Новые тенденции развития госсектора в РФ. Государственные корпорации и их основное назначение
Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Фе-дерацией, является собственностью госкорпорации. Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по-стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответ-ствует этим целям. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобла-дающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как дейст-вующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организа-ций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информа-ции, обязательные для ОАО. Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предпри-ятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля го-сударственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед гос-органами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительст-ву России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результа-там проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Лю-бые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегист-рацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятель-ность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную от-четность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изме-нений в Закон "О некоммерческих организациях". Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуриза-ции кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году). Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной по-литики во второй половине 2007 года. Органы управления государственной собственностью в РФ на федеральном и региональном уровне и их функции на современном этапе. Что касается вопросов управления федеральным имуществом, то они возложены в на-стоящее время на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом со-гласно Постановлениям Правительства от 8 апреля 2004 г. N 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», от 27 ноября 2004 г. N 691 «О фе-деральном агентстве по управлению федеральным имуществом во исполнение Указа Пре-зидента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 „О системе и структуре федеральных органов испол-нительной власти“ которым было упразднено Министерство имущественных отношений РФ. Основные положения по управлению государственным имуществом и приватизации из-ложены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 (в ред. от 29 ноября 2000 г.)) и определяют региональные аспекты управления и приватизации собст-венности с учетом местных условий и специфики развития экономики субъектов РФ
Функции управления государственной собственностью имеют несколько аспектов. С од-ной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанав-ливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть государственной функции управления экономикой определяется как нормативная. С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственно-сти которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная. На местном уровне процесс управления и распоряжения муниципальной собственностью регулируется правовыми актами органов местного самоуправления, к которым относятся устав соответствующего муниципального образования и решения представительных и исполнительных органов, принятые по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с уставом. Полномочия органов государственной власти в вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью исчерпывающим образом перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного само-управления в РФ“. К ним относятся: регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность; регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами; обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|