при психосоматических заболеваниях. Она была описана при ишемической болезни сердца, первичной артериальной гипертензии, сахарном диабете, бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифическом язвенном колите, болезни Крона, злокачественных новообразованиях

Приводят характерные особенности таких пациентов: они многословно описывают свои физические ощущения (на примерах, сравнениях и т.п.), затрудняясь их четко сформулировать; образ жизни таких людей - действия, межличностные связи, как правило, бедны. Некоторые исследователи подчеркивают также, что у таких пациентов бедные по содержанию фантазии и сновидения, им трудно передать словами свои телесные ощущения - контакт с собственной психической сферой как бы затруднен; отмечается натянутость в позе и движениях, бедность мимики, роботообразная деятельность.

Алекситимия встречается с особенно высокой частотой у лиц, имеющих избыточную массу тела, причем в этих случаях она обычно сочетается с депрессией.

С учетом сказанного можно констатировать, что алекситимия не просто располагает к развитию психосоматической патологии, но и несет существенную прогностическую информацию о течении заболевания в целом и эффективности терапии

Существование разных теорий происхождения алекситимических черт порождает соответственно и разнородность взглядов на возможность их коррекции

Для психотерапевтической коррекции феномена алекситимии небезуспешно используются обычная и модифицированная психодинамическая психотерапия, <внутренний сниматель речи>, гипноз и др. Подобная терапия направлена на то, чтобы помочь больному распознать, а затем вербализовать свои эмоции, а также развить способность к воображению Психотерапевтическое лечение алекситимии, как правило, длительное и это следует иметь в виду при оценке его результатов. Пока мало опыта в применении фармакотерапии. По-видимому, алекситимия требует комплексного воздействия, т.е. сочетания психологической и фармакологической коррекции, которая должна быть направлена не только на снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревоги, симптомов депрессии, но также на измененный метаболический, иммунный и гормональный статус алекситимической личности.

16. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Понятие ятрогений.

Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанное или неосознанное, его физического состояния (ввел Лурия).

Виды восприятия болезни, отражающие уровень ее осознания:

- нозогностическое (высокий и полный уровень осознания)

- обостренное (несоразмерное реальным проявлениям с преобладанием аффективно-личностных компонентов)

- неполное (восприятие не всех изменений, выделение только актуальных переживаний)

- искаженное (низкое осознание с преобладанием логической переработки болезненных ощущений)

Виды эмоционально-личностного реагирования на болезнь:

- адекватное понимание и активная установка на лечение

- “рационализирующее отношение” - полное отражение изменений, отсутствие установки на лечение и стремление объяснить свое состояние психологическими причинами, концептуализированными болезненными переживаниями

- “ипохондрическое отношение” - обостренное восприятие болезни с пессимистической ее оценкой при неправильном понимании природы заболевания

- “паническое отношение” - обостренное восприятие, частичное понимание природы нарушения, положительная установка на лечение

- “пассивное отношение” - формальное восприятие болезни и пассивное восприятие лечения

- “отрицающее отношение” - игнорирование “чувства болезни” и необходимости лечения

Внутренняя картина болезни может показывать психопатологическую структуру состояния, тяжесть расстройства (по степени искаженности восприятия болезни и нарушения ее осознания), гармоничность и уровень зрелости личности (по степени адекватности восприятия), защитно-приспособительные и компенсаторные механизмы личности, уровень социально-трудовой адаптации (ипохондрия и паника - рационализаторство и пассивность).

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения б-ни б-ным (ВКБ).Это понятие было введено Лурией. Сегодня во ВКБ рассматривают три уровня: 1.сенситивный (идентиф. ситуацию к-л. неблагополучия, сравнивая его с тем, который был до заболевания; отдельные симптомы сигнализируют о причинах неблагополучия. 2.оценочный (переработка, интеграция и оценка данных, полученных на 1-ом этапе. 3.этап сложившихся отношений (полное становление ВКБ. Формируется деятельность, направленная на излечение. Если такая деятельность не формир ®то ВКБ не счит. завершенной®неврозы). ВКБ зависит от стадий течения б-ни: 1. начальная (в ВКБ преобл. чувств. компонент; возникает реакция стресса®запускаются механизмы адаптации). 2. разгар ( взаимодействие с б-нью; формируются когнитивные компоненты; некоторое привыкание к б-ни; острые / подострые / хронические состояния) 3. исход (выздоровление или смерть; выздоровление - б-нь уходит, а ВКБ остается; Задержка структуры ВКБ может привести к глубокой формам неврозов и тп.; проблема эвтаназии; фазы умирания: непринятие прогноза®фаза протеста®введение торга или самогипноз®примирение). Знание структуры ВКБ позволяет правильно обосновать выбор психокоррекционных (коррекция масштаба переживаний - при панич. и ипохондр; способствовать достижению осознания факта т формирование адекватн. к ней отнош-я - при отрицании)

