Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В-8 Ревизия и аудит организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности




При проверке организации делопроизводства бухгалтерии необходимо уделить внимание хранению первичных документов и учетных регистров. Все записи в бухгалтерском учете ведутся на основе первичных документов. Записи в первичных документах допускается производить чернилами, пастой шариковых ручек, на принтере компьютера и т.п. Все первичные документы, поступившие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме и по содержанию. Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметки, исключающие возможность их повторного использования.

Рационально организованный документооборот предполагает наличие минимального разрыва во времени между совершением хозяйственных операций и получением необходимых обобщенных сведений..

На каждом предприятии должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя рабочий альбом форм документов и график документооборота. Указанный график может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполненных каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием взаимосвязей и сроков выполнения работ. Каждому исполнителю должна быть вручена выписка из графика, где перечисляют документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления.

Лица, подписавшие и составившие документы, несут ответственность за своевременное и качественное его создание, за достоверность данных, за передачу их в установленные сроки для записи в учетные регистры.

В кассовых и банковских документах никакие исправления не допускаются. В других первичных документах исправления должны быть оговорены.

Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» закреплено, что предприятие самостоятельно устанавливает внутренние правила документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета.

При изучении данной темы следует отметить следующие задачи:

– определение финансовой устойчивости предприятия, усиление его независимости от внешних факторов в результате наращивания источников собственных средств;

– проверка целевого накопления и использования накопленных денежных и материальных ресурсов преимущественно на развитие предприятия, его обновление и техническое перевооружение;

– проверка правильности организации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с планом счетов и инструкции по его применения;

– наличие инструкции по выполнению служебных обязанностей;

– выполнены ли предложения и указания по результатам предыдущих проверок состояния учета и отчетности;

– обеспечивается ли бухгалтерией предварительный и текущий контроль за сохранностью совершаемых хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности;

– своевременность составления и качество оформления первичных документов;

– правильность применения журналов-ордеров, типовых программ автоматизации бухгалтерского учета;

– проверка взаимной согласованности оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными Главной книги, баланса и других форм отчетности;

– проверка правильности и достоверности сводных бухгалтерских отчетов и своевременность их представления;

– характеристика состояния хранения бухгалтерских документов, наличие архива и оформленных описей документов.

В-9 Ревизия и аудит учредительных документов.

Основными источниками информации при проверке расчетов с учредителями являются:

- учредительные документы предприятия;

- протоколы собрания акционеров, учредителей;

- первичные документы, отражающие взносы учредителей в уставный капитал;

- документы по начислению дивидендов и доходов акционерам;

- данные аналитического учета по счету 75.

Аудитор должен проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета заявленного уставного фонда, для чего аудитор сопоставляет аналитические данные по счету 75 с данными счета 80 и учредительными документами.

При установлении отклонений аудитор устанавливает причину, определяет виновных в этом лиц и сумму причиненного предприятию ущерба.

При проверке учредительных документов аудитор должен изучить учредительные документы предприятия, обращая внимание на размер и порядок формирования его уставного капитала.

Если учредительные документы предусматривают денежный вклад участников в уставный фонд, то аудитор должен проверить: в каком размере и в каких денежных единицах каждый участник осуществляет свой вклад. При пересчете валютных вкладов иностранных инвесторов в денежные единицы РБ используются курсы валют, установленные Национальным банком РБ на день подписания договора о создании предприятия с иностранными инвестициями.

Взносы в уставный капитал могут осуществляться в неденежной форме. Все неденежные вклады должны оцениваться экспертным путем. Результаты экспертизы должны быть оформлены актом. При создании предприятия с иностранными инвестициями неденежный вклад иностранного инвестора должен быть завезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за конвертируемую иностранную валюту или за денежные единицы Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданного с его участием предприятия с иностранными инвестициями, от разрешенной коммерческой деятельности либо путем обмена конвертируемой валюты в банках Республики Беларусь.

Предприятие с иностранными инвестициями должно представить в зарегистрировавший его орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее одного месяца до двухгодичного срока. Таким документальным подтверждением факта формирования уставного фонда является соответствующее заключение аудиторской организации

 

Аудитор проверяет также своевременность взносов в уставный фонд. При отсутствии по истечении одного года после регистрации документального подтверждения факта внесения каждым из участником 50%, указанных в учредительных документах, вкладов в уставный фонд, орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает недействительным.

