Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели рентабельности торгового предприятия,и их расчёт.




В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

2. Рентабельность производственных фондов;

3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выруч­ке от реализации продукции (без НДС);

3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношениечистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реа­лизации данного вида продукта к его продажной цене.

 

Как уже отмечалось, прибыль — это конечный финансовый ре­зультат деятельности предприятия. При рыночной экономике ре­зультаты деятельности оцениваются системой показателей, основ­ным среди которых является рентабельность, определяемая как от­ношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть ис­пользованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчис­ленный процентным отношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.

Расчет общей Экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется подформуле

П

Ро = —— х 100, где

Т

 

где Ро — общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П — сумма прибыли (валовой или чистой);

Т — объем товарооборота (без НДС).

Данная формула расчета применима и для определения при­быльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия:показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу путем умножения и деления на показа­тель товарооборота, получим два показателя: рентабельность това­рооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:

П Т П Т П Т

Ро= -- х -- = --:-- = -- х –

К Т Т К Т К

 

или Ро = Рт • Ок

где Рт— рентабельность товарооборота (продаж);

Ок — оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов). Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зави­симость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. руб. проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабель­ность товарооборота.              „

Коэффициент прибыльности продаж (—) характеризует долю

прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и това­рооборота можно более точно судить о финансовом результате дея­тельности торгового предприятия.

Этот показатель имеет важное значение в зарубежной практике. Так, в США Министерство торговли ежегодно публикует данные о средних показателях чистой рентабельности продаж по каждой от­расли и крупным торговым фирмам, компаниям. Положение фир­мы на внутреннем рынке определяется на основе данного показате­ля, который свидетельствует о степени прочности ее финансового состояния.

Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный ха­рактер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ее ценных бу­маг.

В зарубежной практике показатель рентабельности товарооборо­та называют коммерческой маржей. Выражается она в процентах, и ее величина колеблется от 5 до 30 % в зависимости от характера и объема деятельности торговой фирмы.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарообо­рота к величине капитала предприятия. На основе этого показате­ля можно определить сумму товарооборота на 1 тыс. руб. вложен­ного капитала. Чем выше объем товарооборота, тем больше число

' В переводе с французского означает вознаграждение, поощрение.

оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно восприни­мать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей экономической рентабельности сводится к воздействию на оба составляющих ее показателя — рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.

Для характеристики эффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном капитале (соб­ственных средств) по соотношению прибыли (П) и средней величи­ны собственного капитала (Кс):

Рк=П/Кс. '

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) име­ет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позво­ляет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного пока­зателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие (1/Рк).

Рентабельность производственных фондов торгового предпри­ятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100:

Рф= [П: (ОФ + МС) • 100],

где Рф — рентабельность основных фондов, %;

П — сумма прибыли (валовой или чистой);

ОФ — средняя стоимость основных средств (фондов);

МС — средняя стоимость материальных оборотных средств. Если торговое предприятие работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путем вычи­тания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффици­ентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых под­черкивает определенный аспект результатов деятельности торгово­го предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы при­были от реализации товаров к сумме издержек обращения, показы­вает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффек­тивность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности за­нятых на предприятии работников, характеризует эффективность

использования рабочей силы и показывает размер полученной при­были в расчете на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обя­зательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицин­ского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социаль­ные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем, естественно, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабо­чей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников — больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хо­зяйственной деятельности предприятия от результата труда каждо­го работника.

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 м площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площа­дей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли.

Изучение системы показателей рентабельности торгового пред­приятия рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприя­тий.

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом.

     1 1

Р = Е / ---- + ---, где

    УМ К

Р - общая рентабельность предприятия %
Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной продукции;
У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов, доли единицы;
М - коэффициент фондоотдачи активной части основные производственных фондов;
К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

Методика анализа общей рентабельности:

1) по факторам эффективности;
2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...