Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства и характеристики личности педагога.

Личность образует особый блок профессиональной компетентности педагога. Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде педагога.

Данный блок профессиональной компетентности включает профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества личности педагога.

Изложение профессиональных знаний о личности должно начинаться с характеристики ее структуры. Структура личности педагога включает:

· мотивацию личности (направленность личности и ее виды);

· свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);

· интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности педагога.

Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленности.

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии педагога, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ребенка (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться педагогом, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Правда, у педагога этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому педагоги иногда узнают сразу. Известно, что развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации педагога с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.

К свойствам личности педагога относят ее способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого.

Выделяются две группы педагогических способностей:

· перцептивно-рефлексивные (перцепция-восприятие) способности, определяющие возможность проникновения педагога в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;

· проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением взаимодействовать с другим человеком.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является "ядерной", малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда педагога, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ребенка.

В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком.

Другим свойством личности учителя является его характер - система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения (один педагог - покладистый и малоинициативный, другой - импульсивный, взрывчатый, автономный в своих проявлениях и др.). Психологи отмечают, что характер сам по себе не определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности личности он может меняться.

Психологи выявили, что способы эмоционального реагирования педагога (судя по его речевым реакциям) могут быть:

· по содержанию - оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика), защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующими (мобилизующими ученика или запрещение, указание);

· по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности - конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивными (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);

· по характеру активности - наступательными (оценка ученика и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому, поддерживание другого), рационализирующими (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

· по функции - мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирующими (разоблачение другого, упрямство).

К характеру примыкают психические состояния. Психическое состояние - это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени.

В работе педагога могут возникать временные психические состояния как реакция на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные состояния и в этом плане являются своего рода резервом развития личности. Функциональные состояния могут быть комфортными (или оптимальными, рабочими), для которых характерно оптимальное соотношение напряженности и работоспособности (рабочее состояние начинается со стадии врабатываемости, достигает затем стадии стабильности и стадии порыва), и дискомфортными, выражающимися в понижении работоспособности, повышении утомляемости, тревожности, ошибках.

Интегральные характеристики личности объединяют в себе многообразные ее свойства.

К ним относится профессиональное педагогическое самосознание педагога, т. е. комплекс представлений педагога о себе как профессионале. Оно включает следующие составляющие.

1. Осознание педагогом норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности) как эталонов для осознания своих качеств. Здесь складываются основы профессионального мировоззрения. Если педагог не осведомлен о том, каким должен быть педагог, как ему желательно строить свои отношения с окружающими, то ему трудно оценить и себя. На основе общей образованности складывается профессиональное кредо учителя, его личная концепция педагогического труда, из которого он исходит в следующем профессиональном поведении.

2. Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии.

3. Учет оценки себя как профессионала со стороны других людей - учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других.

4. Самооценивание учителем своих отдельных сторон. В нем психологи (В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин и др.) выделяют несколько оснований:

а) понимание и осознавание самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности (когнитивный аспект);

б) эмоциональное отношение и оценивание учителем особенностей самого себя (эмоциональный аспект);

в) способность к действиям на основе самосознания (поведенческий аспект), свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки.

5. Положительное оценивание педагогом самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции. У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой педагог стремится к самореализации. Особенно важно то, что положительная Я-концепция педагога способствует и развитию положительной Я-концепции учеников. Чувствуя себя спокойно и уверенно, педагог благожелателен и ровен к ученикам. Понимание слабых сторон своего труда, намерения их исправить не разрушают общей положительной самооценки. И напротив, педагог с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психологической самозащиты.

Следующей интегральной характеристикой личности педагога является индивидуальный стиль его деятельности и общения. Индивидуальный стиль - характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частные особенности, такие, например, как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опытом.

Педагог имеет право на реализацию своего индивидуального почерка в работе, при этом главным аргументом в пользу его индивидуальной манеры будет умственное и личностное развитие его учеников. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает.

Индивидуальность педагога обеспечивает ему авторитет в глазах учеников - особую профессиональную позицию, означающую специфическое влияние на детей, право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Сама по себе должность педагога создает лишь условия для авторитета, но автоматически его не обеспечивает. Подлинный авторитет опирается на характеристики педагога как субъекта деятельности и общения и на особенности его личности, которые представлены выше: демократический стиль сотрудничества с учащимися, эмпатия, способность к открытому общению, позитивная Я-концепция педагога, его стремление к внутреннему росту. В то же время следует избегать ложного авторитета, который возникает, если педагог использует в общении несвойственные ему роли и даже маски.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...