Аудитору также необходимо проверить, как произведено начисление и удержание сумм налога на доходы от участия в предприятии. Суммы налога на доходы подлежат уплате у источника выплаты. Проверяется своевременность уплаты данного налога, который должен уплачиваться в момент начисления дохода, независимо от фактического времени его получения.

 

 

В-10 Проверка операций с денежными средствами и денежными документами.

Ревизия и аудит кассовых операций осуществляется сплошным способом. В процессе его проведения необходимо проверить соблюдение кассовой дисциплины. Проверка производится на основании следующих первичных документов: отчетов кассира, журналов регистрации приходных и расходных кассовых документов; кассовой книги; корешков чеков; выписок со счетов; журналов-ордеров.

Далее следует установить достоверность кассовых отчетов, правильность указанных в них оборотов и выведенных остатков. С этой целью необходимо проверить наличие кассовых документов, приложенных к отчету кассира, соответствие порядковых номеров и сумм кассовых ордеров номерам и суммам, указанным в кассовых отчетах. Кассовые документы проверяются по форме и существу. По каждому кассовому отчету надо просчитать обороты по приходу и расходу и проверить правильность выведенного в каждом отчете остатка денег, а также сверить месячные обороты и остатки по кас­совым отчетам с оборотами и остатками в журнале-ордере № 1. Сле­дует также проверить ведомости на выплату заработной платы, пре­мий, пособий и т.д. Устанавливается, соответствуют ли подписи полу­чателей их подписям на других документах, нет ли в ведомостях приписок, на какой счет отнесены выплаченные деньги, произво­дятся ли кассиром в платежных ведомостях отметки «Депонирова­но» против фамилий лиц, не получивших причитающихся им сумм. Сумма в каждой платежной ведомости сверяется с суммой, указан­ной в расчетной ведомости по начислению з/платы в графе «К выдаче». Особое внимание обращается на то, чтобы не было дописанных фамилий, цифр, подчисток, не оговоренных исправлений сумм, сомнительных расписок, некачес­твенно оформленных доверенностей и т.д. В ходе проверки выплаты депонирован. заработной платы, оплаты по договорам подряда, трудовым соглашениям обратить внимание на то, чтобы в РКО или заменяющ. их докуме. были указаны наименован. и номер докумен, удостоверяю. личность получателя, кем и когда он выдан.

В ходе проверки особое внимание следует уделить контролю за обеспечением сохранности денег и других ценностей, находящихся в кассе. С этой целью устанавливается, изолировано ли помещение кассы; оборудована ли она охранной сигнализацией и другими приспособлениями; хранятся ли деньги и ценные бумаги в сейфе или несгораемом шкафу и опечатываются ли они кассиром по оконча­нии рабочего дня; где хранятся дубликаты ключей от сейфа; как обеспечивается сохранность денежных средств при доставке их из банка и сдаче в банк; производится ли внезапная ревизия кассы (в сроки, установленные руководителем предприятия, но не реже од­ного раза в квартал); на кого возлагаются обязанности по ведению кассовых операций в случае необходимости временной замены (бо­лезнь, отпуск и др.) кассира.

Аудиторская проверка не предусматривает проведение инвента­ризации кассовой наличности и других ценностей, находящихся в кассе. Однако, если это предусмотрено договором на проведение аудиторской проверки, ее необходимо проводить внезапно. Инвен­таризацию наличных денег, денежных документов и ценных бумаг, хранящихся в кассе, аудитор проводит в присутствии кассира и главного бухгалтера предприятия. Если по каким-либо уважитель­ным причинам кассир не может присутствовать при инвентаризации кассы, создается специальная комиссия. До начала инвентаризации (при необходимости) по требованию аудитора кассир обязан зак­рыть и опечатать сейф, в котором хранятся денежные средства и другие ценности. Кассиру предлагается составить отчет по кассовым операциям за текущий день и дать расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в кассовый отчет и что к моменту проверки неоприходованных и не списанных в расход денег нет. Последний кассовый отчет проверяется аудитором. Затем аудитор приступает к проверке кассовой наличности. Кассир в присутствии аудитора и главного бухгалтера производит пересчет наличных денежных средств. Повторно деньги и ценности пересчитываются аудитором. Аналогично проверяются фактические остатки денежных докумен­тов и ценных бумаг в кассе. Результаты инвентаризации оформляются актом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...