Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод весового тр-ка. Рациональных штандорт промышленного предприятия Лаунхардта




Теория сельскохозяйственного штандорта Тюнена


Становление теории размещения (локализации) принято связывать с име­нем немецкого экономиста Й.Тюнена. Главным содержанием его научных трудов было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.

В своих исследованиях Й.Тюнен предполагал наличие эконо­мически изолированного от остального мира государства, в пре­делах которого имеется центральный город, являющийся един­ственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и од­новременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые при­нимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности пе­ревозки. Критерий оптимизации размещения в работах Й.Тюне­на — минимизация транспортных затрат.

Й.Тюнен ставил вопрос следующим образом: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Ответ на этот вопрос он искал на пути сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производ­ства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее бла­гоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственно­го производства.

Кольца Тюнена. Й.Тюнен доказал, что оптимальная схема раз­мещения сельскохозяйственного производства (в рамках сделан­ных им допущений) — это система концентрических кругов (по­ясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятель­ности.

Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к горо­ду должно размещаться соответствующее производство, и чем до­роже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от горо­да целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге, Й.Тюнен выделял шесть поясов (колец) размеще­ния сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых вы­ступают:

  • высокопроизводительное пригородное хозяйство;
  • лесное хозяйство;
  • плодосеменное производство;
  • выгонное хозяйство;
  • поля трехпольного севооборота;
  • зона скотоводческого производства.

Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов мо­жет быть другим, однако принцип их чередования сохраняется.

Одновременно Й.Тюнен обосновал основные положения тео­рии земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относи­тельно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и па­дает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму зе­мельной ренты.

В основе модели Тюнена лежат принципы:

  1. При движении от центра к окраине происходит смена интенсивности использования земель, отсюда происходит специализация хозяйств.
  2. По мере удаления от центра снижается интенсивность землепользования, снижается стоимость единицы производимой продукции за счет снижения ренты на единицу площади земли.
  3. Транспортные издержки на перевозку продукции возрастают по мере удаления от центра сбыта, в итоге рыночная стоимость оказывается примерно равной во всех системах использования земель, т.е. эффективность производства продукции во всех зонах (кольцах) одинакова.

 

Метод весового тр-ка. Рациональных штандорт промышленного предприятия Лаунхардта

Главное открытие немецкого ученого В. Лаунхардта, основная работа которого была опубликована в 1882 г., — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции.

Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же, как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника. Наилучшим пунктом размещения завода будет тот, в котором транспортные затраты минимальны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...