У акцентуир. личностей в формировании ВКБ преобладает 1 этап, придавая ему витальный смысл. Многое в формировании зависит от возраста.

Соматонозогнозия (С.) - влияние телесных заболеваний на психику больного, особенности личности. Типы строится на основании оценки, отношен., активности и адаптации к б-ни. 1. норма с. - адекватная оценка ВКБ, сущ. активность направл. на лечение, адаптации и т.п., ®человек адаптируется. 2.Гиперсоматогнозия - переоценка тяжести симптомов, тревожное, паническое отношение к б-ни, но сохран. активность в связи с б-нью, остается свои переживания. 3. Гипосоматогнозия - болезнь оценивается адекватно, соотв. отнош., но снижена активность. 4.Диссоматогнозия -отрицание б-ни (люэс). Патологические ф.: дисморфофобии (например после удаления гр. железы); фобии страха диагноза; истерическое переживание; гипохондрическое переживание; анозогнозия.

Факторы, вл. на ВКБ: самооценка собственного здоровья (ипохондрическая и эйфорическая) и, соответственно, признание б-ни и роль пациента; типы реакции на б-нь при различной патологии; зависимость реакции на б-нь от социального статуса; понимание б-ным причин болезни; зависимость ВКБ от локализации очага поражения в мозге (при задн. отд. лев. полушария - адекватн. когнитивн. ур. с неадекв. эмоц.); формы эмоц.-личностн. реагирования на б-нь (а. адекватн => устан. на лечение - чаще у личностно зрелых пациентов; б. с рационализирующим отношением - чаще у б-ных, у кот. значимым было следование соц.нормам; в. с выраженной фиксацией на болезн. ощущениях =>избирательный подход к лечебн. процедурам; г. паническое => настрой на лечение и хаотич. поведение; д.. формальное признание при пассивном восприятии лечения - чаще у б-ных с истерическими и эксплозивными чертами личности с высоким уровнем притязаний; е. игнорирование - чаще у стеничных, с завышенной самооценкой, с преобл. демонстративного поведения). Существует взаимосвязь между отношением к б-ни и социально-трудовой адаптации: при ипоходнр. и паническом - дезадаптация; при рационализирующем и пассивном - незначит. снижение соц. функцион; Искаженное восприятия б-ни было > в семьях, где у родителей были неадекватные представления о б-ни и неправильное отношение к лечению. Знание структуры ВКБ позволяет правильно обосновать выбор психокоррекционных (коррекция масштаба переживаний - при панич. и ипохондр; способствовать достижению осознания факта т формирование адекватн. к ней отнощ-я - при отрицании)

ЯТРОГЕНИЯ (греч. iatros — врач + genes — порождаемый, возникающий), причинение вреда здоровью больного в результате тех или иных ошибочных действий медицинских работников. Например, это может быть использование врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем смысле. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не
подрывая авторитета врача. Чаще под ятрогенией подразумевают нежелательные изменения психики больного. В формировании психической (психогенно обусловленной) ятрогении помимо неосторожных, ранящих пациента высказываний врача о его состоянии здоровья играют роль также определённые черты характера больного (неуверенность, склонность к тревожным опасениям, повышенное внимание к малейшим изменениям самочувствия, эмоциональная ранимость и т. д.), предопределяющие крайне неврозное отношение к любой получаемой им медицинской информации.

Некоторые специалисты считают, что в подобных случаях следует говорить о псевдоятрогении, поскольку она возникает не по вине врача, а скорее вследствие особенностей характера пациента, которые способствуют формированию навязчивых страхов за своё здоровье без серьёзных на то оснований. Источником психических ятрогений могут стать также неправильно проводимое медицинское просвещение, публикации спорных, не имеющих научного обоснования концепций и данных, не соответствующих действительности.

