Ошибки при употреблении фразеологических сочетаний
Усвоение фразеологизмов представляет значительные трудности однако высокоорганизованная речь немыслима без владения фразеологией. Фразеологизмы, как известно, придают речи особую выразительность, подчеркивают национальную специфику, своеобразие языка. Недочеты в области фразеологии можно подразделить на несколько групп: 1. ошибки в усвоении значения фразеологизма; 2. ошибки в усвоении формы фразеологизма; 3. образование ненормативных фразеологизмов; 4. изменение лексической сочетаемости фразеологизма;
Ошибки в усвоении значения фразеологизма 1. Буквальное понимание Опасность буквального понимания существует для тех фразеологизмов, которые сократили в своем языке свои реальные прототипы в виде свободных сочетаний слов. Особенно часто встречаются случаи буквального понимания на ранних этапах овладения речью. Фразеологизм как бы прекращает свое существование в качестве отдельной лексической единицы и функционируют как свободное объединение слов, сохраняющие собственные лексические значения. В сочинении одной восьмиклассницы встретилась такая, например, фраза: '' Мать Татьяны в свободное время сама ''брила лбы своим крестьянам'', значение фразеологизма ''брить лбы'' - брать в солдаты''.
2. Изменение значения В речи школьников распространено изменение значения фразеологизма, например: '' Молчалин всех в доме водит за нос ''. в нормативном языке употребленный фразеологизм имеет значение ''обманывать, вводить в заблуждение''. Значение фразеологизма в данном случае неправильно расширено. Неверно употреблен семиклассником фразеологизм '' метать бисер перед свиньями '', имеющий в современном языке значение '' напрасно говорить о чем либо тому, кто не способен понять этого ''. В сочинении он употреблен в значении '' выдумывать, плести небылицы, обманывать '': '' Листаков все время мечет бисер перед свиньями, а все ему верят ''. Так же есть ошибки в устной речи: '' Нужен он мне как банный лист ''.
3. Одинаковые компоненты Смешиваются фразеологизмы, имеющие в своем составе одинаковые компоненты, например: '' в крайнем случае '' и '' по крайней мере: '' Думаю, что в крайнем случае четверку за это сочинение получу ''. ''на все корки и на все лады '', ''Мы на все корки это обсудим и решим что лучше оставить Наташу старостой ''. иногда смешиваются фразеологизмы, имеющие случайное звуковое сходство, например: '' ни гу-гу '' и '' ни бум-бум '': '' Я в этой алгебре ни гу-гу''.
Ошибки в усвоении формы фразеологизма При верном понимании значения фразеологизма форма его в детской речи может подвергаться перестройке, модификации. Можно различить два вида такого видоизменения: грамматическое и лексическое.
1.Грамматическое видоизменение Примеры грамматического видоизменения фразеологизмов чрезвычайно разнообразны. Оно может заключаться в том, что изменяется форма числа существительного, входящего в состав фразеологизма: '' Он умеет брать быков за рога '', '' Не бери ни с кого дурные примеры ''. использование формы множественного числа связанно со стремлением подчеркнуть повторяемость изображаемой ситуации. Распространены случаи устранения видовой не соотносительности, при этом фразеологизмы, которые в нормативном языке употребляются исключительно в форме одного вида, получают в детской речи форму противоположного вида: '' Он, как и прежде загреб жар чужими руками ''. Ряд глагольных фразеологизмов употребляется в форме только настоящего времени, в речи школьников возможны случаи употребления их в других: ''Я ругала ее на чем свет стоял '', ''всегда знал, откуда ветер дул''. Общим является лишь то, что каждый раз употребляется, возможно, с точки зрения системы языка форма, в то время как нормой охраняется незыблемость фразеологизма: ''Это дешевле, чем пареная репа''. – сравним ''дешевле пареной репы''. ''Когда она попала в дом Кабанихи, она не находит себе места '' - сравнение '' не находит себе место''. Особый случай видоизменения фразеологизма – устранение грамматических архаизмов. Например, в речи школьников встречаются многочисленные случаи ''осовременивания'' деепричастий: ''Терпеть не могу сидеть, сложив руки ''. – сравнение ''сложа руки''. Также ''сломив голову'' и сломя голову, ''очертив голову'' и очерти голову. В некоторых фразеологизмах употребляются склоняемые формы кратких прилагательных, которые в детской речи могут заменяться полными формами: ''средь белого дня'', ''на босую ногу'' и тому подобное, например: ''На ней были туфли на босую ногу''.
5. Лексическое видоизменение Лексическое видоизменение фразеологизма. Большая часть фразеологизмов обладает свойством непроницаемости: в их состав нельзя ввести дополнительного компонента. Однако в речи учащихся встречаются такие случаи: ''Ведь не все девочки могут дать хороший, сильный отпор''. – сравнение''дать отпор''; ''Он этого до своего гроба не забудет'' и тому подобное. Встречаются и случаи пропуска компонента фразеологизма: ''Ему было впору биться об стенку'' – сравнение ''биться головой об стенку'' и тому подобное. Ошибка может заключаться и в замене компонентов фразеологизма: ''Городничий сказал, что он знает, кто в него бросает камешки'' – сравнение ''бросать камешки в чужой огород''. Лексическое видоизменение часто выступает как следствие стремления вернуть фразеологизму утраченную внутреннюю форму, сделать его лексическое значения, хотя бы от части мотивированным. Это проявление ''народной этимологии''. Такого рода ошибка широко распространена в речи дошкольников: ''полететь вверх кармашками'', ''хоть колом в голове чеши'' и т.п. Встречается это явление и в речи школьников, причем некоторые из таких ошибок являются типичными. Так, часто подвергается видоизменению ''попасть впросак'': ''Мать его учила не попадать впросак''; ''мороз по коже подирает'': ''Так холодно, что мороз по коже продирает''.Типично преобразование фразеологизма ''скрепя сердце'', который часто превращается в ''скрипя сердцем''.
В качестве особого вида лексической деформации может быть рассмотрено нарушение порядка слов. Фиксированный порядок слов характерен не для всех, но для некоторых фразеологизмов, изменение его в этих случаях представляет собой нарушение языковой нормы: ''Молчалину, наверное, удастся выйти из воды сухим'' – сравнение ''выйти из воды сухим''. Лексическая деформация может быть следствием объединения двух близких по значению фразеологизмов. Сравнить: ''выбивать из сил'' и ''лезть из кожи''. В сочинении шестиклассника читаем: ''Я выбивался из кожи, но у меня так ничего и не получилось''.
6. Образование ненормативных фразеологизмов Новый фразеологизм в детской речи всегда образуется по конкретному образцу, – дублируется грамматическая структура и отчасти лексический состав какого-нибудь нормативного фразеологизма. Образование нового фразеологизма осуществляется, как правило, путем замены одного из компонентов существующего фразеологизма другим словом, находящимся в ассоциативной связи с заменяемым. Либо это слово той же тематической группы (дни, часы, минуты), либо антонимы (ум-глупость), например: ''Я чуть не лопнул со страху'' – сравнение ''лопнуть со смеху''; ''Санчо набрался глупости от Дон Кихота'' – сравнение ''набраться ума''; ''Ты не слушал эту пьесу? Я же все время у тебя перед ушами играла!''. – сравнение ''перед глазами''.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|