Миф как универсалия культуры.
Миф – зародыш всей духовной культуры. Слово «миф» (от греч. myphos) буквально означает сказание, предание. Миф – сказание, предание особого рода. Миф – это вымысел, принимаемый за правду. Мифы не случайные плоды досужей фантазии, в них отражается имеющийся у людей их жизненный опыт. Миф – это произведение устного народного творчества, сохранившее опыт поэтического осмысления действительности. Миф – это способ жизни, мышления, чувствования. Миф был частью жизни. В мифе отражается коллективное бессознательное восприятие и объяснение жизни. Для мифов характерны следующие черты: · отождествление фантазии с реальностью, · объяснение действительности в наглядно-образной форме, · эмоциональная насыщенность, связь с магией. Любой миф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Мифологические вымыслы возникают в умах людей для того, чтобы дать объяснение наблюдаемым явлениям. В мифотворчестве переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу делается в соответствии с двумя основными принципами: 1. принципом антропоморфизма – все в мире уподобляется человеку, мыслиться по «образцу и подобию» человека. Одухотворение окружающего мира. 2. принципом сопричастности. Так, исследователь первобытной культуры Л.Леви – Брюль назвал представление о существовании магической связи вещей («сопричастия»), в силу которой воздействие на какую-либо вещь передается «сопричастным» с ней другим вещам. Например, во всех первобытных культурах изображение человека считается находящимся в мистической связи с оригиналом, а потому манипуляции с изображением оказывают воздействие на оригинал.
Восток как культурная целостность. Древнейшие цивилизации Востока.
Под Древним Востоком понимают совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот условный. Древний Восток как культурная целостность включает культуры: Южной Азии, Северной Африки, Индии, Китая. Некоторые авторы к этой типологии относят культуры Южной Америки майя, ацтеки, инки). В литературе можно встретить разные термины для обозначения культур Востока: восточные деспотии (Гегель), ранние рабовладельческие государства, гидравлические общества, речные цивилизации, территориальные царства, храмовые государства, космические империи. Наследие культурыВостока: На Востоке происходит: · разложение первобытного строя, · переход к оседлости, · культивирование земледелия, скотоводства, · зарождаются государства и частная собственность, · появляются первые системы письменности, происходит переход от пиктографии (рисуночного письма) к иероглифическому письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и звуки, · появляются социальные классы, · создаются условия для разделения труда, Восточная мифология. В большинстве своем восточная мифология носила зооморфный характер. Персонифицированные божества изображались со звериными и птичьими головами, с другими частями их тел. Образ зверя-человека в мифологической культуре Древнего Востока был скорее знаком подчиненности людей природным силам. Скажем, в Шумере храмы украшались изображениями не конкретных человекоподобных богов, а тотемами этих богов, являя как бы свернутую формулу ранних шумерских мифов. Склонность к символизации художественных форм (не только мифологических) – одна из типичнейших черт древневосточного искусства. У вех восточных культур доминирует парадигма магического космоса. Магический космос дополняется деспотическим государством. Наиболее крупные цивилизации:
· Шумеры, · Египет, · Китай, · Индия Каждое из государств имеет свою специфику.
Шумероаккадская культура. Шумеры (р-н Персидского залива). История начинается в Шумере – наиболее ранняя форма древневосточной культуры (около 5000лет до н.э.). Основу этой культуры заложили древние племена неизвестного происхождения – аккадцы, шумеры. Культурное наследие шумеров: Известно, что уже в III тысячелетии до н.э. существовали ранние города-государства с высоким уровнем материальной культуры (литье, обработка металлов, изготовление оружия, транспортных средств, сооружение мостов, художественные ремесла из глины, камыша и тростника, кожевенное и текстильное производство и др.). Научились строить оросительные каналы и создавать запасы воды и подавать ее на поля. Обрабатывали землю на быках плугом и металлическим лемехом. Строили хижины для скота из циновок. Научились получать чистую медь, бронзу открыли способ литья из меди, серебра и золота. Сокровища из усыпальницы в Уре ~ 2500 г до н.э. · Ожерелья. · Шлем из золота и серебра. · Золотой кинжал и ножны. · Высокохудожественные керамические сосуды, · Глиняные фигурки Именно у шумеров возникают первые формы государственности. Наибольшего расцвета государство достигло в период правления царя Хаммурапи (XVIII до н.э.). Заботился о законах и процветании своего народа. Им создана одна из древнейших систем права - Законы царя Хаммурапи. Строительство огромных храмов, ориентированных по сторонам света. Основной материал – глина. Строились огромные оборонительные сооружения. Использовались боевые колесницы, в которые запрягали диких ослов — онагров. Рисуночная (идеографическая) письменность или как ее называли – клинопись – выдавливание схематических знаков на глине. Позже замена на иероглифы. Астрономические знания. Им принадлежит очень точная карта звездного неба, сведения о планетах (Нибиру). Шумеры первыми ввели календарь, научились предсказывать солнечные, лунные затмения, разделили год на 12 месяцев. Была развита математика, основывавшаяся на шестидесятеричной системе исчисления. Появляется официальная математика и астрономия. Разрабатывались методы определения объема и площадей.