Различают также ятрогении соматические (ятропатии), когда вред больному причиняется лекарствами (аллергические реакции на препараты или неправильно назначенное лечение), механическими манипуляциями (хирургические операции и диагностические процедуры), облучением и проч.

17. Личность в условиях болезни. Варианты личностного развития в условиях хронического соматического заболевания.

Ψбольного ч-ка – это особые изменения, к-е вызваны его страданиями. Заб-я делят на острые и хронические. Хронич-е протекают длительно и связаны с перестройкой всей жизни ч-ка. Острые – кратковременны и не всегда имеют фатальное значение для реорганизации жизни.

Индивидуальное содержание болезни – связано с возможностью переносить страдания, устанавливать отношения с другими людьми по поводу переживаемого или пережитого страдания. Þ б-знь связана с установлением межличностных отношений и отношения к самому себе. Социальное содержание б-ни – связано с необходимостью для других людей, к-е не являются носителями болезни, заботится о больном ч-ке, т.е. как бы распределяют м\у собой и больным степень ответственности за ха-р и течение его болезни.(н\р врачи, соц.работники). социальная забота может стать содержанием собственных переживаний, т.к. в лице представителей этих профессий прямо или опосредованно ч-к получает соц.внимание.

ВКБ как ме-м иерархии тех мотивов и ценностей, к-е реализует ч-к, зависит от того идеала здоровья ВКЗ, на к-й ориентируется ч-к.

В основе Ψ жизни больного лежат те же закономерности, что и у здорового. Те же мех-мы действуют в особых условиях, к-е вызваны и изменены болезнью. Критерии, по которым оцениваются изменения личности больного: 1. изменение содержания ведущего мотива д-сти, формируется новый мотив, например патологическая д-сть голодания при апорексии. 2. замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого мотива, н\р мотив самообслуживания при ипохондрии. 3. снижение уровня опосредованности д-сти, т.е. д-сть упрощается, целевая ее структура обедняется. 4. сужение основного круга отношений ч-ка с миром, обеднение мотивов. 5. нарушение степени критичности и снижение Ур-ня самоконтроля.

Клинические формы изменения личности носят разнообразных хар-р. м.б.: изменения эмоций – депрессия или эйфория, нарушения эмоц сферы – апатия, бездушье, ослабление критики, подконтрольности и т.д. у соматических больных может нарастать эгоцентрическое содержание ведущего мотива, особенно при ипохондрических нарушениях личности. ВКБ становится тем новообразованием в психике, в структуре которого отражается весь процесс перестройки психической жизни заболевшего хронич. самотич. Болезнью ч-ка. Динамика мотивационного уровня ВКБ при таком заб-ии соответствует изменению личности, к-е – в создании нового ведущего мотива – мотива жизни и постепенном переподчинении ему других мотивов. Таким мотивом чаще становится мотив сохранения жизни как таковой. На начальной стадии заб-я этот мотив еще не является главным, он актуализируется только в периоды обострения. Болезнь хар-ся как препятствие достижения более важных целей, чем забота о здоровье, к-я в это время является не ведущим мотивом, а только ср-вом для осуществления привычной д-сти – работы и т.д.

При переходе к лечению у хронических больных наблюдается изменение эмоц-го состояния, к-е резко выражено у больных с неадекватной моделью ожидаемых результатов лечения. Меняется настроение и поведение, сужается сфера интересов, часто полностью погружаются в болез-е состояние, отрицательно относятся ко всем обследованиям. Это начало перестройки мотивационной сферы личности, выдвижение в качестве главного мотива – мотива сохранения жизни (МСЖ).

В последующем меняется вся система отношений больного: значимыми становятся те события, к-е соответствуют этому мотиву, а все остальные обесцениваются. Меняются и критерии оценки других людей, в том числе и всей ситуации лечения. Все привычные виды д-сти начинают наполняться новым смыслом. Работа м.б. способом отвлечения от болезни, спорт – лечением. Круг д-сти сужается, она имеет не много мотивов а мотивируется только СЖ. За счет этого беднеют связи с внешним миром, с ближайшим соц. Окружением. Наблюдается снижение жизненной активности, если она противоречит МСЖ.

