Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над словосочетанием




Словосочетание, как и слово, называется предметы, действия и признаки, но более конкретно: стол и письменный стол, читать и читать книгу, большой и очень большой. В речевой практике словосочетание, как правило, используется не самостоятельно, а в предложении. В предложении выделяется несколько словосочетаний. Модели словосочетаний усваиваются человеком в детстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразовании и использований словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру, вырабатывают у детей речевую интуицию, без которой невозможно подлинное овладение языком.

В словосочетании закрепляются традиционные связь между словами, так называемая словесная: можно сказать: возникли опасения, но нельзя сказать явились опасения, хотя слова возникли и явились - синонимы. В словосочетании образуются словесные ассоциации.

Например, слово, погода вызывает ассоциации со словами хорошая, плохая, холодная, теплая и так далее.

Для эффективного освоения материала и с целью развития речи и мышления учащихся разработана система работы над словосочетанием. Выделяются три этапа системы:

.Пропедевтические (предварительные подготовительные) наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Словосочетание» в 3 классе.

.Знакомство с понятием «словосочетание» и особенностями словосочетаний.

.Углубление знаний о словосочетании, об особенностях словосочетаний, формирование навыков использования знаний о связи слов.

Рассмотрим эти этапы.

Пропедевтика изучения словосочетания начинается во 2 классе, когда не вводится ещё понятие «словосочетание». На данном этапе рассматривается связь слов, учащиеся учатся задавать смысловые вопросы к словам в рамках предложения. Следовательно, этот этап по существу начинается уже с 1 класса. Цель пропедевтической работы состоит в проведении подготовительной работы в рамках основной синтаксической единицы- предложения.

Задачи: 1 - научить учащихся находить основу предложения;

- научить учащихся устанавливать связь слов в предложении;

- формировать умения учащихся по составлению предложений из слов, устанавливая между ними связь по вопросам.

На данном этапе используются специальные упражнения.

Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе. Здесь проходит ознакомление учащихся не только с самим понятием, но и с особенностями словосочетаний.

Цель второго этапа: знакомство с понятием «словосочетание», с особенностями словосочетания.

Задачи: 1 - познакомить учащихся с понятием «словосочетание» и с его особенностями

- совершенствовать умения учащихся устанавливать по вопросам связь между словами;

- научить вычленять словосочетания из предложения;

- учить производить синтаксический разбор предложений;

- учить составлять словосочетания;

- учить отделять словосочетания от других сочетаний слов (от предикативных сочетаний, от сочинительного ряда слов).

На данном этапе применяются специальные упражнения

Цель третьего этапа - получение новых знаний по теме на основе более сложного материала, закрепление старых знаний.

Задачи: 1 - совершенствовать знания учащихся о связи слов в предложении, о словосочетании;

- развивать умения учащихся вычленять словосочетания из предложений;

- совершенствовать знания и умения уч-ся по синтаксическому разбору предложений, по установлению связи между словами по вопросам в рамках предложения;

- совершенствовать коммуникативные навыки;

- учить составлять связный текст с учётом закона сочетаемости слов.

С целью решения этих задач применяются специальные упражнения

Знакомство со словосочетанием полезно провести на основе показа связи двух слов. К примеру, учитель предлагает данные на доске слова объединить по смыслу, записать образованные словосочетания.

День осенние; солнце, раннее; погода, холодная; дожди, частые. Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день,

Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день, словосочетание осенний день.

Работа над словосочетанием проводится:

как выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;

в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении частей речи и при активизации новых словосочетаний.

Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от главного к зависимому слову. При этом все предложение может предстать перед учащимися как цепь словосочетаний, идущая от предикативной группы.

На краю осеннего леса краснеет высокая рябина.

Рябина краснеет, Рябина высокая, Краснеет на краю, На краю леса, Леса осеннего.

Также важным моментом является образование словосочетаний из отдельных слов.

Например, данные слова объединить по смыслу. Запишите образованные словосочетания. Там, где нужно, изменяйте окончания и вставляйте предлоги.

Урок, чтение; день рождение; друг, птицы; ветка, сирень; дом, дорога; рассказ, лето.

Образец: урок чего? - чтение.

Данные слова объедините по смыслу. Изменяйте окончания, если нужно, вставляйте предлоги. Образованные словосочетания запишите.

