Перспективы развития малого бизнеса в России
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут: · замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение деятельности (покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.); · прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов; · пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию); · наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков; · перестанут пользоваться услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен. Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономическою кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К ним прежде всего относятся: · предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению; · предприятия, производящие товары/ услуги с неэластичным спросом; · предприятия, не использующие в своей работе заемные средства; · предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент; · предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.
Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер: 1. отсутствие оборотных средств; . отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; 3. отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; . снижение спроса на продукцию - при неизменном уровне издержек ухудшение показателей оборачиваемости капитала, уменьшение нормы прибыли и рентабельности бизнеса; . риск неплатежей от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания». Необходимо обратить внимание на то, что бизнес должен качественно измениться и переориентироваться с сырьевой направленности на инновационную. В настоящее время именно на это направлены многие меры государственной поддержки. Выступая на Втором международном форуме по нанотехнологиям в Москве в октябре 2009 г., Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что кризис пока ничему не научил российский бизнес, сырьевая направленность экономики не меняется. Посткризисная экономика должна базироваться на знаниях, инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были. Задача России - стать одним из мировых лидеров процесса использования нанотехнологий в науке и промышленности, для чего в нашей стране есть потенциал. Однако успешное развитие нанотехнологий возможно только при качественных преобразованиях в экономике и социальной сфере. Кроме того, Д.А. Медведев сформулировал пять приоритетных направлений технологического развития России: энергетика, ядерные технологии, информационные технологии, наземная космическая инфраструктура передачи информации, медицина. По его словам, сегодня в России осуществляется крупнейшая в мире государственная инвестиционная программа в сфере нанотехнологий. До 2015 г. на эти цели будет выделено 318 млрд руб. Объем продаж продукции российской наноиндустрии должен достичь к этому году 900 млрд руб., из них около четверти пойти на экспорт. «Чтобы эти прогнозы сбылись, мы намерены использовать передовые разработки и нашей, и мировой науки».
К форсированному развитию инновационного предпринимательства призвали и участники состоявшегося в Совете Федерации Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации С. Миронове. Открывая Совет, Председатель Совета Федерации С. Миронов обратил внимание на то, что альтернативы переходу на инновационный путь развития у России нет, и самый эффективный импульс к такому переходу может придать лишь МСП. В то же время вклад российского МСП в ВВП страны (13-14%) ничтожно мал по сравнению с Европой (50%), США (53%) и Японией (70%). Малый и средний бизнес, по его словам, душится неразумной властной политикой, особенно завышенной процентной ставкой по кредитам. Требует улучшения особые подходы к инноваторам, упростить процедуру оформления кредита, снизить процентные ставки. С. Миронов также отметил, что инфраструктура инноваций в России страдает от отсутствия единой информационной базы изобретений и внедрений, а также от административного давления на малый и средний бизнес. Если государство хочет развиваться по высокотехнологической, а не сырьевой модели, все эти несоответствия нужно устранить в ближайшее время. Мы не можем довольствоваться старыми путями развития: в этом случае нас оттеснят на обочину цивилизации. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Н. Ларионова отметила, что сектор инновационного предпринимательства по состоянию на 1 июля не только вырос на 1%, но и претерпел внутренние значимые изменения, а именно малых предприятий стало меньше, зато увеличилось число средних, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Говоря о поддержке, следует также отметить, что Минэкономразвития России пока не может выходить за рамки 300 тыс. руб., однако к концу года начнет действовать широкая сеть гарантийных фондов общей капитализацией до 30 млрд руб.
В заключение отметим, что для качественной перестройки экономики необходимо переориентировать субъектов МСП на инновационный путь развития, поскольку именно они являются основой экономики страны в целом.
Заключение
В силу исторической специфики России прочных традиций развития малый бизнес в стране не имел. Следует отметить, что по своей социальной природе малое предпринимательство, с одной стороны, теснимое крупным бизнесом, с другой - принимающее на себя первым все удары конъюнктуры, причем как экономической, так и политической, - это малое предпринимательство неоднородно, что выражается в изменчивости его политических симпатий. По данным Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. На современном этапе принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Для достижения заметного результата в развитии предпринимательства и малого бизнеса необходимо сделать еще очень много. И, по-видимому, начинать надо с анализа уже имеющихся льгот и преференций, а также степени их реального использования малым бизнесом, оценки воздействия этих льгот на развитие малого бизнеса. Затем необходимо структурировать и систематизировать льготы таким образом, чтобы увеличить их доступность для реального, а не «искусственного» малого предпринимательства. Преобразовать разрозненные структуры поддержки малого предпринимательства в единую национальную систему. Сосредоточить внимание на пропаганде предпринимательства как важного фактора развития нашего общества. Меры государственной поддержки бизнеса: упрощенные процедуры регистрации, налогообложения, отчетности; определенные гарантии при проверках, приватизации и аренде государственного имущества; информационная поддержка; льготные кредиты; гранты под определенные проекты и др. Для получения в перспективе многих мер государственной поддержки бизнес должен качественно измениться и переориентироваться с сырьевой направленности на инновационную.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изм. от 30.12.2008). // Российская газета, № 237, 25.12.1993. . Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994. . ФЗ от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (принят ГД ФС РФ 14.07.2001). // Российская газета", N 155-156, 11.08.2001, 4. ФЗ от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". // Российская газета", N 273, 06.12.2007 . Бабленков И. Б. Источники финансового обеспечения малого бизнеса в современных условиях / И. Б. Бабленков, И. В. Ишина / / Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 2. - С. 364-368
. Балацкий Е.В., Мачульская О.В. Особенности малого предпринимательства в России. // Проблемы прогнозирования № 5, 2006.- С.15-19. . Гербер М. Малый бизнес: от иллюзии к успеху Олимп-бизнес, 2007, 420 . Гусева Т. А. Государственная поддержка. Реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства / Т. А. Гусева, Н. Л. Клеванова / / Право и экономика. - 2010. - N 1. - С. 4-9 . Зубченко Л. А. Поддержка малого и среднего бизнеса в ЕС / Л. А. Зубченко / / Бизнес и банки. - 9/ 3/2010. - N 8. - С. 7-8 . Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006 С.5 . Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес / Е. Литвак / / Финансовая газета. - 5/ 2/2009. - N 6. - С. 14-15 . Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2006.- 308с. . Морозко Н. И. Влияние мирового экономического кризиса на условия финансирования малого бизнеса в России / Н. И. Морозко, В. Ю. Диденко / / Финансы и кредит. - 2010. - N 7. - С. 7-10 . Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики: (доклад Государственного университета - Высшей школы экономики и Межведомственного аналитического центра) / / Вопросы экономики. - 2009. - N 5. - С. 21-46 . Сидорчук Р. Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р. Р. Сидорчук / / ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2009. - N 1. С. 174-187 . Субъекты МСБ: как определить, кто к ним относится: [субъекты малого и среднего предпринимательства] / / Российский налоговый курьер. - 2010. - N 1/2. - С. 146-147 . Ширяева Я. Д. Малый бизнес в России: статистика и законодательство / Я. Д. Ширяева / / Финансы и бизнес. - 2008. - N 1. - С. 150-161.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|