Вместе с изменением мотивов меняется и временная перспектива: интересуют только ближайшие цели, живут одним днем. (Н\р псориаз: больным часто кажется, что окружающие отрицательно воспринимают их дефект, считают его инжекцией. Ограничивают общение, особенно во время обострения, скрывают дефект маскируя его. Это приводит к аутизации из поведения. Возникает повышенный интерес к внешности, перестраиваются отношения с окруж-ми. на фоне психических и физических(зуд) страданий развиваются психосоматические расстройства: снижение аппетита, ухудшение сна, нервность сохраняется как характерологическая черта личности. Ведущий – мотив выздоровления, им определяется вся жизнь).

Психосоматическая спираль: соматические нарушения вызывают трудности в соц.адаптации, а переживание неудовлетворенности в связи с этим способствует ухудшению соматического состояния.

Трудности, вызванные заболеванием, приводят к актуализации защитных мех-мов личности, к вытеснению неприятных переживаний, использованию компенсаторных приемов для уменьшения дефектов внешности. Действия защитных мех-мов помогает адаптации к болезни.

Варианты смысла болезни в контексте семейных отношений: 1. болезнь является способом заполнения эмоционального дефицита в общении родителей и реб-ка. 2. В структуре семейного взаимодействия болезнь становится способом поддержания симбиотических взаимоотношений реб-ка и матери. 3. Для матери это способ уйти от контакта с неприятным для нее ребенком, а для реб-ка – это единственный возможный способ общения, хотя он чувствует себя покинутым, все-таки стремится любить и быть любимым матерью. 4. Болезнь не обладает условной желательностью ни для ребенка, ни для матери. 5. Реб-к находит способы компенсации опосредованного болезнью отношения матери к нему, т.е. у реб-ка отсутствует значимость болезни для него, фиксация на ней, что и является благоприятным для динамики течения заб-я в процессе лечения.

Анализ психической д-сти больных с соматическими заб-ми открывает спектр противоречий в развитии ч-ка: прот-е м\у энергетической и содержательной стороной д-сти(сила есть, но тратится впустую), м\у операциональными возможностями д-сти и смысловыми, личностными (могу, но не хочу), м\у смыслообразующими и реально действующими мотивами (знаю, что нельзя, но очень хочется), м\у наличными возможностями д-сти и ее реализацией в будущем (сейчас не могу и никогда не смогу), м\у отражением актуального состояния во ВКБ и перспективами его развития (я сейчас себя чувствую плохо, хуже узе быть не может).

 

18. Нейропсихология как отрасль клинической психологии. Предмет и задачи.

Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом, центральная теоретическая проблема - проблема мозговой организации (локализации) ВПФ. При этом ВПФ понимаются как сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Они обладают 3 основными характеристиками: 1) формируются прижизненно; 2) опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно речью) и 3) произвольны по способу осуществления.

Основные направления, соответственно задачи:

- клиническая нейропсихология

Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое неаппаратурное нейропсихологическое исследование - «луриевские методы». Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике.

задачи клинического нейропсихологического обследования больного можно объединить в два связанных между собой класса: 1) дифференциальная топическая диагностика и 2) описание структуры нарушений психических функций на основе синдромообразующей составляющей в виде указания на нарушение фактора (факторов), лежащего в основе их дефицитарности и функциональных перестроек.

- экспериментальная

Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. (тоже Лурия)

- реабилитационное направление

Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ. Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции).

- нейропсихологическая психодиагностика

Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля латеральности.

Метод - синдромный анализ.

НП - Это наука о роли отд. мозговых зон в поведении в целом. + наука о связи мозга и поведения (т.е. изучает не болезнь). Ее задача- выявл. в чем именно закл. этот вклад; какие услов\факторы внос. кажд. уч-ток в протек. псих. процессов и как они пораж. при травмах разл. уч-ков мозга. Ее методом является синдромальный анализ - явления душевной жизни рассматриваются во взаимосвязи, в динамике развития, в определенной иерархии) Основ. ее пробл: а) локализации (выяв. и классиф. разл. областей и зон м., облад. специф. механ. работы, а также их вклад в протек. псих. ф-ций; б) проблема метода (нахож. методики, позвол. измен. и протекан. разн. пф; в) пр. объекта исследов.(исслед. нормы, детей и тд).

