Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфуцианско-даосистский тип культуры.




Китайская цивилизация зародилась около 5 тысяч лет назад. Китайцы называли свою страну «Срединное царство», «Цветущее царство», «Поднебесное царство».

По своему духовному строю китайская культура разительно отличается от других культур не только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Для этой культуры характерны не только бережное отношение к преемственности собственных традиций, но и способность преобразовывать все внешние культурные влияния. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умение жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. Китайцев всегда живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на основе добродетели или на основе закона.

Вклад Китая в мировую культуру:

1. Китайская философия («сто философских школ») оказали влияние на мировую духовную культуру. Особенностью духовной жизни Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, буддизма.

Китай подарил миру два великих философско-религиозных учения – конфуцианство и даосизм. Своеобразием и уникальностью китайской культуры был разработанный Конфуцием так называемый «ритуализированный этикет» (китайские церемонии). Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения были уже в древности решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами – символами, первым и главным среди которых стало Небо. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения китайцев, их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим. Особенной ценностью, как представляется, в культурной традиции Китая, является ориентация человека на соответствие своей социальной роли, умение довольствоваться малым, на безусловный примат морального над материальным.

2. Уважение к знанию и учености способствовали развитию математики, медицины, астрономии, географии, истории. Так, в 1 век до н.э появляется первый математический трактат, книги по медицине и фармакологии. Китайские астрономы точно вычисляли движение небесных светил. Известна была разница дня и ночи в разных широтах земного шара, они знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Химики изготавливали кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов сложные препараты из ртути. В древних источниках - ведах сохранились упоминания об агрокультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия их железа, обработке металлов и проч.).

3. Китай подарил миру: бумагу, печатный станок, шелк, металлические деньги, ветряную мельницу, магнитный компас, сейсмограф, порох, производство лака.

4. Величайшим памятником культуры Китая является книга «Пятикнижье» ( Книга перемен, Книга истории, Книга песен, Книга обрядов, Книга весны и осени). С «Пятикнижьем» была связана древняя китайская философия.

5. Самобытной была и художественная культура:

Интересна и необычна архитектура Китая для которой были характерны цельные, объединенные комплексы (запретный город и др.). Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода), многоярусные храмы наличие большого количества скульптурных памятников.

Памятниками мирового значения, являются Великая Китайская стена (около 4000 км), история которой началась с эпохи правления первого императора Китая Цинь Шихуана. Крупномасштабное захоронение около 800 статуй в натуральную величину фигур воинов и коней неподалеку от г. Сианя (примерно 2200 лет тому назад), знаменитый «запретный город» – резиденция императоров в Пекине.

Изобразительное искусство. Интересно, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны. В основе всех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всех трех видов искусства создаются с помощью одного и того же инструмента – кисти. Считается, что китайская каллиграфия – отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки.

Предметы декоративно-прикладного искусства. Развивалось изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, резьба по нефриту и кости. Лаковые изделия, изделия из фарфора, вышивки и др.

 

28. Специфика арабо-мусульманской культуры.

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включавших Ближний и Средний Восток, и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась важным связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада.

Под арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. Духовной основой арабской культуры являлся ислам.

Культура ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в систему организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти халифата. Арабский халифат – так называлось государство, образованное в результате арабских завоеваний VII-IX вв.

Ислам стал законом, определяющим социальную структуру и мораль общества, обоснование которых находится в Коране, главной священной книге мусульман, собрании проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в города Мекка и Медина.

Ислам самая последовательная монотеистическая религия. У Мухаммеда Аллах один. Основная идея Мухаммеда: это истина о единстве мира. Вселенная – единое целое, и все люди в ней братья. За отдельными явлениями выступил общий ритм, общий закон жизни – единое, которое сильнее всего частного, всего видимого, проявляющегося – даже самого высокого, как солнце, самого таинственного, как звезды. Единый Бог означал (в понимании Мухаммеда и его последователей) единый нравственный закон, прекращение вражды, сознание всеобщего братства, конец распрям, мир.

Мухаммед, по сути, осуществил переход от обрядовой морали к внутренней, от верности традиции, закону, к голосу совести. У пророков этой морали возникает сознание, что вредить кому бы то ни было, любому другому – значит вредить самому себе, своей душе, т.е. разрушать пласт духовной жизни, самый глубокий, в котором ощутима всеобщая связь, неотделимость всех друг от друга. Это чувство всеобщей связанности, братства людей заставляет ощущать добро не как количество домов, скота и оружия, а как душевную чистоту и полноту, отзывчивость, готовность поделиться, открытость. Вера в ранних сурах Корана совершенно неотделима от добра.

Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей («пять столпов ислама»): исповедание веры в единого Бога – Аллаха; ежедневная пятикратная молитва (намаз); ежегодное соблюдение поста (ураза) в течение месяца Рамазана (9 – ый месяц по лунному календарю в течение 30 дней; выплату в церковную казну налога в пользу бедных (закят); совершение паломничества в Мекку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...