Производственная программа предприятия, ее расчет
Многолетний опыт зарубежных и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму часто приводит к большим, ничем не оправданным потерям, и, в конечном счете, к ликвидации бизнеса. Преуспевающие руководители хорошо знают, что все великие битвы выигрываются в первую очередь на бумаге после тщательно разработанного плана и только потом - в реальной действительности. Займемся рассмотрением тех вопросов, которые позволяют выигрывать «экономические битвы на бумаге». Один из основных расчетов любого собственника – это план по производству продукции, работ, услуг или производственная программа. Основными результатами этих расчетов должны быть: 1. Объем выпуска i-вида продукции в натуральных (или условно-натуральных) единицах измерения с указанием номенклатуры и ассортимента производства. 2. Календарные сроки выпуска, учитывающие сроки поставок по договорам. 3. Перечень показателей качества по i-виду продукции (работ, услуг). 4. Выпуск продукции по укрупненным группам и в целом по предприятию, исчисленный в стоимостном выражении. Основные стоимостные показатели объемов продукции, применяемые для оценки производства: валовой оборот, внутризаводской оборот, валовой продукт, товарный продукт, условно-чистый продукт, чистый продукт, реализованный продукт. 4.1. Валовой оборот (ВО) – есть суммарная стоимость всего объема продукции, работ, услуг, произведенных на предприятии за отчетный период (месяц, квартал, год). Сюда включаются стоимости всех готовых продуктов и полуфабрикатов, изготовленные всеми основными, вспомогательными, обслуживающими участками и цехами предприятия, независимо от того, будет ли эта продукция реализована на стороне или используется внутри предприятия. Включаются изменения остатков незавершенного производства, а также работы и услуги, которые цехи оказывают друг другу. Подсчет валового оборота на конец отчетного периода по предприятию в целом осуществляется как сумма произведений объемов выпуска на фактическую производственную себестоимость различных видов продукции, работ, услуг (1).
ВО = Vпр.i* С произв. i (1). Текущий ежедневный учет осуществляется по плановой производственной себестоимости или отпускным оптовым ценам предприятия. Валовой оборот, как суммарный показатель, имеет один недостаток - учитывает повторный счет результатов производства. 4.2. Внутризаводской оборот (или продукт внутреннего потребления) – стоимость продукции работ, услуг, созданных вспомогательными и обслуживающими подразделениями предприятия для его собственных производственных нужд. Продукты, входящие в состав внутризаводского оборота, никогда «не покидают» предприятие. Они производятся предприятием, и им же самим потребляются. Отсюда и второе название рассматриваемых стоимостей - продукт внутреннего потребления. Примером таких выпусков могут служить: собственное производство запасных частей для текущих ремонтов оборудования, выработка сжатого воздуха, различных газовых смесей – горючих или инертных, необходимых для основного производства. Рассчитывается продукт внутреннего потребления текущий и на конец отчетногопериода по тому же правилу (1), что и валовой оборот, только в расчет берется объем потребленной собственной продукции. 4.3. Валовая продукция. Среди набора показателей,применяемых для оценки производства, ему отводится центральное место. Он очищен от повторного счета результатов производства, имеет сложный состав по продукции и элементам затрат. Стоимость валовой продукции вычисляется по формуле (2).
Валовая продукция = Валовой оборот - Внутризаводской оборот (2). · Состав валовой продукции по видам результатов производства (3) представлен двумя видами результатов, которые имеют разное целевое назначение. Это - товарная продукция и стоимость незавершенного производства. Валовая продукция = товарная продукция стоимость незавершенного производства (3). 4.4. Товарная продукция – это продукция предприятия, полуфабрикаты собственного производства, работы и услуги промышленного характера, предназначенные к реализации на стороне. Цель товарной продукции - принести прибыль предприятию. Учитывается на конец отчетногопериода по фактической производственной себестоимости различных видов продукции, работ, услуг. Цель незавершенного производства – обеспечить непрерывность технологического цикла на предприятии. · Состав валовой продукции по укрупненным элементам (4): Валовая продукция = материальные затраты + амортизация + фонд заработной платы (с учетом страховых выплат) + прибыль (4). На базе этих составных элементов валовой продукции формируются еще два стоимостных измерителя результатов производства - условно-чистый продукт (5) и чистый продукт (6). 4.5. Условно-чистый продукт = валовая продукция - материальные затраты (5). В современной экономике этот показатель более известен как «добавленная стоимость». По определению: «добавленная стоимость – это стоимость добавленная живым трудом к стоимости материала»,а сумма амортизации, фонда заработной платы с учетом страховых выплат и прибыли – это и есть то, что добавляется в процессе производства к стоимости затраченных материалов. Является основанием для исчисления налога на добавленную стоимость. 4.6. Чистый продукт = у словно-чистый продукт – амортизация (6). Показатель чистый продукт в настоящее время хозяйственной практике почти не используется. 4.7. Реализованная продукция от товарной продукции за отчетный период по структуре отличается на величину остатков продукции на складе. При уменьшении этих остатков реализованная продукция увеличивается по сравнению с товарной, а при увеличении складских запасов продукции - реализованная продукция уменьшается. Другими словами, физический объем реализованной продукции складывается из объема произведенной товарной продукции объем продукции со склада. Доход от реализованной продукции (или выручка) формируется по методу отгрузки продукции или кассовому методу с помощью оптовых отпускных цен и физических объемов реализации.
