Глава 3. Разработка мероприятий по снижению банковских рисков коммерческих экспортных кредитов
Глава 3. Разработка мероприятий по снижению банковских рисков коммерческих экспортных кредитов 3. 1 Применение способов страхования экспортных рисков
Для снижения рисков, связанных с осуществлением экспортно-импортных операций, существуют различные способы, а именно: банковские инструменты страхования рисков (аккредитив, гарантия и т. п. ) и страховки, в особенности специальных страховых обществ. Документарный аккредитив — соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату, акцепт тратты, выставленной бенефициаром, или негоциацию документов. Оплата производится в установленный срок в определенной сторонами валюте. В этом случае обязательство по оплате несет банк импортера, поэтому риск неплатежа несет также банк. Таким образом, риски подготовительного этапа и риск неплатежа покрываются аккредитивом. Риск страны в этом случае остается непокрытым, так как банк обычно находится в стране импортера. При подтверждении аккредитива банком экспортера последний также участвует в гарантировании платежа, поэтому перенимает на себя все риски, в том числе и политические. Величина комиссионных за подтверждение авизующим банком аккредитива зависит от показателя риска страны импортера. Банковские гарантии также используются в международной торговле как средство покрытия риска неплатежа в пользу экспортера. В основе банковской гарантии лежит абстрактное обещание банка заплатить при первом же требовании экспортера, если он заявит, что срок погашения задолженности наступил, а импортер еще не произвел оплату. Платежеспособность банка в этом случае замещает платежеспособность импортера, поэтому все экономические риски в этом случае тоже исключаются.
Часто основным инструментом страхования экспортных рисков выступают гарантии и поручительства правительств. Для страхования валютного риска используются и возможности, предоставляемые рынком: срочные валютные операции, валютные опционы и кредиты в иностранной валюте.
3. 2 Формирование системы управления банковскими рисками в ОАО АКБ «Росбанк»
Система управления банковскими рисками в ОАО АКБ «Росбанк» - это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий. Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму - управление рисками различных портфелей банка - кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т. д. Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска. Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками в ОАО АКБ «Росбанк» рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления: - субъекты управления; - идентификация риска; - оценка степени риска; - мониторинг риска. Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы. Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести: - руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков; - комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк; - подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности; - функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности этих подразделений; - аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам; - службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации; - юридический отдел, контролирующий правовые риски. Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска. Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных негативных последствий для банка, связанных с этими зонами. Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации - важный фактор любого риска.
Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ. Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска. В последующих разделах этим факторам уделяется большое внимание. Модель качественного анализа показывается на примере анализа кредитного портфеля банка. Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т. е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков: - выбор критериев оценки степени риска; - определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска; - определение фактической степени риска на основе отдельных методов; - оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем. Критерии оценки степени риска могут быть как общими, так и специфичными для отдельных видов риска. Наиболее разработаны в экономической литературе критерии оценки кредитного риска, которые известны, как правила «си»: репутация заемщика, способность заимствовать средства, способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности, капитал заемщика, обеспечение кредита, условия кредитной операции, контроль (соответствие операции законодательной базе и стандартам). Допустимый размер рисков различного вида должен фиксироваться через стандарты (лимиты и нормативные показатели), отражаемые в документе о политике банка на предстоящий период. Эти стандарты определяются на основе бизнес-плана. К их числу можно отнести: - долю отдельных сегментов в портфеле активов банка, кредитном портфеле, торговом и инвестиционных портфелях; - соотношение кредитов и депозитов; - уровень показателей качества кредитного портфеля; - долю просроченных и пролонгированных ссуд; - долю МБК в ресурсах банка; - уровень показателей ликвидности баланса и достаточности капитальной базы; - стандартные требования к заемщикам банка (по длительности участия в данной сфере бизнеса, соответствию среднеотраслевым экономическим показателям, ликвидности баланса и т. д. ).
Оценка фактической степени риска банка может основываться на двух приемах - оценка уровня показателей риска и классификации активов по группам риска. В основе классификации показателей риска могут лежать сфера риска и вид показателя. В зависимости от сферы риска, которая связана с объектом его оценки, выделяются методы оценки совокупного (портфельного) риска банка, индивидуального риска (связанного с конкретным продуктом, услугой, операцией, контрагентом), комплексного риска (связанного с определенным направлением деятельности банка). В качестве показателей оценки степени риска могут использоваться: - коэффициенты; - прогнозируемый размер потерь; - показатели сегментации портфелей банка (портфель активов, кредитный, депозитных ресурсов, инвестиционный, торговый портфели и т. д. ). Наиболее распространен коэффициентный способ оценки степени риска. Прогнозирование размера потерь может основываться на имитационном моделировании, методе дюрации и т. д.; рассматривается в разделе, посвященном процентному риску. Показатели сегментации свойственны анализу качества портфелей банка. Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска: - номерная система; - балльная система - с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя); - система скорринга; - смешанные формы. Мониторинг риска - это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности в ОАО АКБ «Росбанк». Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска. Обязанности по мониторингу рисков распределяются между функциональными подразделениями банка, его специализированными комитетами, подразделениями внутреннего контроля, аудита и анализа, казначейством или другим сводным управлением банка, его менеджерами. При этом функциональные подразделения банка отвечают за управление коммерческими рисками, а комитеты и сводные подразделения — фундаментальными рисками. Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту ОАО АКБ «Росбанк» от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы: - методы предотвращения рисков; - методы перевода рисков; - методы распределения рисков; - методы поглощения рисков. К методам регулирования риска можно отнести: - создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов; - порядок покрытия потерь собственным капиталом банка; - определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т. д. ), основанной на степени риска; - контроль за качеством кредитного портфеля; - отслеживание критических показателей в разрезе видов риска; - диверсификация операций с учетом факторов риска; - операции с производными финансовыми инструментами; - мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка; - ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска; - установление лимитов на рисковые операции; - продажа активов; - хеджирование индивидуальных рисков. Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками: - комплексность, т. е. единая структура системы управления для всех видов риска; - дифференцированность, т. е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков; - единство информационной базы; - координация управления различными видами рисков. Для построения эффективной системы управления банковскими рисками в ОАО АКБ «Росбанк» необходимо: - с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления; - установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку; - использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий; - определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления; - ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|