Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Экспериментальные методики патопсихологии




План

1. Методы исследования нарушений памяти при психических заболеваниях.

2. Методы исследования нарушений мышления при психических заболеваниях.

3. Методы исследования нарушений эмоционально-волевой сферы при психических заболеваниях.

4. Метод пиктограмм и его использования в патопсихологии.

5. Методика «Классификация предметов» и ее использование в патопсихологии.

Задания к теме 4

4.1. Раскройте суть методики Джекобсона по изучению особенностей кратковременной памяти.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Раскройте суть методики зрительной памяти А.Л. Бентона и дайте примеры ошибок при тяжелой патологии мозга.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. Раскройте суть методики «Сравнение понятий», предложенной В.М. Бехтеревым

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4. Составьте патопсихологическое заключение, использую методику определения личностных состояний А.Т. Джерсайлда.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Раскройте сущность метода пиктограмм.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Раскройте сущность методики «Классификация предметов».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Кто предложил методику запоминания 10 простых слов?

2. Кто разработчик методики исследования зрительной памяти?

3. С какого возраста можно применять методику «Исключение предметов»?

4. Кто является автором методики «Сравнение понятий» и «Понимание силлогизмов»?

5. Кто является автором методики определения нервно-психического напряжения?

6. Кто является разработчиком метода пиктограмм и его использование в патопсихологии?

7. В каком году Куртом Гольдштейном была разработана методика «Классификация предметов» для исследования больных с афатическими расстройствами?

 

Тема 5. Патопсихология познавательной деятельности и личности

План

 

5.1.Нарушения восприятия.

5.1.1.Психологическая феноменология и психологические механизмы нарушения

восприятия.

5.1.2.Агнозии и псевдоагнозии при деменциях.

5.1.3.Нарушение смыслового восприятия.

5.2.Нарушения памяти.

5.2.1.Психологические механизмы нарушения памяти.

5.2.2.Нарушения непосредственной памяти.

5.2.3.Нарушение опосредованной памяти.

5.2.4.Нарушение памяти как проявление низменной мотивационной сферы.

5.3. Нарушения мышления.

5.3.1.Нарушение операциональной стороны мышления.

5.3.2. Нарушение процесса обобщения.

5.3.3. Нарушение динамики мыслительных процессов

5.3.4. Нарушение целенаправленности мышления.

5.3.5. Нарушение мотивационного компонента мышления.

5.3.6. Разноплановость мышления (Б.В. Зейгарник).

5.3.7. Нарушение критичности мышления.

5.4.Нарушения внимания.

5.5. Нарушения личности.

5.5.1 Нарушение эмоций и чувств как фактора регуляции действий, как

коммуникации.

5.5.2. Нарушение эмоционального состояния в структуре различных

патопсихологических симптомов.

5.5.3. Нарушение иерархии построения мотивов.

5.5.4. Нарушение смыслообразующей и побудительной функции мотивов.

5.5.5 Снижение целенаправленности, активности поведения.

5.5.6. Некритичность поведения.

5.5.7. Нарушение самооценки.

5.5.8. Формирование патологических потребностей и мотивов.

 

Задания к теме 5.1. Нарушения восприятия

5.1.1.Дайте клиническое описание «Гипестезии».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.1.2. Дайте клиническое описание «Парастезии».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.1.3. Дайте клиническое описание «Соматоагнозии».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.1.4. Дайте характеристику симптома «deja vu»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется полная утрата чувствительности, даже при значительных по силе раздражениях?

2. Как называется результат нарушения мотивационного компонента восприятия, часто наблюдающейся при поражении лобных долей полушария головного мозга?

3. Как называется восприятие, при котором возникающие и вынесенные вовне образы и представления не имеют под собой реального внешнего раздражителя?

4. Кому принадлежит приоритет в описании псевдогаллюцинаций?

5. Как называется искажение формы, величины окружающих предметов?

6. Как называется разновидность дереализации, симптомом которой является «уже виденное»?

7. Кем была предложена типология деперсонализованных феноменов у детей?

8. Как называется ошибочное, ложное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений?

 

Задания к теме 5.2. Нарушение памяти

5.2.1. Дайте характеристику нарушения избирательности мнемической деятельности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.2.2. В чем сущность термина «Гипомнезия»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.3. Дайте характеристику «Ретроградной амнезии».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.4. Раскройте симптомы «Гипермнезии».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.5. Раскройте сущность «конфабуляции» (по С.С. Корсакову – «Галлюцинации памяти»).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.6. В чем сущность «Криптомнезии»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено нарушение перехода информации из кратковременной памяти в долговременную?

2. Каким термином обозначается ослабление памяти, ухудшения способности к запоминанию или точному воспроизведению информации?

3. Как называется утрата способности запоминать новую информацию, забывать текущие события, собственные состояния, переживания и ощущения?

4. Какому типу парамнезий относится расстройство, при котором происходит присвоение воспоминаний?

5. Какому типу парамнезий присущ феномен «deja vu»(уже виденного, уже слушаемого, уже обдуманного)?

 

 

Задания к теме 5.3. Нарушения мышления

5.3.1. Дайте характеристику нарушений операционной стороны мышления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.2. Дайте характеристику «Ментизма» и укажите при каких заболеваниях оно проявляется.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.3. Опишите симптомы «Шперрунга» и отметьте, для каких болезней он типичен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.3.4.Опишите симптомы резонёрства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.5. Дайте характеристику разорванности речи и«Вербигерации».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.6. С чем сущность символического мышления и когда оно наблюдается?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.7.Опишите симптомы бреда.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.8. Дайте характеристику разноплановости мышления в трактовке Б.Ф.Зейгарник.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.9. Дайте характеристику нарушения критичности мышления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется нарушение операционной стороны мышления, при котором происходит снижение уровня обобщенности, доминирование непосредственных, конкретных представлений о предметах и явлениях, недостаточный уровень абстрагирования?

2. Каким термином обозначается внезапная остановка мысли, блокада мыслительной деятельности, субъективно переживаемое как «пустота в голове»?

3. Как называется термин качественного расстройства мышления, при котором наблюдается склонность к бесплодному мудрствованию, непродуктивному, многословному и детализированному рассуждательству по несущественному поводу с использованием понятий заимствованных из разных наук?

4. Как называется речь превращенная в «словесную окрошку», набор отдельных, не связанных между собой слов?

5. Как называется ложное по своим предпосылкам, доказательствам, дефектное в установлении причинно-следственных отношений мышление?

6. Что относится к патологичности сверхценным идеям?

7. Как называется совокупность ложных, последовательно и упорно отстаиваемых идей, суждений и умозаключений, не соответствующих реальности и прежнему опыту?

8. Как называется постоянная немотивированная смена оснований логического упорядочения ассоциаций, соскальзывание в иную содержательную плоскость?

9. Кому принадлежит высказывание, что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...