Гулять, лес; идти, школа; помочь, товарищ; писать, письмо; сажать, деревья; копать, земля.

Образец: гулять в лесу.

При выполнении этих упражнений дети учатся образовывать словосочетания из данных слов - значит устанавливать между словами логическую и грамматическую связь. Например, из слов день и осенний можно образовывать словосочетания осенний день,

Из слов дожди и частые можно образовать словосочетание частые дожди. При образовании словосочетаний из слов рассказ и лето, идти и школа в состав словосочетаний включает предлог, а зависимое слово изменяет окончание.

Привычка ориентироваться в предложении, в его структуре и в зависимостях между членами дает основу для осознанного пользования синтаксическими конструкциями в собственной речи, особенно письменной.

Школьники работают над словосочетанием в составе предложений, где они выстраиваются в подчинительные цепи и составляют отдельные, изолированные словосочетания, которые затем можно включать в предложения. Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтетическими. Упражнения соединяют грамматико - орфографическую работу с развитием речи учащихся. Так при изучение склонения имен прилагательных, дети склоняют прилагательное вместе с существительными и составляют предложения с формами косвенных падежей этих словосочетаний.

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:

грамматическую структуру;

семантику словосочетания выражающего то или иное значение.

Работа над значениями словосочетаний состоит в их соотнесение с реальными предметами, явлениями. Для этого используются наблюдения, картины и воспоминания. Пониманию значений способствуют составлению или замена близкими по смыслу словами и оборотами речи. В иных случаях само словосочетания не объясняется, но указывается, где, в каких условиях, когда имеет место явление или обозначаемое.

Приведем образцы упражнений со словосочетаниями, в которых основное внимание уделяется формированию синтаксического строя речи:

)Постановка вопросов к подчиненными словам в предложении, выяснения связей между словами.

) схематическое изображение связей между словами в предложении:

 

Солнышко______________ отражается

 

Весенние                             в озере

 

Упражнения указанных видов вряд ли могут увлечь детей, но они необходимы, их результаты скажутся позднее. Умение разбираться в связях между словами в предложении помогает школьниками строить более сложные конструкции.

) Объединение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

)Составление словосочетаний с новыми словами.

)Усвоение оборотов речи, устойчивых сочетаний.

) Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи.

) Преобразование, изменение словосочетаний путем замены одного или двух слов.

При всем внимании, уделяемом словосочетанию в системе формирования синтаксического строя речи и ее развития следует работу над словосочетанием выводить на более высокую ступень речевых упражнений - к составлению предложений, к связной речи.

Таким образом, нами рассмотрены основные виды работы над словосочетанием,которые способствуют повышению культуры личности, ее своеобразия, способности овладеть знаниями и изменениями, воплощать полученные знания в своем мировоззрение и деятельности.

 

Работа над предложением

синтаксис начальный школа предложение

Основные направления и этапы работы над предложением в начальной школе

Предметом изучения синтаксиса является грамматическая форма предложения, его структура, однако изучение грамматической формы, структуры предложения может осуществляться только при анализе конкретных предложений, их содержательной стороны.

Она представляет собой внутреннее единство членов предложения, порядка их расположения и интонации.

Предложение - основная единица общения между всеми членами общества; это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица языка, речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Предложение состоит из словосочетаний, объединенных по грамматическим правилам и законам, свойственными данному языку. Оно характеризуется основными существенными признаками: со стороны значения - функций единицы сообщения и средствами общения; со стороны формы - интонацией предложения.

Работа по формированию умения строить связное высказывание начинается в первом классе в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, так как упражнения над отдельными предложениями не могут дать нужного эффекта; кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор и обоснование указанных связей в построении высказываний.

Предложение как смысловая и структурно - грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениями. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение или отрицание.

Для передачи грамматической структуры предложения, для передачи смысла в языке существуют определенные средства, служащие для выражения законченной мысли: каждое предложение с грамматической точки зрения представляет внутреннее единство членов предложения, главных и второстепенных, порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания я в предложении связаны между собой по определенным грамматическим законам.

Любое предложение в русском языке, в отличие от слова и словосочетания, имеет два основных характерных признака: это

)   Интонацию сообщения и 2) предикативность, то есть отнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего - либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обеих этих признаков для предложения обязательно.

