Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование первого впечатления




Вопрос: Социальная перцепция

 

Мы — социальные существа. Мы постоянно общаемся с себе подобными — в семье, на работе, на отдыхе.

И почти каждый раз, когда мы встречаем нового человека, у нас складывается впечатление о нем. Мы находим его дружелюбным или недружелюбным, агрессивным или застенчивым, умным или неумным. Впечатление о другом человеке создается быстро, поэтому мы часто не знаем, почему наша непосредственная реакция на него оказалась положительной или отрицательной.

Особенности воспринимающего зависят от

· пола,

· возраста,

· национальности,

· темперамента,

· состояния здоровья,

· установок,

· опыта общения,

· профессиональных и личностных особенностей и др.

 

Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей.

С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния.

Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни.

Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

 

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека.

При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.

К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, руки и др.

Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д.

Функциональные особенности включают осанку, позу и походку.

Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.

 

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики.

Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары.

Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению.

Экстралингвистические особенности речи предполагают свое образце голоса, тембр, высоту и т. д.

При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

 

Формирование впечатления

 

Каждый день мы встречаемся с новыми людьми, вступаем с ними в мимолетный контакт, который иногда становится основой длительных отношений. Каждая встреча с незнакомцем порождает некоторое впечатление о личности другого человека.

Формирование впечатления о человеке – довольно сложный процесс. Его психологической сущностью является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, на основании которого мы можем прогнозировать его поведение..

Оценивание осуществляется по неким универсальным ценностным шкалам: «хорошо – плохо», «полезно – вредно», «красиво – безобразно», «добро – зло» и т.д. Чем больше у человека таких шкал в оценивании других, тем точнее оценка.

 

Очень важную роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. Стереотипэто устойчивый образ какого – либо набора качеств, который приписывается воспринимаемому человеку исходя из его возраста, пола, профессии, принадлежности к социальной группе и т.д.

 

Пример социального стереотипа: многие люди считают, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы –

o о вежливости и худобе англичан,

o об эксцентричности итальянцев,

o легкомысленности французов или

o «загадочной славянской душе».

 

У любого человека под влиянием его социального окружения, профессиональной деятельности формируются некие эталоны – стереотипы других людей. Стереотипы помогают в новой ситуации быстро определить свою позицию по отношению к партнеру по общению, однако они таят опасность получения неправильной информации.

 


Формирование первого впечатления

 

Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение такого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.

 

Проблема психологических закономерностей формирования первого впечатления получила свое развитие в трудах крупного отечественного психолога А.А.Бодалева. Им было показано, что структура первого впечатления в основном состоит из пяти компонентов, представленных последовательно (то есть на что в первую очередь люди обращают внимание и что сильно влияет на первое впечатление). Это:

характеристики внешнего облика человека;

- оформление внешности, в том числе и стиль одежды;

- экспрессия, переживаемые эмоциональные состояния;

- выполняемые действия (поведение);

- предполагаемые качества личности, угадываемые на основе первого впечатления и прошлого опыта.

Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать внимание на внешний облик другого человека, его одежду, преобладающие эмоции, действия, тесно связанные с эмоциями, а потом это корректируется и происходит процесс угадывания качеств личности.

 

Первое, что мы замечаем в незнакомом человеке, — его физический облик. Он включает в себя оценку его физической привлекательности.

Данные о том, что физически привлекательные люди воспринимаются другими как привлекательные в целом, были получены Дайон и соавторами (Dion, Berscheid & Hatfield, 1972). Студентам показывали фотографии очень привлекательных, среднепривлекательных и непривлекательных людей. Оказалось, что обладатели привлекательной внешности видятся им более

- достойными доверия,

- уверенными,

- сердечными,

- чувствительными и

- общительными, чем обладатели непривлекательной.

Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оценили красивых как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешанных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно, по сравнению с теми, кого эксперты оценили как некрасивых или «обычных». Кроме того, испытуемые – мужчины оценили красивых женщин как более направленных на людей, заботливых и внимательных.

 

Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент А.А. Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними.

В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, сказав:"Простите", закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый разы — по одной минуте, в последний раз — пять минут.

Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, оказалось различным на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать опять-таки на последней стадии встречи с ним.

Итак, было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать некоторые заключения о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов.

В этом же эксперименте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему. Так, одни сочли его симпатичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу. Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. При этом такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может оказаться поспешным обобщением (Бодалев, 1970).

 

Важно отметить, что «ореол» физической привлекательности сильно влияет на формирующееся представление о личности только в момент возникновения первого впечатления. При дальнейших контактах с человеком оценка его качеств начинает определяться характером складывающихся между людьми взаимоотношений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...