Возможности программного решения проблем социально-экономического развития региона должны постепенно расширяться.
В разработке комплексных программ развития экономики страны (региона) необходимо опираться на апробированную и общепринятую процедуру применения программно-целевого подхода к решению социально-экономических проблем, которая включает в себя следующие этапы: * выявление проблемы, определение ее актуальности; * анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем; * выделение основных целей; * анализ социально-экономической системы, в которой существует проблема; * поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив); * оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения): * детализация и уточнение отобранных альтернатив; * проверка эффективности решения, разработка рекомендаций по реализации программы. Перечень программ регионального уровня с их ранжированием по значимости и приоритетности составляется лишь после тщательной аналитической проработки. Важнейшими принципами разработки и реализации программ являются: 1) целенаправленность, т.е. направленность программных мероприятий на достижение заранее заданных и количественно определенных целевых установок: 2) системность -- разработка взаимоувязанного набора мер, необходимых для эффективного достижения целей (технологических, экономических, организационных, административных, законодательных и пр.), связь этих мер с концептуальными положениями развития страны и региона; 3) ресурсная обеспеченность, предполагающая, что все намечаемые мероприятия программы обеспечены материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; Приоритетность, означающая определение рангов важности проблем при разработке и реализации программ, определяющая последовательность выделения ограниченных государственных ресурсов или оказания иной поддержки со стороны властных структур.
Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию целевых программ и иных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию программ решается по рекомендации министерства экономики и министерства финансов страны на основе проектов бюджетных заявок исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета. На завершающем этапе реформирования государственного управления экономикой совокупность комплексных программ как инструмента государственного регулирования экономики заменяет индикативное планирование. Комплексное планирование национальной экономики Комплексное планирование экономики включает в себя: 1. Индикативное планирование всей национальной экономики. 2. Директивное планирование государственного сектора экономики. Индикативное планирование экономики представляет собой деятельность государственных органов власти по целенаправленному воздействию на экономику страны в целях получения намеченных результатов По содержанию индикативное планирование представляет собой процесс разработки плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов ere показателей, контроль за выполнением плановых ориентиров, стимулирование агентов производства к следованию в своей деятельности показателям индикативного плана. Индикативный план -- основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики. В условиях переходной экономики имеет место необходимость сочетания двух своеобразных способов государственного воздействия на экономику: регулирования всей экономической системы с использованием методов индикативного (рекомендательного) планирования, с одной стороны, и жесткого директивного планирования государственной сферы экономики -- с другой.
Индикативное планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую планирующими органами для подготовки решений и проведения мероприятий, оптимизирующих экономическое развитие страны. Процедура разработки индикативного плана включает в себя такие элементы, как выработка целей социально-экономического развития, обоснование глобальных макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития, расчет рациональной социальной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, контроль за ходом реализации плановых наметок в жизнь. Эффективная деятельность государства в этой области может быть обеспечена лишь при условии формирования единой, комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования и регулирования различных аспектов функционирования хозяйства. В развитых странах мира система индикативного планирования включает в себя целый комплекс работ по формированию общенациональных, региональных, отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурсов как государства, так и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональных целей и задач развития. Бюджетирование экономического развития -- процесс активного вмешательства государства в управление экономикой. Он представляет собой разработку и реализацию специального документа -- государственного бюджета страны. Государственный бюджет -- основной документ, в соответствии с которым осуществляется реальное управление экономическим развитием страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|