Результаты производственной деятельности предприятия
Любой субъект экономики, заинтересованный в увеличении своей прибыли, должен стимулировать спрос и привести свою программу производства и сбыта продукции, работ, услуг в соответствие с интересами потребителей. До сих пор человечество не нашло лучшего механизма распределения, чем рынок, и лучшего помощника в производстве, чем система планирования. Рынок - сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархической структурой. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация - выгоду или разорение, необходимо обеспечить "прозрачность" (информативность) рынка и предсказуемость его развития, ограничить стихийность рыночных процессов. Задача «укрощения» рынка предписана маркетингу. Маркетинг (от английского market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, которая направлена на эффективное доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Теория маркетинга была создана в США в 10-е - 20-е гг. ХХ века, как реакция на негативные проявления бурно развивающегося "дикого" рынка. На цивилизованном рынке складывается механизм, который обусловливает получение предпринимателем прибыли путем удовлетворения спроса с помощью произведенной продукции работ, услуг.
* Рассел Акофф (США, 1919-2009 гг.), занимался исследованием операций, теорией систем, менеджментом.
Система планирования – это комплекс работ по определению основных направлений и пропорций функционирования экономической системы, учитывает внешние и внутренние факторы. Планирование – ведущая функция процесса управления, и строится на следующих принципах: непрерывность планов, гибкость планов, при которых стараются учесть непредвиденные обстоятельства и степень их влияния на точность плановых показателей. На практике эти принципы реализуются с помощью скользящего внутрипроизводственного планирования, при котором данные последующих вариантов расчетов накладываются на предшествующие данные для корректировки последних (см. Табл.№1).
Таблица №1 Схема скользящего планирования
Система внутрипроизводственного планирования призвана решать следующие основные з адачи: корректировать цели развития предприятия и его структурных подразделений; определить средства, необходимые для достижения целей; обеспечить взаимоувязку действий структурных подразделений по достижению целей; сформировать нормативную базу и систему показателей для оценки результатов функционирования предприятия. Переход предприятий РФ на рыночные отношения изменил условия и сущность существовавшей в советский период системы планирования (см. Табл. №2), но, никоим образом, не отменил ее. Роль разрабатываемых планов постоянно возрастает. Таблица №2 Сравнительная характеристика систем планирования
Для современных российских предприятий основными стимулами развития системы внутрипроизводственного планирования являются: переориентация с производства продукции работ, услуг на их сбыт, постоянная адаптация к современным тенденциям развития организации производства (концентрации, диверсификации производства), переход на новые организационно-правовые формы своего существования (АО, холдинг, ФПГ), возможность выхода на внешний рынок. Система планирования производственной и сбытовой деятельности по масштабам решаемых задач и их временному горизонту разбивается на подсистемы: перспективное планирование,среднесрочное планирование, текущее планирование, календарное (или его еще называют оперативное) планирование.
Перспективное планирование ориентировано на срок 10-15 лет и призвано разрабатывать основные направления развития всего предприятия в целом. Представлено двумя своими вариантами: стратегическое планирование и долгосрочное планирование. Стратегическое планирование предполагает, как правило, инновационный характер будущего развития предприятия, отсюда и определяются способы достижения стратегических целей. Долгосрочное планирование выстаивается на методе экстраполяции достигнутых результатов. Учитывая динамичность развития современной экономики, оптимальными сроками для перспективного планирования являются 5-7 лет. Среднесрочное планирование охватывает период 3-5 лет, связано с рядом расчетов как по предприятию в целом, так и отдельных его подразделений – ведущих цехов и служб. Здесь планируют возможное расширение производственной мощности, освоение новых видов продукции, развитие систем сбыта и материально-технического снабжения, выход на новые рынки. Текущее планирование предназначено для детализации среднесрочных планов (см. Табл. №1), охватывает период в 1 год, конкретизирует сроки и способы решения поставленных ранее задач. Здесь разрабатываются основные виды годовых планов и планируемых в них показателей:
- план по производственной мощности (входная, выходная, среднегодовая мощность); - план по маркетингу (объем продаж в разрезе видов продукции и рынков); - план по труду (численность работников, фонд заработной платы, средняя заработная плата рабочих и служащих); - план по материально-техническому снабжению на базе норм и нормативов материальных затрат; - план по производству готовой продукции (работ, услуг); - финансовый план (себестоимость производства, доход, прибыль, рентабельность). Календарное (оперативное) планирование использует интервалы времени - месяц, квартал, полугодие. Предназначено для разработки квартальных планов работы цехов, участков и их месячных планов, с разбивкой на внутрисменные задания. Календарные планы содержат для конкретного подразделения данные по объемам материальных потоков: склад - заказ - производство - сбыт, и стоимостным потокам информации: элементы затрат, себестоимость производства, доход, прибыль. Ведущими в указанном наборе данных являются календарные планы выпуска готовой продукции, причем расчет дат осуществляется в направлении обратном ходу технологического процесса, начало расчета времени - календарные даты завершения сборочных процессов, а заканчивают расчет календарными датами заготовительных процессов. Тем самым учитывается в планировании длительность технологического цикла. При календарном планировании наиболее полно проявляются возможности бюджетного, балансового и нормативного методов планирования по формированию систем показателей затрат и результатов функционирования подразделения и предприятия в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|