оценка последствий воздействия технико-экономических параметров МОБ на финансовые показатели развития экономики страны.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 По сути дела, речь идет о построении варианта закрытой модели МОБ, когда показатели конечного спроса обусловлены показателями факторных доходов и их распределения. Последовательность построения модели: I этап -- построение базовой модели МОБ за отчетные годы (1992-- 1999 гг.) с обязательным заполн ением четвертого квадранта, что необходимо ввиду использования данного материала для прогнозирования перехода показателей факторных доходов в элементы конечного спроса. II этап -- расчет первого варианта прогнозного баланса межотраслевых связей в стране на перспективу. Обоснование потребного объема производства в стране исходя из решения задачи полного удовлетворения платежеспособного спроса агентов воспроизводственной деятельности (населения, государства, предпринимательского сектора) и технологии производства, заданной технологической матрицей Леонтьева. III этап -- расчет второго варианта прогнозного баланса межотраслевых связей в стране на перспективу. Обоснование потенциально возможной структуры валового производства по отраслям (многоотраслевым комплексам) исходя из имеющегося (в этих отраслях) производственного потенциала и степени его использования. IV этап -- согласование двух вышеназванных прогнозных вариантов. Поиск узкой области условий, где эти варианты пересекаются. Конкретно речь идет о поиске ответа на вопросы: о реальных ценах ограниченных производственных ресурсов в современной Украины; о возможностях расчета объема производства в стране продукции, замещающей импорт. Третий тип модельного представления взаимосвязей в экономике -- финансово-стоимостная модель национальной экономики. Она призвана ответить на вопрос о возможности достижения не только физической, но и финансовой сбалансированности в экономике. При ее построении опираются на показатели системы национального счетоводства как минимально необходимой исходной базы расчетов.
Эта модель призвана служить основой для выработки экономической политики в области бюджета, налогообложения, цен, валютной и денежно-кредитной политики. Разработка показателей общественного воспроизводства включает в себя следующие основные стадии: 1. Анализ социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране. 2. Обоснование целевых установок социально-экономического развития страны в предстоящие годы. 3. Прогнозы экономики и сопряженных с нею сфер. Объектами прогнозирования при этом выступают: * динамика потребностей населения исходя из научно обоснованных норм потребления, с учетом сложившегося уровня потребления, достигнутого уровня производства, сопоставлений с развитыми странами Запада; | * динамика производственных ресурсов и производственных мощностей; * изменение экологической ситуации в регионе, стране и мире, накладывающей существенные ограничения на реальную динамику развития производительных сил и повышение уровня жизни в будущем. При проведении прогнозно-аналитических расчетов исходным пунктом обоснования перспектив будущего должны быть не отдельные задания по производству продукции, а общественные потребности в целом. На первом этапе обоснований, исходя из рациональных норм потребления на душу населения, определяются социальные показатели, которые желательно достичь к концу расчетного периода. Параллельно на основе макромоделей экономического роста, исходя из анализа ресурсов, возможностей увеличения физических объемов затрачиваемых ресурсов и сдвигов в эффективности их использования, определяются макроэкономические показатели развития народного хозяйства. Затем производится расчет общественных потребностей, необходимого объема и структуры конечного спроса, которые являются исходным материалом для расчетов по межотраслевому балансу. Межотраслевой баланс -- один из главных инструментов плановых обоснований и расчетов. С его помощью определяется целесообразная отраслевая структура производства и необходимые для ее достижения ресурсы: трудовые, капитальные, инвестиционные и др.
На основе базовых показателей индикативного плана осуществляется прогнозная оценка экономической ситуации по отдельным направлениям, выявляются узкие места в развитии экономической системы и составляется перечень программ, которые необходимо разработать и реализовать в расчетном периоде. Средства государственного регулирования экономики Государственные органы могут использовать целый арсенал средств для воздействия на экономическое развитие страны. К важнейшим и них относятся: 1) управление ограниченными производственными ресурсами; 2) налоговое регулирование экономики; Монетаристские методы воздействия на экономическую систему. Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения. Управление ограниченными производственными ресурсами представляет собой прямое распределение природных, трудовых, производственных, капитальных, инвестиционных ресурсов. При этом речь может идти как о всем объеме ограниченных ресурсов (например, в случае войны), так и о ресурсах, которыми располагает государство. Это наиболее действенная форма государственного регулирования экономики, которая зачастую может привести к нарушению экономического равновесия экономической системы. Налоговое регулирование экономики заключается в установлении налоговых ставок и тарифов, направляющих действия экономических субъектов, ориентирующих экономическое развитие в соответствии с выбранным государственными органами направлением социально-экономического развития. Наряду с законодательным утверждением объектов налогообложения и установлением ставок налогов в рамках данного подхода широко применяется система льгот в налогообложении. Это наиболее распространенный вид государственного воздействия на экономическую систему в различных государствах и странах.
Монетаристские методы воздействия на экономическую систему состоят в применении финансовых регуляторов для воздействия на экономическую систему. К их числу относятся: ставка процента, бюджетные заимствования и операции на открытом рынке с долговыми обязательствами государства, объем денежной массы в обращении, валютный курс и пр. Эти методы -- очень тонкий инструмент воздействия государства на экономическую систему. Их использование предполагает действенность и всех иных методов государственного воздействия на экономику (управления ресурсами, системы налогообложения). В переходный период, особенно при возникновении разного рода кризисов и катаклизмов, необходимо применять весь спектр имеющихся в распоряжении методов: от тонких методов финансового воздействия на хозяйствующие субъекты до грубых методов управления ограниченными производственными ресурсами. Для улучшения функционирования хозяйственного механизма государство должно обеспечить систему достоверной, оперативной и общедоступной информации. Государство организационно оказывает влияние на мотивацию деятельности хозяйственных субъектов, юридически оформляя отношения собственности и распределения продукции и доходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|