4.8. Совокупный доход. Помимо дохода от производства и реализации продукции предприятие может иметь доходы и от других видов деятельности: - операционный доход (полученная плата за сданное в аренду имущество, доход от участия в уставном капитале других организаций, полученные проценты по кредитам и ценным бумагам, поступления от продажи имущества на сторону и др.); - внереализационный доход (возмещенные предприятию убытки, полученные штрафы и пени, безвозмездное поступление активов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, сумма кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, плюсовая разница по курсам валют и др.). В сумме доход от реализации продукции (работ, услуг), операционный доход, внереализационный доход образуют совокупный «валовой» доход предприятия, который характеризует результат его хозяйственной и финансовой деятельности. Последовательность и база для расчетов производственной программы предприятия. Шаг 1. На плановый период t = 1,2 T (месяц, кварта, год) формируется «портфель заказов», т.е. план реализации по каждому i-виду продукции (работ, услуг) с указанием объемов реализации на внешнем и внутреннем рынках: V it реал. - объем реализации в натуральных единицах измерения. Всего план реализации есть сумма объемов реализации на всех ранках сбыта всех видов продукции, работ, услуг (1). Vt реал. = Vit реал.внешн.+ Vit реал.внутр. (1). Шаг 2. Формируются объемы реализации в натуральных единицах измерения по каждому i-виду продукции с учетом использования складских запасов. Виды рынков на этот расчет не влияют. Vit реал. = Vi(t-1)скл. + Vпр.it – Vitскл., где (2)
Vi(t-1)скл. – запас продукции на складе на началопланового периода; Vitскл. - запас продукции на складе конец планового периода; Vпр.it – объем производствапродукции в плановом периоде. Шаг 3. Рассчитывается оптовая отпускная цена планового периода S it. Если известна цена предшествующего периода S i(t-1) и индекс инфляции за этот период I inf(t-1), то оптовая отпускная цена (в рублях) i-вида продукции для внутреннего рынка рассчитывается по формуле (3). Sit внутр. = Si(t-1) внутр. * Iinf(t-1) (3). Оптовая отпускная цена (в рублях) по внешнему рынку рассчитывается по формуле (3.1). Sit.внешн. = Sit$.*Сtкурс., где(3.1). Sit$ - оптовая отпускная цена в долларах или другой валюте; Сtкурс. – обменный курс рубля по соответствующей валюте, используемой на внешнем рынке в плановый период t. Если, учитывается индекс инфляции обменного курса Iinf(t-1)курс., то оптовая отпускная цена (в рублях) по внешнему рынку рассчитывается по формуле (3.2). Sit.внешн. = Si(t-1)$*С(t-1)курс.*Iinf(t-1)курс., где (3.2). Пересчет вырученной по реализации валюты в рублевый эквивалент необходим для определения далее суммарного планового дохода (выручки) по всем ранкам сбыта. Шаг 4. Подсчитывается плановый доход от реализации Dреал. по формуле (4). Dреал. = Vit реал.внутр.*Sit внутр.+ Vit реал.внешн.* Sit.внешн. (4). Шаг 5. Считается объем производства (в натуральных единицах измерения) каждого i-вида продукции (5), который обеспечит план по объему реализации с учетом изменения складских запасов и возможных потерь при реализации i-вида продукции. . Vпр.it = Vit реал.- Vi(t-1)скл. + Vitскл. + Vit птр., где (5) Vit птр. – плановый объем (в натуральных единицах измерения) возможных потерь i-вида продукции при реализации или плановый % потерь от объема реализации. Шаг 6. Рассчитываются плановые финансовые показатели: - полная себестоимость произведенной i-вида продукции (см. расчетно-аналитический метод); - полная себестоимость реализованной продукции (см. метод direct costing). - прибыль от реализации каждого i-вида продукции (6). Рреал.it = Dреал.it - Сполн.реал.it - Нкосв.it, где(6). Нкосв.it – сумма косвенных налогов, включенных в цену продукции (работы, услуги). Прежде всего – это НДС, акцизы, таможенная пошлина. Шаг 7. Формируется сводный по всему объему и видам реализации продукции плановый финансовый документ «Отчет о прибылях и убытках». Таблица №1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|