Доминирующая культура, субкультура, маргинальная культура, контркультура.
Любое общество неоднородно и состоит из разных социальных групп. Несмотря на различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Любая культура впитывает в себя элементы мировой культуры -синтез лучших достижений всех народов планеты. Д оминирующая культура – ядро социокультурной системы. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Субкультура (от лат sub - «под») – культура отдельных групп, социальных слоев. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, взглядами, манерами поведения, обычаями и проч. Она не противостоит доминирующей культуре, а добавляет к ней новые, характерные только для нее черты. Примерами субкультур смогут быть сельская культура, городская культура, молодежная культура. Маргинальная культура. Понятие маргинальность (лат. margo – «межа», «граница») означает неполное вхождение человека или группы людей в социокультурную систему либо неприятие или вытеснение из нее. Этот термин был впервые употреблен американским ученым Р.Парком для обозначения сложности психической адаптации мигрантов из села к городским условиям и указания на промежуточное положение личности между двумя социальными системами. Классические примеры – мигранты, представители этнических меньшинств, смешанные браки, отдельные представители творческой интеллигенции. Контркультура - чаще всего оппозиционная официальным представлениям, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями. Это оппозиционный наступательный тип культуры, представители которой стремятся реконструировать и частично демонтировать доминирующую в обществе систему ценностей, норм, идеалов, заменив отжившие (или кажущиеся отжившими) формы качественно новыми образованиями. Культуру групп, жизнедеятельность которых лишена созидательного смысла, имеет явно асоциальный и девиантный характер, часто отождествляют с антикультурой. К этому типу относят и культуру групп, характеризующихся агрессивно-волюнтаристским стилем поведения, пропагандой насилия, расовой неприязнью, ксенофобией и шовинизмом.
Элитарная и массовая культуры. Элитарная культура (от фр. elite – «отборный»,«выбранный», «лучший») – высокая культура, является прерогативой избранного меньшинства и противостоит массовой культуре. Создается и потребляется привилегированной частью общества или по ее заказам профессиональными творцами. Включает изящное искусство, классическую музыку, литературу и т.д. Отличается кастовостью, замкнутостью, сложностью языка, ценностно-смысловой самодостаточностью и субъективным характером творческих решений.
Массовая культура. Утвердилась в середине XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Как правило, средства массовой информации не только позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, но и формируют общие стандарты потребления, что объединяет людей, стирает различия между ними, хотя подчас и нивелирует личность. Примеры массовой культуры – популярная эстрада, цирк, скандальные телепрограммы, китчевые подделки в искусстве. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, не отличается изысканностью вкусов, ее связь с рынком нацелена на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Но в силу низкой избирательности и часто интернационального характера может обладать большой аудиторией.
Культура и цивилизация. Цивилизация – вполне оправданная, хотя и условная единица трактовки истории, некий условный теоретический конструкт. Слово «цивилизация» (от лат. Civilis) - гражданский, государственный. Цивилизация – это: · Определенный уровень развития культуры. · Определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами (египетская, китайская, европейская и т.д.) · Такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Такое определение цивилизации и породило выражения «жить цивилизованно», «вести себя цивилизованно» и т.д. По О. Шпенглеру понятия «культура» и «цивилизация» идентичные. Цивилизация - это развитые культуры. А. Тойнби считал, что цивилизация это полный цикл крупного социального образования «от рождения до гибели». Н. Данилевский под цивилизациями понимал культурно-исторические типы. П.Сорокин – метакультурами. Те же исследователи, которые различают понятия «культура» и «цивилизация», придерживаются мнения, цивилизация – оболочка культуры, а культура – это реальная модель, сердце, двигатель цивилизации. Метакультура*, метацивилизация – будущие формы культуры и цивилизации. Некоторые структуры метацивилизации функционируют уже сегодня – ООН, ЮНЕСКО, Интерпол.
Ушедшие цивилизации. Абсолютно достоверных данных нет. Все обросло легендами. Основой их реконструкции являются мифология, предания, зафиксированные в древних источниках, религиозные тексты. Среди древнейших ушедших цивилизаций чаще других упоминают:Геперборею (место расположения Северный полюс), Лемурию (Тихий океан), Атлантиду (Атлантический океан), Остров Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания), Долина Наска (Перу), Империя инков (Перу), Цивилизация Майя и др.
Культура и личность. Человек не рождается личностью, а становится ею. Личность – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности. Проявляется личность в поступках. Исторические модели культурного человека.
Исторические модели культурного человека Античная или платоновская модель. Культурным считался, прежде всего, человек образованный, способный к длительному и целенаправленному образованию. От человека требовалось умение владеть собой, внутренняя организация, нравственность, патриотизм. Модель средневекового человека – религиозность и порядок. Гуманистическая модель – антропоцентрическая модел ь культуры, для которой характерна вера в силы и способности человека. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. Резкое расширение интересов человека, его свободы. Модель Нового времени: к обязательному требованию образования добавляется весьма существенное- специализация. Эта тенденция реально отражала процесс разделения труда. Современная модель в ыдвинула требование: культурный человек – это человек, владеющий планетарным мышлением. Человек должен владеть комплексными знаниями, быть готовым к расширению своего сознания, понимания жизни, он не должен замыкаться в себе. Высшие духовные ценности – доброта, красота, свобода, справедливость и др. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяет то, что называют духовностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|