Общее устройство и работа коробки передач
На автомобилях семейства КамАЗ применяется механическая, пятиступенчатая, трехвальная, частично синхронизированная коробка передач модели 142 с неподвижными осями валов, смешанным зубчатым зацеплением и дистанционным приводом (рис. 6).
Рис. 6. Коробка передач автомобиля Камаз (СЛАЙД № 18)
Изменение частоты вращения коленчатого вала и крутящего момента двигателя в трансмиссии автомобиля осуществляется главным образом благодаря наличию в ней зубчатых передач, включающих в себя зубчатые колеса, установленные на валах и осях. Зубчатые колеса или валы, которые приводятся во вращении каким - либо источником движения, называются ВЕДУЩИМИ, а приводимые ими во вращении другие зубчатые колеса или валы называются ВЕДОМЫМИ. (СЛАЙД № 19) ШЕСТЕРНЯ - это ведущее зубчатое колесо (рис. 7). Шестерня может быть с дополнительным зубчатым венцом (для соединения с муфтой, с кареткой) в соответствии с рис. 7. ВАЛ - это вращающаяся или не вращающаяся деталь, изготовленная в виде стержня и передающая Мкр. ОСЬ - вращающаяся или не вращающаяся деталь, изготовленная в виде стержня и не передающая Мкр. КАРЕТКА - часть механизма, передвигаемая по направляющим (например по шлицам вала) в соответствии с рис. 2: это наружное зубчатое соединение. МУФТА - устройство для соединения валов, шестерен, труб, тяг и т.п. (это цилиндрическая деталь с внутренним зубчатым соединением).
Рис. 7. Шестерня 1 - ступица; 2 - диск; 3 - обод; 4 - зубчатый венец (СЛАЙД № 20)
Зубчатое колесо (шестерня) чаще всего изготавливается из однородного материала и включает в себя следующие элементы в соответствии с рис.8.
Рис. 8. Дополнительный зубчатый венец шестерни (СЛАЙД № 21)
Шестерня на валу (оси) может устанавливаться жестко, с возможностью свободного вращения, с возможностью осевого перемещения (шлицы) в соответствии с рис. 9.
Рис.9. Установка шестерни (муфты) на валу (СЛАЙД № 22)
Рассмотрим работу простейшей зубчатой передачи (в соответствии с рис. 10), состоящей из одной пары зубчатых колес, жестко соединенных с валами, на которых они установлены. Вал зубчатого колеса 1 приводится во вращение двигателем, поэтому угловая скорость колеса 1 равна угловой скорости коленчатого двигателя. Рис. 10. Работа простейшей зубчатой передачи (СЛАЙД № 23) Если число зубьев у колес одинаковое, то за один полный оборот все зубья ведущего колеса 1 побывают в зацеплении со всеми зубьями ведомого колеса 2, следовательно: колесо 2 тоже совершит один полный оборот за такой же промежуток времени, что и колесо 1, то есть угловые скорости колес 1 и 2 будут равны. Для получения требуемой передачи необходимо соединить входной (первичный) вал с КП с выходным (вторичным) валом через соответствующую пару зубчатых колес, либо напрямую.
Техническая характеристика коробки передач автомобиля КамАЗ-4310 представлена в таблице 3. Таблица 3. Техническая характеристика коробки передач автомобиля КамАЗ-4310 (СЛАЙД № 24)
Основная пятиступенчатая коробка передач состоит (рис. 11): из картера с крышками, первичного (ведущего) вала с шестерней и подшипниками в сборе, промежуточного вала с шестернями и подшипниками в сборе, вторичного (ведомого) вала с шестернями, синхронизаторами и подшипниками в сборе, блока шестерен заднего хода и механизма переключения передач.
Рис. 11. Общее устройство коробки передач автомобиля Камаз (картер, первичный (ведущий) вал с шестерней и подшипниками в сборе, промежуточный вал с шестернями и подшипниками в сборе, вторичный (ведомый) вал с шестернями, синхронизаторами и подшипниками в сборе, блока шестерен заднего хода и механизма переключения передач). (СЛАЙД № 25)
Ведущий вал (СЛАЙД № 26) Ведущий вал (рис. 12) выполнен как одно целое с зубчатым колесом. Его передней опорой является шариковый подшипник закрытого типа, расположенный в расточке коленчатого вала. На задний конец вала с упором в торец зубчатого колеса установлены роликовый подшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, стопорящееся от проворачивания на валу шариком 6. Пакет стягивается кольцевой гайкой 4. Затяжку гайки производить с Мкр=196-235 Н.м (20-24 кгс. м) и раскернить в двух местах. Во внутреннюю полость вала запрессован дроссель 7 подачи смазки. По центральному отверстию дросселя смазка подается по масляной магистрали к роликовым подшипникам шестерен ведомого вала, а также через два отверстия (Ø2 мм) смазывается конический подшипник, расположенный на конце ведомого вала.
При запрессовке дросселя необходимо расположить пазы Б и В, для возможности снятия съемником наружной обоймы 9 конического подшипника ведомого вала. Промежуточный вал (СЛАЙД № 27) Промежуточный вал (рис. 13) выполнен как одно целое с венцами зубчатых колес первой, второй передач и передачи заднего хода. Детали позиции 7, 6 и 3 напрессовать на вал 1 до упора. Напрессовку производить с упором в ступицы. Перед запрессовкой шестерни нагреть до температуры 160 -180 С.
Ведомый вал (СЛАЙД № 28) Ведомый вал (рис. 14) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала размещен конический подшипник 2. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни четвертой 18 и третьей 7 передач в осевом направлении закреплены упорной шайбой 4 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала так, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. Рис. 14. Ведомый вал в сборе: 1 - кольцо стопорное; 2 - подшипник передний роликовый конический; 3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5-ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня заднего хода: 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни I передачи; 14 - шестерня I передачи; 15 - шайба упорная; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 - пружина: 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая.
По оси вала просверлен канал для подвода смазочного материала по радиальным отверстиям к роликовым подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.
Роликоподшипники, шлицы синхронизаторов, муфту, втулку перед сборкой смазать маслом ОМД-8 ТУ 38.101.1294-90 или М-10Г2к ГОСТ 8581-78. При сборке масляный канал вала совместить с отверстием на втулке 6. При сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20. После сборки ведомого вала проверить вращение всех шестерен. Шестерни должны вращаться от руки плавно без заеданий. Перемещение кареток синхронизаторов и муфты по шлицам должно быть свободным без заеданий. Схема работы коробки передач представлена на рис. 15.
Рис. 15. Схема работы коробки передач: (СЛАЙД № 29) Включение 1 передачи; Включение 2 передачи; Включение 3 передачи; Включение 4 передачи; Включение 5 передачи; Включение 3х передачи.
Выводы по вопросу. Учебный вопрос № 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|