19. Теория системной динамической локализации высших психических функция (ВПФ). Понятие функциональной системы, нейропсихологического синдрома, симптома, фактора.

1. Лурия как бы ассимилирует понятия физиологии, понятия, связанные с функциональной системой и пытается применить эти понятия для анализа психических процессов, психических функций Высшие психические функции представляют собой сложные, саморегулирующиеся процессы, которые социальны по своему происхождению, опосредованы по своему строению, сознательные, произвольные по способу своего функционирования. Таким образом в этом определении подчеркиваются следующие моменты: психические процессы формируются в онтогенезе, они могут быть опосредованы речью, некими знаковыми системами, возможен контроль за протеканием психических процессов. Таким образом в основе любой психической функции лежит функциональная система, объединяющая в своем составе ряд мозговых зон.

Особенностями функциональной системы являются:

1. Достижение инвариантной, не меняющейся цели или задачи.

2. Достижение ее меняющимися средствами.

Функциональная система, которая интегрирует в себе работу ряда органов, может менять состав этих органов. Но приспособительная, адаптационная цель всегда достигается. Вторая особенность - это сложный состав функциональной системы, которая включает в себя набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов, то есть в любой функциональной системе есть та часть которая связана с получением информации - афферентная часть и та часть, которая осуществляет какие-то действия на основании этой информации - эфферентная часть. Строение и работа функциональных систем усложняется при переходе от сложных соматических процессов к сложным формам поведения.

Общие принципы для физиологических и психологических функциональных систем:

1. Системное строение и тех и других, то есть каждая из систем представляет собой сложную структуру, состоящую из ряда звеньев, элементов.

2. И физиологическая и психологическая функциональная система динамичны и пластичны, то есть могут меняться в ходе своего формирования и могут менять состав входящих в них звеньев.

3. В создании физиологической системе участвует весь организм, а в создании психологической системы участвует весь мозг. Но и в том и в другом случае целое является высоко дифференцированным целым. то есть каждый орган, каждая часть мозга вносит свой специфический вклад в целое.

В чем различия этих систем:

1. Психические функциональные системы формируются в онтогенезе, а физиологические функциональные системы носят врожденный характер.

2. Психические функциональные системы опосредствованы речью. Физиологические функциональные системы - нет, поскольку они работают в автономном режиме.

3. Произвольность и контролируемость психических функциональных систем. Работу сердечной мышцы, работу дыхания нельзя контролировать.

Если введено понятия функции как функциональной системы, состоящей из совокупной, совместной работы ряда участков, то не возникает вопроса о локализации функции в одном конкретном участке. Локализация должны быть связана с работой всех этих участков мозга. Если психическая функция - это совместная работа ряда участков мозга, то возникает вопрос о том, какой вклад каждый участок мозга вносит в осуществление целостной психической функции. Лурия приходит к выводу, что психические функции можно рассматривать как функциональные системы, разворачивающиеся в своей работе при опоре на разные участки мозга. Можно предположить, что все эти участки мозга объединены между собой в некую функциональную систему и выполнение функции (Н/Р движения) возможно только в том случае, если вся эта функциональная система работает. каждое звено вносит свой специфический вклад.

По отношении к любой психической функции работает весь мозг, но как дифференцированное целое. То есть каждый участок мозга вносит дифференцированный вклад в целое. Таким образом вопрос о локализации превращается в вопрос о том, не как локализуется психическая функция, а как локализуется отдельные звенья целой функциональной системы и какой вклад каждого звена.

Синдром - закономерное сочетание симптомов симптомокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов). Изменение псих. функций при б-ни рассматривают в 2-х планах: дефицитарная симптоматика и продуктивная симптоматика (новообразования не имеющие адаптивного значения - галлюцинации и тп ) НП синдром - закономерное сочетание НП симптомов, связанный с выпадением 1 или нескольких факторов. Синдромный анализ - анализ НП симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных НП симптомов. Таки образом синдромный анализ включает в себя как бы ряд этапов:

1. Выявление симптомов нарушения разных психических функций.

2. Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того нейропсихологического фактора, который лежит за этими симптомами. После нахождения причины мы можем сказать, что симптомы объединяются в нейропсихологический синдром. Они закономерно сочетаются в нейропсихологическом синдроме. НП фактор - понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры /уч-ка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Симптом - внешние проявления б-ни . НП симптом - нарушение псих. ф-ции в следствии локал. пораж. гол. мозга (при этом выдел. первичн. нп симп. как наруш. непоср. связ. с наруш. определенного фактора и вторич- возн. как системное следствие первичн. нп по з-нам системной взаимосвязи с перв.; нп синдром- закономерное сочет. нп симптомов, связ. с выпад. 1 или неск. факторов. Фактор -это а) принцип физиолог. деят. опред. м. структуры наруш. кот. привод. к появл. нп синдрома или б) продукт деятельности дифференцированных зон мозга, кот. одновременно является составляющей частью различных псих. процессов. Типы факторов: 1. произвольной регуляции деятельности (мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция); 2. кинетический (движения души и тела); 3. кинестетический (обратная афферентация - предметные движения, кот. ориентированны на св-ва предметов; 4. пространственного анализа и синтеза; 5. зрительный анализ и зрит. память; 6. слухового анализа и синтеза; 7. энергетического обеспечения активности (функциональные состояния - отдельные стволовые структуры); 8. нейродинамика (смена и баланс возб. - торможение); 9. межполушарного взаимодействия

20. Концепция А.Р.Лурия о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности блоков.

Блоки мозга - структурно-функциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека, которую разработал А.Р.Лурия. Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок - блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок - блок приема, переработки и хранения модально-специфической информации образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно-кинестезической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами, образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.

Лурия: можно выделить три основных функциональных блока, или 3 основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической д-сти. 1 БЛОК – обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования 2 БЛОК – получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира 3 БЛОК – программирования, регуляции и контроля психической д-сти.

Каждый из основных блоков имеет иерархическое строение: состоит из надстроенных друг над другом корковых зон трех типов – первичных (или проекционных) ядерной зоны. Куда поступают импульсы с периферии или откуда направляются импульсы на периферию. Функция: тонкий анализ различных физических параметров стимула определенной модальности. Каждая точка рецептивной поверхности проецируется в определенную точку коры. Вторичные (или проекционно – ассоциативные), где происходит переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ, целостный перцептивный образ. Третичные (или «зоны перекрытия»), зона ТРО, теменно-височно-затылочная область, зона смыкания областей, которые являются наиболее поздно развивающимися аппаратами больших полушарий и к-е у ч-ка обеспечивают наиболее сложные формы психической д-сти, требующие совместного участия многих зон мозговой коры. Функция: синтез информации, полученной от разных анализаторных систем.

1-й БЛОК регуляции тонуса и бодрствования: расположен в основном в пределах мозгового ствола, образований межуточного мозга и медиальных отделов новой коры. Для того, чтобы обеспечивалось полноценное протекание психических (п-их) процессов, необходимо, чтобы ч-к находился в состоянии бодрствования. Для осуществления организованной, целенаправленной д-сти необходимо поддерживать оптимальный тонус коры. Павлов открыл основные нейродинамические законы возникновения такого оптимального состояния: процессы возбуждения и торможения. Протекающие в бодрствующей коре, подчиняются з-ну силы, характеризуются определенной концентрированностью уравновешенностью и подвижностью. Эти основные з-ны неприложимы к состояниям сна или утомления. Аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, могут находиться не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и подкорковых отделах мозга. Эти аппараты находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние. В 49 году Мэгун и Моруцци обнаружили в стволовых отделах ГМ нервное образование, приспособленное к регулировке состояния мозговой коры, т.е. способное изменять ее тонус и обеспечивать ее бодрствование. Это образование построено по типу нервной сети, назвали ретикулярной формацией. Одни из волокон ретикулярной формации (РФ) направляются вверх, оканчиваясь в расположенных выше нервных образованиях – зрительном бугре, хвостатом теле, древней коре и в образованиях новой коры. Эти образования – восходящая ретикулярная система – играет решающую роль в активации коры, в регуляции ее активности. Другие волокна РФ имеют обратное направление: начинаются от более высоко расположенных нервных образований – новой и древней коры, хвостатого тела и ядер зрительного бугра – и направляются к расположенным ниже структурам среднего мозга, гипоталамуса и мозгового ствола. Эти образования – нисходящая ретикулярная система – они ставят нижел

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...