Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие педагогической компетентности.

Тема 1.2.

Профессиональная компетентность педагога

План.

1. Понятие педагогической компетентности.

2. Свойства и характеристики личности педагога.

3. Система педагогических компетенций в структуре ФГОС.

 

Понятие педагогической компетентности.

Понятия «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста. Присоединение России к Болонскому процессу связано с формированием единого европейского образовательного пространства, повышением качества подготовки специалистов. Компетентность выступает как идея, как эталон качественной подготовки специалиста. Ядром компетентности является ориентация специалиста в профессиональных ценностях.

В условиях усложнения задач, стоящих перед образованием, повышаются требования к педагогу, его профессионализму и личностным качествам. В последнее время общепринятой характеристикой профессиональной деятельности педагога становится профессиональная компетентность - характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение педагога к учащимся и личностные качества.

Понятие профессиональной компетентности педагога формулируется в справочной литературе следующим образом: «владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. А.К. Маркова рассматривает проблему профессиональной компетентности через определение её характеристик: компетентность не сводится к образованности человека; компетентность представляет собой сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно; основой суждения о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности.

Профессиональная компетентность является качеством, формирующимся в образовательном процессе, поэтому профессиональную компетентность предполагает рассматривать педагога как субъектное качество, проявляющееся в проектировании и реализации деятельности с учетом квалификационных требований. Таким образом, под педагогической компетентностью можно понимать единство  теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.

Компетентность педагога определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализации педагогической деятельности. Следует отметить, что в большинстве источников, раскрывающих сущность профессиональной компетентности, прослеживается ориентир на современные подходы гуманистической педагогики при определении и формировании профессиональной культуры педагога, отмечается, что гуманистическая мотивация должна преобладать в структуре личности педагога над предметной.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это сложное индивидуально-психическое образование на основе социального опыта, теоретических знаний, практических умений и личностных качеств, это способность выполнять социально-педагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей к самореализации, самосовершенствованию в соответствии с принятыми в социуме нормами, стандартами, требованиями.

Педагогический процесс и профессионально-педагогическая компетентность взаимосвязаны и действуют друг на друга. Структурные компоненты педагогической компетентности должны совпадать с компонентами педагогической деятельности, вследствие чего модель профессионально-педагогической компетентности выступает как единство его теоретической и практической готовности. Профессионально-педагогическая компетентность включает не только набор знаний и умений, которые являются ядром компетентности, но и некий сплав их с профессиональным опытом, функциями педагога и обязательно значимыми личностными качествами, ценностными ориентирами педагога, т.е. компетентность шире знаний, умений и навыков и не является их суммой.

Необходимо отметить, что в глоссарии стандартов нового поколения даются определения понятий, отражающих компетентностный подход. Например, компетентность, определяется как умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетентность в сфере личностного самоопределения и др., а также компетентность образовательную, которая определяется как способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях.

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые - метапредметные, общепредметные и предметные компетенции. А компетенция определяется как:

1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт.

Следовательно, компетенция - это то, на что претендуют, или то, что назначается как должное быть достигнутым (некий образец). Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...