Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние малого бизнеса в России




 

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 20 лет.

В основном процесс создания малых предприятий шёл стихийно. На малые предприятия, как и в большинстве развивающихся стран мира, на этапе становления экономики нового типа, сопровождающегося быстрым ростом числа и качества малых предприятий, возлагались большие надежды. Малые предприятия должны были обеспечить развитие конкуренции, повышение экспортного потенциала, быстрое насыщение рынка товарами и услугами.

Вместе с тем, при отсутствии финансовой и качественной правовой поддержки со стороны государства, в условиях жесткой конкуренции с нахлынувшим потоком импортных качественных и дешевых товаров, русло малого предпринимательства России устремилось не в развитие фондообразующих отраслей экономики, а в сферу обращения, услуг и посредничества.

Стоит отметить, что в условиях финансовой нестабильности, сопровождающегося инфляционными процессами, ростом государственного долга, отсутствием у предпринимателей собственного капитала, начисто были разрушены многие постсоветские производственные предприятия, которые могли бы явиться фундаментом для развития малого предпринимательства.

Так, жертвой продуманной конкурентной стратегии многих зарубежных предприятий стала вся лакокрасочная отрасль новой России. Всем предприятиям данной отрасли буквально в первые годы их функционирования на постсоветском пространстве зарубежными (немецкими, финскими) банками были предложены кредиты на развитие производств. Обеспечением кредитов выступили сами производства. Не выполнив предусмотренные договорные обязательства, предприятия были переданы под управление кредиторов и в последствии уничтожены как таковые. Лакокрасочную нишу на рынке Российской Федерации заняла продукция финских производителей.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:

§ рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов;

§ рынок труда (в России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения).

§ рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).

При этом имеется в виду не просто признание необходимости существования в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышение их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

На тенденции развития малого бизнеса оказывает непосредственное влияние негативная динамика основных макроэкономических показателей. К числу основных макроэкономических факторов следует отнести ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий.

Адаптация к жестким внешним условиям происходит только на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их переориентация на выпуск товаров и услуг, пользующихся спросом и заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия могут эффективно использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.

Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать благоприятные условия для его развития. В пользу акцента на малый бизнес в современной России говорит, наряду с прочими, и то обстоятельство, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое (отчасти, надо заметить, и по вполне уважительным причинам) было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем при хорошей государственной организации дела эти «заблудившиеся» огромные предприятия могли бы, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, кое - каким оборудованием и материалами, кадрами; возместиться же все это могло бы «прокладкой» для этих предприятий многих новых дорог на рынок, созданием для их оживления благоприятной конъюнктуры.

Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Для того чтобы выяснить тенденции развития малого бизнеса в России, обратимся к динамическому ряду численности экономических агентов (табл. 1). По состоянию на 1 января 2007 г. в России зарегистрировано 1032,8 тыс. субъектов малого предпринимательства (Россия в цифрах, 2007, с. 177).

В последние годы предприятия малого бизнеса развиваются несколько опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. В валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий выросла с 5,9% в 2001г. до 7,6% в 2004г. На 1 апреля 2007г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1079,8 тыс., что на 4,5% выше, чем по состоянию на 1 апреля 2006г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 750,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 апреля 2006г. на 30,7 ед.

 

Таблица 1. Количество крупных, средних и малых предприятий России в 1992-2006 гг. (по состоянию на конец года).

Год Все предприятия

Из них

   

крупные и средние

малые

  тыс. единиц тыс. единиц % тыс. единиц %
1992 609,0 49,0 8,0 560,0 92,0
1993 1244,9 379,9 30,5 865,0 69,5
1994 1946,3 1049,4 53,9 896,9 46,1
1995 2249,5 1372,2 61,0 877,3 39,0
1996 2504,5 1662,8 66,4 841,7 33,6
1997 2727,1 1866,0 68,4 861,1 31,6
1998 2901,2 2033,2 70,1 868.0 29,9
1999 3106,4 2215,8 71,3 890,6 28,7
2000 3346,5 2467,2 73,7 879,3 26,3
2001 3593,8 2750,8 76,5 843,0 23,5
2002 3845,3 2963,0 77,1 882,3 22,9
2003 4149,8 3258,9 78,5 890,9 21,5
2004 4417,1 3463,9 78,4 953,1 21,6
2005 4767,3 3788,0 79,5 979,3 20,5
2006 4506,6 3473,8 77,1 1032,8 22.9

 

По итогам января-марта 2007г. среднесписочная численность занятых на МП в целом по стране выросла на 5,1% и составила 8401,27 тыс. чел.

В январе-марте 2007г. по сравнению с январем-мартом 2006г. малые предприятия обеспечили на 391,2 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 16,6%, повысившись на 0,8 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2006г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. В январе-марте 2007г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на МП в целом по стране, при этом темпы роста значительно увеличились.

По данным Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических, факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2008 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...