Развитие фонематического слуха.
- Плывем дальше, посмотри с нами хотят поиграть дельфины. Игра: «Звуковой куб» - Вращай куб и называй картинки, изображенные на нем; определи, где находится звук [р] в словах, в начале, середине или в конце слова. - Молодец! Закрепление звука в словах. - Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.) Пират приготовил для нас задания. «Зашумленные картинки» - Назови спрятанные предметы (р ыба, мо р ковь, телевизо р). «Волшебный мешочек» - Угадай на ощупь предмет и назови его (р акушка, водо р осли, р ыба). Закрепление звука в предложениях. Игра: «Исправь ошибку» - Червяки копают рыбаков. (Р ыбаки копают че р вяков.) - Назови слова в предложении со звуком [р]. (р ыбаки, че р вяков) - Сколько всего слов в предложении? (Три.) Составь схему предложения. - Хорошо. Развитие мелкой моторики. - Расскажем про команду на нашем корабле. Пальчиковая гимнастика: «Команда корабля» (одновременное поочередное круговое вращение пальцев рук) Почему же наш большой крутит, вертит головой? Он на судне капитан – изучает океан. Палец указательный умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он помощник капитана. Средний пальчик наш – матрос, мачту он на борт принес. Чтоб он весел был в пути, надо пальцем покрутить. Безымянный палец – кок, он испек большой пирог. Поперчил и посолил, и вокруг него ходил. Наш мизинец – это юнга. Он сейчас прямой, как струнка. Юнга трудится весь день – нам крутить его не лень. Закрепление звука в тексте. - Расскажем скороговорку: · Вез ко р абль ка р амель, Наскочил ко р абль на мель. И мат р осы три недели Ка р амель на мели ели. - Умница! Закрепление звука в чистоговорках.
- Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и держим курс домой. · Р а- р а- р а – из окна видна т р уба. · Р у- р у- р у – п р одолжаем мы иг р у. · Р ы- р ы- р ы – обошли мы все ми р ы. · Р о- р о- р о – мы плывем домой давно. Итог. - С каким звуком мы сегодня работали? (анализ артикуляции, характеристика, заключительное проговаривание) - Что делали? (Путешествовали по морю.) - Что было интересным? (ответы детей) - Что было трудно, легко? (ответы детей) Оценка работы с положительной направленностью. - Ты очень хорошо сегодня занималась(ся), молодец!
Тема: Фонема [С] и «семантическое поле» слова «СНЕГ». Речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Форма организации. Подгрупповая (3 человека). Мокшина О.И. учитель – логопед МБОУ «Лицей имени Г. Ф. Атякшева» /дошкольные группы/ Цель. Формировать правильное произношения звука С у детей через расширение лексико-грамматического строя речи. Задачи: Образовательная. Расширение «семантического поля», развитие валентности слов. Коррекционные. · Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, через формирование «семантического поля» слова «СНЕГ». · Развитие фонематического слуха. · Развитие функции словоизменения. Воспитательная. Знакомство с явлениями природы. Воспитание любви к природе. Оборудование. Проектор, презентация, План логопедического занятия I. Организационный момент. II. Сообщение темы. III. Основная часть. 1. Анализ артикуляции звука [С]. 2. Автоматизация звука [С] в слогах. 3. Автоматизация звука [С], через формирование «семантического поля» слова СНЕГ. а). Выделение главного слова. б). Игра «Определи место звука в словах». в). Подбор однокоренных слов. г). Развитие функции словоизменения (игры «Сосчитай до 5», «Закончи предложение словом СНЕГ», «Скажи, что делает?», «Скажи какой?».
IV. Подведение итогов занятия.
Ход НОД. I. Организационный момент. Логопед: Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем его. Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку. Догадались от кого письмо? Дети: От снеговика. Логопед: Какой звук чаще других встречался в этом стихотворении? Дети: звук [С]. II. Объявление темы. Логопед: Снеговик, приглашает вас на прогулку. Мы отправляемся гулять и при этом продолжим учиться правильно проговаривать звук [С]. Давайте вспомним, как образуется звук [С]. III. Основная часть 1. Анализ артикуляции звука по плану. Язык опускаем вниз, зубки «заборчиком», воздух выходит холодный, воздуху мешают выйти свободно язычок и зубки. Звук глухой, согласный, твердый. Давайте подуем как зимний холодный ветерок. Звук [С] любимый звук снеговика. 2. Автоматизация звука [С] в слогах. Логопед: Ребята, смотрите, снег пошёл. Давайте поймаем снежинки, но ловить будем тогда, когда услышим звук [С] (хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [С]). Всюду снег, в снегу дома, принесла его зима. К нам спешила поскорей, привезла нам снегирей.
Смотрите, сколько снега. Давайте, слепим снежки. А теперь бросим подальше снежок: СНА… СНО… СНУ… СНЫ… 3. Автоматизация звука [С], через формирование «семантического поля» слова СНЕГ. а). Выделение главного слова. Логопед: Отгадайте загадку Одеяло белое не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю спустилось. Дети: Снег. Логопед: Объясните, что такое снег? Снег – твёрдые осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок — снежных (ледяных) кристаллов, очень разнообразных по форме. А снег всё идет, посмотрите какие сугробы. На что похожи эти сугробы? Дети: На самокат, на сапоги, на кактус, на самолет. б ). ← назад вперед → Определение места звука [С] в словах. Логопед: А под каким из этих сугробов прячутся предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, середине или конце слова? Спрячь картинку под нужный сугроб. Слова: санки, скамейка, весы, миска, автобус и т. д. Дети: Раскладывают картинки. в). Подбор однокоренных слов. Логопед: Посмотрите, какая грустная снежинка прилетела. Как вы думаете, почему?
Дети: Она грустная потому, что у неё лучиков мало. Логопед: Ребята, нужно вспомнить снежные слова, тогда снежинка станет снова лучистой и узорной. Поможет нам в этом стихотворение. Ваша задача добавлять подходящие слова, все эти слова связаны со словом снег. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю …(снег). С неба всё скользят пушинки – Серебристые…(снежинки). Вот веселье для ребят – Всё сильнее…(снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (снежки). Словно в белый пуховик Нарядился…(снеговик). Рядом – снежная фигурка – Эта девочка… (Снегурка). На снегу-то, посмотри – С красной грудкой…(снегири). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил снег. Логопед: Давайте, глядя на лучики снежинки, ещё раз назовём все снежные слова. Все эти слова – слова – родственники. Дети: Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, Снегурка, снегири.
г). Развитие функции словоизменения. Логопед: Давайте теперь сосчитаем всех снеговиков. Дети: 1 снеговик, 2 снеговика, 3 снеговика, 4 снеговика, 5 снеговиков. Логопед: Закончите строчки, словом СНЕГ. С неба падает… Мы слепили снежки из …. Мы оставили следы на … Мы любовались… Слова, обозначающие действия предметов. Логопед: Ребята, снеговику нравится всё, что связано со снегом. Давайте с помощью пиктограмм придумаем много слов про то, что делает снег? Дети: Идет, падает, ложится, тает, кружится. Логопед: Давайте с помощью пиктограмм придумаем много слов про то, какой снег? Дети: Холодный, мягкий, пушистый, талый, белый, грязный. Логопед: Хорошо мы погуляли, пора возвращаться. IV. Итог занятия.
Какой звук помогал нам сегодня? Дети: Звук [С]. Логопед: Что вам понравилось во время прогулки? Какие снежные слова вы запомнили? Анализ и самоанализ работы детей на занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|