)   Так как предложение - единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой направленности: повествовательные, вопросительные, побудительные. В работе над предложением в начальных классах условно выделяет пять направлений.

.   Формирование грамматического понятия предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы)

.   Изучение структуры предложения (работа над пониманием существенности связи слов в словосочетаниях, обозначение грамматической основе предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

.   Формирование у учащихся использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложений.

.   Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

.   Формирование умения оформлять предложения в письменной речи(употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания)

Предложение - это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Согласно ныне действующей программе, учащиеся начальных классов с постепенными расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложение:

а)предложение повествовательные, вопросительные, восклицательные;

б) главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

в) связь между словами в предложении.

Все пять указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении учащихся их фактических знаний. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением.

Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырех лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.

Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.

Осознать учащимся предложение как целостную единицу речи невозможно, если они не в состоянии выделить главные члены. Именно подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую основа' предложения. Вот почему уже в букварный период, как показывают специальные исследования, целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов), предложениями распространенными и нераспространенными). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. Для учащихся сам по себе ответ на вопрос: «Почему определенную группу слов можно назвать предложением?» - теснейшим образом связан с распознаванием главных членов, поскольку именно они составляют структурную основу предложения. По мере изучения предложения уточняется представление о его составных частях, и в частности о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения. Что представляют собой подлежащее и сказуемое? В каком отношении они находятся? Какова роль второстепенных членов?

В начальных классах учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя в целом объем синтаксического материала, изучаемого в I - IV классах, мал.

В I классе, согласно программе, учащиеся учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении и что о них говорится. Фактически это означает начало работы над грамматической основой предложения и представляет собой пропедевтику изучения главных членов. Второй класс - это качественно новый этап работы над предложением. С эмпирического уровня владения предложением учащиеся поднимаются на уровень понятийный. Происходит это вследствие того, что учащиеся овладевают существенными признаками предложения, вводится определение главных членов, входят в практику термины подлежащее и сказуемое. Большое внимание в III (классе уделяется связи слов в предложении. В предложении третьеклассники выделяют основу предложения (подлежащее и сказуемое) и слова (два слова), из которых зависимое, а другое - главное, т. е. словосочетания. Узнают третьеклассники и о том, чем выражается грамматическая связь слов: окончанием и предлогом.

В I V классе дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах.

Итак, ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах второстепенные члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: Ласточки улетают. Для того чтобы мысль была выражена более полно, им: предлагается включить в предложение слова, отвечающие на вопросы куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, какой член предложения распространяется, становится более точным.

Таким образом, по этим направлениям строится работа над предложением в начальной школе.

Основной путь вооружения учащихся младшего школьного возраста теоретическими сведениями о предложении, его признаках - специально подобранные упражнения, формирующие у детей «предложение» в совокупности его смысловых и формально - грамматических признаков, знакомящие с содержательной, формально- грамматических и интонационной сторонами в их единстве.

Изучение видов предложений

Для оформления общего понятия «предложение», для развития речевых навыков важное значение имеет знакомство учащихся с коммуникативной функцией предложения. В программе для начальных классов говорится, то по теме «Предложение» учащиеся получают сведения «о видах и предложений: повествовательных, вопросительных и восклицательных». Далее это конкретизируется данными по каждому классу.

Так, в I - IV классах учащимся должны уметь выделять из речи предложения, соблюдать при чтении предложений интонации и паузы по знакам препинания и после предварительного анализа записывать их, ставить точку в конце предложения. Учащиеся усваивают правила употребления большой буквы в начале предложения, знакомятся с поставкой вопросительного и восклицательного знаков». Это значит, что уже в 1 классе учащиеся практическим путем знакомятся с предложением как единицей речи, приобретают элементарные умения оформлять эту единицу на письме. Далее в программе говорится что: «В 3 классе учащиеся должны усвоить понятия и термины «повествовательное предложение», «вопросительное и восклицательное предложения», учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, усваивают правила употребления не только точки, но и знака вопроса в конце предложений. Во всех классах они составляют предложения указанных типов».

Одной из причин отсутствия у значительной части третьеклассников развитого речевого слуха и пунктуационных навыков является, на наш взгляд, то что задания к упражнениям учебника «Русский язык» носят формальный характер. Некоторые задания сосредоточивают внимание учащихся на интонационной стороне предложений только в общем плане. В учебниках русского языка очень мало таких заданий к упражнениям, в которых бы внимание детей привлекалось к содержательной и интонационной стороне предложений в их единстве.

