Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории региональной специализации и межрегиональной торговли




Международная (межрегиональная) торговля — способ получения выгоды для каждого участника. Международное раз­деление труда, полагал А. Смит, целесообразно осуществлять с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна (имеется в виду регион). Каждая страна (регион) должна специализироваться на производстве и продаже того то­вара, по которому она обладает абсолютным преимуществом. Если она сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства товаров, по которым страна (регион) не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих странах (регионах).

5. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ А.Смита,Рикардо

Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теориюабсолютного преимущества.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита состоит в определении специализации стран на основании абсолютных преимуществ в производстве определенного товара. По заключению А. Смита, "...если какая-либо чужая страна может снабжать нас какими-либо товарами по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии производить их, гораздо лучше покупать их у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом"[1].

Абсолютные преимущества (absolute advantage) можно характеризовать двояко:

либо более дешевым производством единицы данного товара в данной стране по сравнению с другими странами (сравниваются затраты времени на единицу товара);

либо более высокой производительностью создания данного товара в данной стране по сравнению с другой страной (сравниваются показатели объемов производства в единицу времени).

Таким образом, для определения специализации на основе теории абсолютных преимуществ сравнивают производство (либо трудоемкость, либо производительность) одного и того же товара в одной и другой стране.

Пример

Две страны А и С производят сырье и оборудование. Производственные возможности двух стран определены следующими данными.

Товар Страна А Страна С
Сырье, т/ч    
Оборудование, шт./ч    

Если страны закрыты, внутреннее потребление в каждой стране будет определяться внутренним производством. Для страны А в условиях ограниченных ресурсов возможности производства составят альтернативу: 10 т сырья или единица оборудования в час. Для страны С – 1 т сырья или 6 ед. оборудования в час. Страна

А имеет абсолютные преимущества в производстве сырья, так как в единицу времени может произвести его больше, чем страна С. Страна С, напротив, имеет абсолютные преимущества в производстве оборудования, так как производственные возможности этой отрасли здесь выше. Из этого следует, что стране А выгодно специализироваться на производстве сырья, а стране С – на производстве оборудования. Однако поскольку для внутреннего потребления обеим странам необходимы оба товара, следствием международной специализации будет обмен и расширение вследствие этого обмена возможностей внутреннего потребления. Страна А может обменять 10 т сырья на 6 ед. оборудования, увеличив возможности внутреннего потребления оборудования на 5 ед., так в отсутствие торговли можно было бы произвести всего одну единице оборудования. Страна С может обменять 6 ед. оборудования на 10 т сырья, расширив внутреннее потребление сырья на 9 т (рис. 10.G).

Рис. 10.6. Расширение возможностей потребления вследствие международной торговли (теория абсолютных преимуществ)

Страна экспортирует тот товар, в производстве которого она специализируется, и импортирует тот товар, в производстве которого специализируются другие страны. При этом обе страны получают выигрыш от международной специализации. Его величину для каждой страны определяет разница между ее торговыми возможностями (количеством товара, которое можно приобрести в другой стране за счет международного обмена) и производственными возможностями (количеством товара, которое можно произвести в данной стране в условиях ограниченных ресурсов).

Д. Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А. Смита. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря игре, на разнице издержек.

Из анализа, проведенного Д. Рикардо, следуют два вывода:
1. выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных регионах различны;
2. производство и потребление всех товаров может быть увеличено, если регионы будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами, по которым они обладают сравнительными преимуществами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...