Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальной логопедической




Непосредственной образовательной деятельности

На тему: «Морское путешествие»

(автоматизация звука [Р])

Возрастная группа: подготовительная к школе

Маленьких А.С.

Учитель-логопед МКДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 35 «Малышок»

г. Шадринск

 

Цели:

· образовательные: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте;

· коррекционные: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос и дыхание, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление;

· воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям и любовь к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: аудиозапись «Шум моря», игрушки: рыбка, кораблик, большое зеркало, карточки по артикуляционной гимнастике, ватный шарик, артикуляционный профиль звука, карточки для характеристики звука, пособия: «Звуковые дорожки», «Звуковой куб», «Зашумленные картинки», «Волшебный мешочек», предметные картинки: чайка, обезьянка, горы, кит, рак, дельфины, ракушки, пират, предметные картинки со звуком «р», прищепки.

Литература:

1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Борисова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. [Текст] / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 64с.

Ход:

Организационный момент.

(Прослушивание аудиозаписи «Шум моря»)

- Послушай внимательно и отгадай, что это? - [Это шумит море.]

- Верно. Сегодня к нам в гости приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].

Артикуляционная гимнастика.

- К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам.

1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10).

2. «Покусаем язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. (Покусывать широкий кончик языка, середину, произнося: «та-та-та».)

3. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад.

4. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

5. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10).

6. «Гармошка» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. (Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.)

7. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами (по бугорочкам), быстро и отчетливо произнося: «д-д-д».

- Хорошо. Молодец!

Упражнение на дыхание: «Фокус».

- Для того чтобы воздушная струя была сильной, выполним упражнение «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа. (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.)

- Умница!

Упражнение «Заведи мотор».

- Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р».

- Отлично!

5. Анализ артикуляции. (по артикуляционному профилю звука)

- Чтобы наш корабль не сбился с пути.

- Давай вспомним, что мы делаем, когда произносим звук [р]:

- Рот открыт или закрыт? [Открыт.]

- Губы раскрыты или закрыты? [Раскрыты.]

- Зубы вместе или расставлены? [Расставлены].

- Что делает язычок? [Кончик языка касается бугорков за верхними зубами и дрожит].

- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам или нет? [Прижаты.]

- Воздушная струя сильная или слабая? [Сильная.]

- Голосовые связки работают или отдыхают? [Работают.]

- Молодчинка!

6. Характеристика звука. (по карточкам-подсказкам)

- Дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку.

- Согласный или гласный? [Согласный.]

- Почему? [Есть преграда.]

- Что является преградой? [Язык и зубы.]

- Он твердый или мягкий? [Твердый.]

- Звонкий или глухой? [Звонкий.]

- Почему? [Есть голос.]

- Правильно. Молодец!

Произношение изолированного звука.

- Выходим в открытое море.

Упражнение: «Звуковые дорожки»

- Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо.

- А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко.

- Молодец!

Развитие фонематического слуха.

Игра: «Поймай звук!»

- Закрой глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [р]: р, л, ш, ж, р, р, л, щ, р.

- Отлично!

Игра: «Подними руку!»

- Подними правую руку, когда услышишь слог со звуком [р]: р а, ла, о р, мы, р у, и р.

Закрепление звука в слогах.

- Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками.

Упражнение: «Пальчики здороваются» (каждый палец поочередно дотрагивается до большого пальца)

Правая рука: а рррр, левая рука: р а- р о- р у- р ы

- Молодец!

10. Физкультминутка: «Рыбка»

Р ыбка плавает в водице, (показ туловищем и руками, как плывет рыбка)

Р ыбке весело иг р ать.

Р ыбка, р ыбка, озо р ница! (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (поднять пр. руку вверх, а лев. - опустить вниз, затем хлопок)

Р ыбка спинку изогнула, (прогиб в спине)

К р ошку хлебную взяла. (руки развести в стороны, хлопок)

Р ыбка хвостиком махнула, (показ туловищем и руками, как уплывает рыбка)

Р ыбка быст р о уплыла.

Развитие фонематического слуха.

Игра: «Слушай внимательно, выполняй старательно!»

- Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба.

- Молодец!

Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.

Игра: «Зоркий глаз» (карточки на прищепках)

- Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Отцепи только те картинки, в названии которых есть звук [р].

- Назови картинки, которые находятся над.., справа.., слева.., между…

- Разложи картинки по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова).

- Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем плывет кит. Он просит нас отгадать загадку:

Обо мне говорят, будто пячусь я назад.

Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.]

- Верно. Молодец!

Звуковой анализ слова.

- Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак».

- Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.)

- Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д.

Зрительная гимнастика.

- Пора сделать отдых для глаз.

Упражнение: «Веселые мотыльки» -часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5).

-Упражнение: «Витаминки» - сильно-сильно зажмурить глазки, а затем широко открыть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...