Система педагогических компетенций в структуре ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты, например, начального общего образования определяют основные компетентности учителя начальных классов, обусловленные Требованиями к реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ: — осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения; — выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее — ПРООП); — разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ должны: — иметь соответствующие концепции ФГОС, представление о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов; — иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета; — иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы), и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:
— эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно: · достижение планируемых результатов освоения образовательных программ; · реализации программ воспитания и социализации учащихся; · эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условия реализации ФГОС; · индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий; · собственного профессионально-личного развития и саморазвития; — эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен: — в общеобразовательной подготовке а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникативными технологиями; — в профессиональной подготовке: а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность; б) знать: · философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм; · возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики; · способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; · методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;
· показатели формирования гражданской зрелости человека; · принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной; · сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5-7 лет); · правовые нормы отношений участников образовательного процесса; в) уметь: · оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе; · выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том Система повышения квалификации работников образования в условиях внедрения 0ТОС числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса; · применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде; · организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей; · реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; · использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности; · использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся; · использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;
· осуществлять профессиональную рефлексию; · вести документацию; г) владеть: · конкретными методиками психолого-педагогической диагностики; · средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; · современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; · методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; — в предметной подготовке: а) узнать: · содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; · частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования; · состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических мтериалов, в том числе на электронных носителях; б) уметь: · использовать частные методики; · анализировать программы, учебнометодические комплексы и отдельные дидактические материалы; · разрабатывать программы внеурочной деятельности; · разрабатывать дидактические материалы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|