Все это приводит к тому, что учащиеся, зная определения вопросительного и восклицательного предложений, не могут пунктуационно правильно оформить эти предложения при написании самостоятельных и контрольных работ. Методическая наука ведет активные поиски путей совершенствования методики изучения элементов синтаксиса в начальных классах, так как от правильного определения их в лингвистическом и методическом отношении во многом зависит от качества усвоения детьми синтаксиса в последующих классах. Вопросы о необходимости изучения синтаксических понятий в совокупность всех их признаков, о повышении теоретического уровня преподавания синтаксиса не раз ставились в работах П.Г. Рамзаевой, И.В. Прокопович, Г.А. Фомичевой и других методистов.

В своей работе при ознакомлении с повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями методисты сосредоточили внимание третьеклассников на совокупности всех признаков: на смысловой стороне, интонации и наличии главных членов предложения.

В работе над предложением можно выделить два этапа: начальный и основной. На начальном этапе главное внимание было уделено развитию интонационных умений детей. Так, на одном из уроков по теме "Предложение" дети читают предложения по учебнику, устанавливают, о ком, о чём говорится в них, что говорится. После этого учитель обращает внимание детей на правильное чтение предложений, показав их интонационную схему. Например: Зимой много снегу. Миша катит ком.

Повествовательные предложения предполагают чтение в спокойном тоне, с некоторой нагрузкой в середине предложения и с обязательным пониманием тона в конце предложения.

Интонация законченного предложения характеризуется спокойным понижением голоса, на конце предложения ставится точка.

Очень важно на этих уроках следить за правильным интонированием предложений. Под диктовку учителя дети могут записать записывать предложения. У Иры сани. У Лиды лыжи, предварительно повторив правила правописания собственных имён, разделительного написания предлогов со словами, сочетания «жи » в слове лыжи, заглавной буквы в начале предложения.

На уроке можно познакомить учащихся и с интонацией вопросительного предложения. Записанные на доске предложения Когда выпал снег? Кто катается с горы? Зимой много снегу? нужно прочесть так, чтобы в них был слышен вопрос: Кто // катается на санках? Когда // выпал снег? Учитель объясняет детям, как надо читать предложения, когда в конце их стоит вопросительный знак / вопросительное предложение надо читать с интонацией законченности, нос сильным повышением тона на том слове, которое содержит вопрос):

Когда выпал снег? Кто радуется первому снегу?

Для того чтобы научить детей чувствовать различие в произношении повествовательного предложения и вопросительного, нужно постоянно обращать их внимание на правильное произношение этого и другого вида предложений:

Идёт снег. / Когда выпал снег?

Скоро будет Новый год. /Скоро будет Новый год?

В целях закрепления умений в правильном чтении повествовательных и вопросительных предложений полезно предложить учащимся прочесть одно и тоже предложение сначала с повествовательной интонацией, затем с вопросительной, потренировать их в чтении предложений, например: Когда выпал снег? Холодно птицам (.?) Куда улетели птицы?

На последующих уроках закрепляются умения детей в интонационно правильном чтении повествовательных, вопросительных предложений, в постановке знаков препинания, в постановке логического ударения, в восстановлении предложений из деформированного текста. Например:

Прочитайте. Ответьте на вопросы, используя слова в скобках.

Чем покрыта земля? (снегом)

Какая погода на улице: (холодно)

Как разрисовал мороз окна? (белыми узорами)

Что делают воробьи? (прыгают по снегу)

Спишите вопросительные предложения. При ответе на вопросы важно проследить за те, чтобы дети правильно строили предложения. Ответ на второй вопрос может иметь два варианта: На улице холодно. и На улице холодная погода. Для развития интонационных умений полезно тренировать детей в течение и вопросительных, и повествовательных предложений.

В процессе работы над ответами хорошо поработать и над порядком слов. Например, при ответе на вопрос: Как разрисовал мороз окна? можно использовать различный порядок слов: 1)Мороз разрисовал окна белыми узорами. 2)Белым узорами разрисовал мороз окна.

Для работы по определению логического ударения в предложении можно предложить детям следующее упражнение.

