Индивидуальной логопедической
Непосредственной образовательной деятельности На тему: «Морское путешествие» (автоматизация звука [Р]) Возрастная группа: подготовительная к школе Маленьких А.С. Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Малышок» г. Шадринск
Цели: · образовательные: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте; · коррекционные: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос и дыхание, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление; · воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям и любовь к окружающему миру. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Оборудование: аудиозапись «Шум моря», игрушки: рыбка, кораблик, большое зеркало, карточки по артикуляционной гимнастике, ватный шарик, артикуляционный профиль звука, карточки для характеристики звука, пособия: «Звуковые дорожки», «Звуковой куб», «Зашумленные картинки», «Волшебный мешочек», предметные картинки: чайка, обезьянка, горы, кит, рак, дельфины, ракушки, пират, предметные картинки со звуком «р», прищепки. Литература: 1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Борисова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с. 2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. [Текст] / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 64с. Ход: Организационный момент. (Прослушивание аудиозаписи «Шум моря») - Послушай внимательно и отгадай, что это? - [Это шумит море.]
- Верно. Сегодня к нам в гости приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р]. Артикуляционная гимнастика. - К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам. 1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10). 2. «Покусаем язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. (Покусывать широкий кончик языка, середину, произнося: «та-та-та».) 3. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад. 4. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. 5. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10). 6. «Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. (Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.) 7. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами (по бугорочкам), быстро и отчетливо произнося: «д-д-д». - Хорошо. Молодец! Упражнение на дыхание: «Фокус». - Для того чтобы воздушная струя была сильной, выполним упражнение «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа. (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.) - Умница! Упражнение «Заведи мотор». - Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р». - Отлично! 5. Анализ артикуляции. (по артикуляционному профилю звука)
- Чтобы наш корабль не сбился с пути. - Давай вспомним, что мы делаем, когда произносим звук [р]: - Рот открыт или закрыт? [Открыт.] - Губы раскрыты или закрыты? [Раскрыты.] - Зубы вместе или расставлены? [Расставлены]. - Что делает язычок? [Кончик языка касается бугорков за верхними зубами и дрожит]. - Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам или нет? [Прижаты.] - Воздушная струя сильная или слабая? [Сильная.] - Голосовые связки работают или отдыхают? [Работают.] - Молодчинка! 6. Характеристика звука. (по карточкам-подсказкам) - Дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку. - Согласный или гласный? [Согласный.] - Почему? [Есть преграда.] - Что является преградой? [Язык и зубы.] - Он твердый или мягкий? [Твердый.] - Звонкий или глухой? [Звонкий.] - Почему? [Есть голос.] - Правильно. Молодец! Произношение изолированного звука. - Выходим в открытое море. Упражнение: «Звуковые дорожки» - Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо. - А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко. - Молодец! Развитие фонематического слуха. Игра: «Поймай звук!» - Закрой глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [р]: р, л, ш, ж, р, р, л, щ, р. - Отлично! Игра: «Подними руку!» - Подними правую руку, когда услышишь слог со звуком [р]: р а, ла, о р, мы, р у, и р. Закрепление звука в слогах. - Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками. Упражнение: «Пальчики здороваются» (каждый палец поочередно дотрагивается до большого пальца) Правая рука: а р -о р -у р -ы р, левая рука: р а- р о- р у- р ы - Молодец! 10. Физкультминутка: «Рыбка» Р ыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка) Р ыбке весело иг р ать. Р ыбка, р ыбка, озо р ница! (погрозить пальчиком) Мы хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. - опустить вниз, затем хлопок) Р ыбка спинку изогнула, (прогиб в спине) К р ошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок) Р ыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка) Р ыбка быст р о уплыла.
Развитие фонематического слуха. Игра: «Слушай внимательно, выполняй старательно!» - Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба. - Молодец! Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха. Игра: «Зоркий глаз» (карточки на прищепках) - Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Отцепи только те картинки, в названии которых есть звук [р]. - Назови картинки, которые находятся над.., справа.., слева.., между… - Разложи картинки по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова). - Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем плывет кит. Он просит нас отгадать загадку: Обо мне говорят, будто пячусь я назад. Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.] - Верно. Молодец! Звуковой анализ слова. - Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак». - Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.) - Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д. Зрительная гимнастика. - Пора сделать отдых для глаз. Упражнение: «Веселые мотыльки» -часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5). -Упражнение: «Витаминки» - сильно-сильно зажмурить глазки, а затем широко открыть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|