Древнейшим памятником письменности являются известные в устной традиции с III тыс. до н.э. эпические сказания о мифологическом герое Гильгамеше (правителе города Урука), повествующие о странствиях героя по подземному миру в поисках тайны бессмертия. Его попытки победить смерть и обрести вечную молодость оказываются безуспешными. Эпическое сказание содержит так называемые «бродячие мифы»: · о сотворении мира, · о всемирном потопе, устроенном богами для избавления от суеты человеческого рода, · об умирающем и воскрешающем боге и др. Архитектурные постройки практически не сохранились. Но известно, что здесь использовались купола, арки, сводчатые потолки. В вавилонский период появились культовые постройки зиккураты, представлявшие собой многоступенчатые вежи со святилищем. В Ассирии преобладали не храмовые постройки, а дворцовые сооружения, отличавшиеся монументальностью и подчеркнутой роскошью.
Древний Египет. Древний Египет - одно из самых величественных государств на Земле, крупнейшая империя, претендовавшая на мировое господство. Додинастический период ~500 и 3100 гг. до н.э. Египет является типичным образцом Древнего Востока.Это был оазис в долине Нила. Отсюда принципиальная особенность культуры Древнего Египта – тесная связь с природными циклами Нила, и ставшее мировым достоянием – искусное умение строительства ирригационных систем. Египет был мощным и сильным государством. Его устройство характеризовалось жесточайшей иерархией. Основой верховной власти Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Царь объединенного Египта стал называться фараоном, т.е. «большим домом». Главная его функция – объединение земель. Фараон олицетворял собой абсолютную всеобщую власть, считался живым воплощением божества и одновременно верховным жрецом. Анкх — священный атрибут богов, знак их мудрости и власти — египетский крест с петлей "ключ Нила". Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами — божественным и земным.
Фараон управлял страной, опираясь на многочисленный и разветвленный бюрократический аппарат. Чиновниками могли быть только грамотные люди, что вызвало к жизни два авторитетные сословия жрецов и писцов. Религия Древнего Египта (политеизм, зооморфизм, тотемизм). Религия Египта была политеистической (многобожья) и насчитывала в общей сложности было свыше 2000 богов и богинь. Понятие "бог" первоначально означало "удачу", "долю". Постепенно — "податель благ". Зооморфизм. Персонифицированные божества изображались со звериными и птичьими головами, с другими частями их тел. Священные животные: крокодил, кошка, бык, змея. Образ зверя-человека в мифологической культуре Древнего Востока был скорее знаком подчиненности людей природным силам. В эпоху Древнего царства преобладающим был культ бога солнца Ра. Египтяне верили, что он ежедневно переплывает небо в своей ладье. Были боги общие и местные. У каждого города был свой бог, и их могло быть несколько. Египетское многобожье не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (1419 – ок.1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога - солнечного диска под именем бога Атона, и сам принял имя Эхнатона, что означало «угодный богу Атону». Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Важнейшей чертой культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую они считали «ненормальностью». По египетской вере каждый человек обладал «вечной жизненной силой». Стремление к бессмертию породило у них сложнейший заупокойный культ и ни на что не похожий сложный ритуал погребения. Символизм, характерный для всей культуры Египта в целом, наиболее отчетливо проявился в художественной деятельности. В Египте была разработана система художественных канонов, зафиксированных в письменных текстах и распространившихся на изображение священных животных, растений, а также людей в зависимости от их социального положения, возраста, пола, позы. Все произведения египетского изобразительного искусства были линейными и плоскими, лишенными объема, перспективы и светотени. Каноничны человеческие фигуры и в скульптуре (выдвинута левая нога, руки прижаты к телу). Египетские художники были искусными рисовальщиками. В Древнем Египте существовало высокохудожественное декоративно-прикладное искусство (драгоценности, предметы быта). Культурные достояния Древнего Египта:
1. Египтяне научились регулировать уровень вод с помощью разветвленной ирригационной системы. Строили огромные лодки, суда. 2. Умели обрабатывать металлы. Изготавливать оружие, посуду, утварь. Были искусными гончарами, ткачами. 3. Была развита математика. Несмотря на громоздкую и неудобную систему могли вычислять отношение длины окружности к диаметру круга, знали теорему, которую потом назовут "теоремой Пифагора". 4. Изобрели папирус (травовидное растение, на котором писали кисточкой и чернилами). До нас дошло большое количество документов, написанных на папирусе. Позднее возникла скоропись - иератическое и демоническое (упрощенное) письмо. Письмо от пиктографии (картинного письма) переходит к иероглифам (священным знакам), к логографическому письму (словесному). Рисунок превращается в текст. Жрецы знали более 600 знаков. Именно в Египте стали впервые передавать письмом звуки. 5. Владели блестящими медицинскими знаниями. Овладели искусством бальзамирования и мумифицирования умерших. 6. Египетские пирамиды и храмы служат образцом высочайшего уровня развития строительного искусства. Строили города, защищенные высокими стенами, стали применять изготовленные из глины и ила и высушенные на солнце кирпичи. Памятниками мирового значения, символами Египта являются: ступенчатая пирамида Джосера (построена 5 тыс. лет назад), Египетские пирамиды (Великая пирамида Хеопса - царь IV династии 2600-2480 гг. до н.э.) в Гизе, сфинкс - фантастическое существо с телом льва и головой человека, храм женщины фараона Хатшепсут, высеченный в скалах в Долине царей и Долине цариц на западном берегу Нила, напротив Фив. Выдающиеся памятники письменности: Тексты пирамид, Тексты саркофагов, «Книга мертвых» - подробно описывающая загробное царство и загробный мир. 7. Наряду с теоретическими познаниями в Египте было широко развито образование. В эпоху Древнего царства (3 тыс. до н.э.) существовало своеобразное высшее учебное заведение – «Дом жизни», которое имело большое значение для общественной жизни государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|