Ученик читает написанный на доске текст: Синицы или сороки подлетели к кормушке. Синицы подлетели к кормушке или отлетели от неё?

Другой ученик читает ответ на вопрос: К кормушке подлетели синицы, выделим голосом слово, которое отвечает на поставленный вопрос. Например, при ответе Синицы подлетели к кормушке или к окну? ребёнок должен голосом выделить слово к кормушке.

Цель следующего урока: научить детей определить границы предложения, тренировать их произношении предложений, чтении диалога, составлении вопросительных предложений.

Для анализа учащимся даётся текст.

Три медведя.

В домике жили три медведя один медведь был отец он был другой была медведица она была поменьше.

Под руководством учителя дети делят данный текст на предложения, выясняют, о ком говорится в каждом предложении, тренируются в чтении предложений (понижение голоса к концу предложения, пауза внутри предложения), затем проводится подготовка к письму предложений. Учитель обращает внимание детей на заглавную букву в начале предложения, слово домике дети проговаривают по слогам, обращают внимание на сочетание жи в слове жили, вспоминают, что слово медведь из словаря, написание его надо запомнить.

Под руководством учителя дети делят данный текст на предложения, выясняют, о ком говорится в каждом предложении, тренируются в чтении предложений (понижения голоса к концу предложения, пауза внутри предложения), затем проводится подготовка к письму предложений. Учитель обращает внимание детей на заглавную букву в начале предложения, слово домике дети проговаривают по слогам, обращают внимание на сочетание жи в слове жили, вспоминают, что слово медведь из словаря, написание его надо запомнить. Под диктовку дети записывают три предложения: В домике жили три медведя. Медведь был большой и лохматый. Медведица была поменьше.

Работу с текстом сказки «Три медведя» следует проводить после того, как дети на уроках внеклассного чтения познакомились с этой сказкой, с различными иллюстрациями к ней. По одной из картинок к сказке дети составляют предложения из деформированного текста и записывают их.

Медведи, гулять, ушли, по лесу.

Пришли, домой, медведи, и, захотели, обедать. Можно сначала составить предложения, а затем к составленным предложениям подобрать соответствующую иллюстрацию.

После этого учитель привлекает внимание к этой части сказки, на которой следует учить детей чтению диалога, вопросительных предложений, различению голоса по громкости.

Учитель выразительно читает текст, дети следят за ним по своим книжкам.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке?»

Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко: «Кто хлебал в моей чашке?»

Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом: «Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?»

Чтение отрывка проводится по лицам, но предварительно следует разобрать с детьми, почему о большом медведе сказано, что он заревел страшным голосом, Настасья Петровна зарычала не так громко, а Мишутка запищал тонким голосом. После чтения отрывка по лицам под диктовку дети записывают предложение. Большой медведь заревел страшным голосом.

Процесс письма следует сопровождать послоговым проговариванием.

Обучение детей правильному чтению диалога можно провести на любом тексте сказок Чуковского К. Например:


У меня зазвонил телефон.

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого? - Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

 

Учитель выразительно читает отрывок.

Под руководством учителя дети выясняют, что в тексте показан разговор двух лиц, что один их них (автор) спрашивает, а второй (слон) - отвечает. В конце предложений, в которых о чем - то спрашивают, ставится вопросительный знак, в конце предложений, в которых содержится ответ на поставленный вопрос, ставится точка.

Чтение проводиться по лицам или цепочкой, когда последующую реплику читают друг за другом ученики ряда.

Завершается работа над повествовательным и вопросительным предложениями чтением стихотворения поэта А. Прокофьева

 

Учитель 1-ый ряд (спрашивает) 2-й ряд (отвечает)
Как на горке, на горе, На широком на дворе: Кто на санках, Кто на лыжах, Кто повыше, Кто пониже, Кто потише, Кто с разбегу, Кто на льду, А кто по снегу. С горки - ух, На горку - ух! Бух! Захватывает дух! -На горе? -На дворе? -Кто на санках Кто на лыжах? Кто повыше? Кто пониже? Кто потише? Кто с разбегу? Кто на льду? А кто по снегу? - Ух? - Ух! - Бух! - На горе? - На дворе? -Мы на санках. Мы на лыжах. Мы повыше. Мы пониже. Мы потише. Мы с разбегу. Мы на льду. Мы по снегу. - Ух? - Ух! - Бух! Бух!

