Глава I . Научные основы изучения синтаксиса в школе
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Введение Глава I. Научные основы изучения синтаксиса в школе Понятие о словосочетании и предложении Общие сведения о типах предложений Глава II. Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе Работа над словосочетанием Работа над предложением Заключение Список литературы Приложения Введение
Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка - словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц. Синтаксический строй речи - интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучение применительного к каждому школьнику. По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь - это сложная аналитико - синтетическая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста. [4] Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников. Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных, коммуникативно- направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение - слово - слог - звук. Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прогматики.
Синтаксические значения и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Наиболее значительные исследования русского синтаксиса относятся ко второй половине ХIХ в - началу xx века. Они представлены тремя методическими направлениями: логическими, психологическими, формальными.[6] Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной поход к синтаксису неверным. А.А. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе. [6] Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальные стороны. Сущность диалектического метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц.[17] В основу описания синтаксических единиц кладётся как их грамматическая семантика, так и формальные средства. В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляется лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.[9]
Такое понимание синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры позволяет сделать вывод о важности и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением для решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом. Таким образом, все это определяет актуальность темы курсовой работы. Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников. Предмет исследования: приёмы и формы работы над словосочетанием и предложением на уроках русского языка в начальной школе. Данная работа имеет целью: выявить наиболее эффективные приёмы и формы работы над словосочетанием и предложением в начальных классах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: . Изучить психолого - лингвистическую литературу по проблеме исследования; . Раскрыть научные основы изучения синтаксиса в начальной школе; . Описать приёмы и формы работы над словосочетанием, видами предложения и их структурой на уроках русского языка в начальных классах. . Подобрать практический материал для работы над словосочетанием и предложением. Методы исследования: теоретические изучение и анализ литературы, классификация, обобщение. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической части, заключения, списка литературы и приложений. Научная ценность работы состоит в накоплении и систематизации материала по данной теме. Практическая ценность работы заключается в том, что она способствует правильному осознанию языковых единиц: словосочетания и предложения, являющихся основным средством обогащения, развития, упорядочения речи, предупреждения речевых ошибок младших школьников. Глава I. Научные основы изучения синтаксиса в школе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|