 

Вначале учитель читает стихотворение, затем при повторном чтении отдельные строки стихотворения читаются двумя детьми с хорошо развитым интонационным слухом, причем один ученик повторяет строку стихотворения с вопросительной интонацией, другой - с повествовательной, в конце всего стихотворения - с восклицательной. После этого чтения проводится по рядам, разумеется, в процессе чтения задания меняются: тот ряд детей, который спрашивал, отвечает, и наоборот. Хорошо, если текст для чтения детей будет дан на доске.

В дальнейшем при анализе различных упражнений дети будут убеждаться в том, что предложения, которые произносятся с чувством радости, восторга, гнева, называются восклицательными.

Прочитайте текст. Назовите сначала повествовательные, затем вопросительные, потом восклицательные предложения. Спешите восклицательные предложения.

Леночка вернулась в комнату, за ней бежал щенок. Мишка схватил его на руки.

Дружок! Верный мой пес! Ты не забыл нас? Леночка хлопала в ладоши и кричала:

Мы его в чемодане с поезда принесли! Мы по ошибке ваш чемодан взяли! (Носов). В заключение полезно использовать следующие упражнение. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания в конце предложения в зависимости от интонации.

Хорошо было в лесу(.?!) В воздухе порхали бабочки(.?!) Со всех сторон доносились голоса птичек(.?!) Так было хорошо, что не хотелось уезжать домой(.?!)(н. Носов).

Прочитайте предложения сначала с повествовательной, затем с вопросительной, с восклицательной интонацией.

Очень важно, чтобы дети не только отвечали на вопросы, т.е. пользовались повествовательными предложениями, но и сами ставили вопросы к тексту, например: Спроси Петю, хорошо ли утром в лесу. Ребенок может сформулировать несколько вопросов: Петя хорошо утром в лесу? Или: В лесу утром хорошо?

Аналогично можно провести работу и над другими группами предложений, то есть следить не только за правильным интонированием предложения, но и учить детей ставить вопрос к предложению и правильно отвечает на него, изменяя порядок слов и используя логическое ударение.

К предложению Сегодня мы пойдем в лес за грибами можно поставить ряд вопросов: Сегодня или завтра мы пойдем в лес за грибами? Мы пойдем в лес за грибами или за ягодами? Когда мы пойдем в лес за грибами? Куда мы пойдем сегодня? Естественно, что ответ на каждый из этих вопросов будет различным по интонации, то есть дети голосом выделяют, то слово в котором содержится ответ на поставленный вопрос.

А заключение можно записать по одному предложению из каждого столбика примеров или аналогично разобрать предложение из произведений Н.Н.Носова.

Таким образом, интонация - сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, то есть с последовательным произнесением составляющих его слов.

Ознакомление младших школьников с главными и второстепенными членами предложения.

Теория членов предложения предлагает деление этой языковой единицы на составляющее - на синтаксические формы слов и словосочетаний - аналитическая операция, позволяющая ответить на вопрос: «Как сделана данная языковая единица?»

Теория актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы - текста - роли предложения» в конкретном тексте.

Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившийся на две части - на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологией, учением о частях речи и их формообразованием.

Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выражено только Именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначается глагол или глагол - связка в соединением с другой частью речи; остальные члены предложения выражаются существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, то есть необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в эту схему, и это подсказывается языковым путем. Например: У меня болит голова. В школе двадцать девять классов. Ветром смело крышу.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое - являются равноправными, взаимозависимыми членами предложения, поэтому совершенно неважно, с какого главного члена следует начинать анализ предложения: или с подлежащего, или со сказуемого. Одним из существительных свойств второстепенных членов предложения являются выражения определенных синтаксических отношений. При анализе предложения по членам введение терминов» определение», «дополнение», «обстоятельство» дело не столь существенное. Важно, чтобы ученик понимал, какие смысловые понятия и отношения выражаются второстепенными членами в строе предложения. В процессе упражнений, отвечая на вопросы, приучались устанавливать связь между словами, определяя главные и второстепенные члены предложения, школьники приобретают важнейшие знания и умения в осознании основных отношений: места, времени, причины, цели.

Если следовать теории Н.И. Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределением субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов.

Сочетание слов - двигатель речевого механизма.

Предложение слов - двигатель речевого механизма.

Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу - подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уж было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.

В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...