Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ошибки социальной перцепции




 

Пытаясь понять поведение других людей, мы часто пренебрегаем сложными логическими построениями, и часто ошибаемся.

Существует несколько факторов совершения ошибок.

Эффект первичности

Аш (Asch, 1946) также писал о значимости первого впечатления: информация, пришедшая первой, определяет интерпретацию той, которая пришла второй. Эту закономерность он назвал эффектом первичности.

 

Аш (Asch, 1946) также проверил свое предположение об эффекте первичности. Одним испытуемым он представлял некую личность, которой были свойственны

Ø ум,

Ø трудолюбие,

Ø импульсивность,

Ø критичность,

Ø упрямство и

Ø завистливость;

иными словами, давал позитивную информацию в начале, а негативную — в конце. Другим испытуемым был дан этот же список, но в обратном порядке.

Эффект первичности проявился в полной мере. Те, кто первыми услышали положительные сведения о человеке, сформировали более благоприятное впечатление о нем, чем те, кто услышали первыми отрицательные сведения. Например, 90% участников из первой группы и всего 10% из второй назвали его щедрым.

 

Какие факторы обусловливают эффект первичности в формировании впечатления? Когда человек ощущает, что у него уже сложилось целостное впечатление о ком-то, он склонен придавать меньшее значение вновь поступающей информации.

Белмор (Belmore, 1987) обнаружил, что по мере того как участник эксперимента читал все новые утверждения, описывавшие некое лицо, он тратил на каждое все меньше и меньше времени. Однако степень влияния эффекта первичности на человека индивидуальна.

Но есть механизм, позволяющий фиксировать первое впечатление, хотя последующие контакты с человеком и вступают порой в «кричащее» противоречие с первоначальной оценкой его личности. Данный механизм хорошо иллюстрирует следующий эксперимент.

Внешность незнакомого аудитории лектора сильно исказили перед началом лекции. Его прическа имела крайне неприглядный вид, лицо было плохо выбрито, а мочку уха оттягивала довольно массивная серьга. После лекции аудиторию попросили дать краткую письменную характеристику выступавшему перед ними человеку. Оценки личностных качеств лектора носили, в основном, негативный характер. Сразу же после завершения эксперимента аудитории вновь представили «разукрашенного» лектора и рассказали о сути эксперимента, в том числе и об искусственности внешнего вида человека.

Аналогичная процедура была проведена и с другой группой студентов. Но им не рассказали о проведении эксперимента. Было замечено, что при последующих встречах уже вне аудитории участники второй группы явно негативно относились к человеку, игравшему роль лектора. Подобный эффект не наблюдался среди членов первой группы. Это вполне понятный и ожидаемый результат. Неожиданным оказалось другое.

Когда участникам второй группы подробно рассказали суть эксперимента и вновь представили «лектора», подчеркнув условность его внешнего вида в момент опыта, их негативное отношение к человеку вовсе не исчезло, а лишь несколько снизился его эмоциональный накал. Довольно длительные (больше года) наблюдения за контактами членов второй группы с бывшим «лектором» показали, что негативный фон восприятия человека сохранился.

Первое впечатление может быть, условно говоря, «зафиксировано», если ему дать как бы «отстояться». Через какое – то время отношение к человеку приобретает устойчивый характер. Механизм корректировки данного отношения словно отключается, и восприятие другого приобретает черты стереотипа.

 

Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то и в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются. Если первое впечатление о каком – либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

 

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Но по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень. Однако если стереотип продолжает оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах. В таких случаях необходимо попытаться уменьшить действие стереотипа.

Гало-эффект

«гало – эффект» (эффект ореола). Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

 

Хало-эффект — тенденциозность нашего восприятия, которая проявляется в том, что при оценке каких-либо черт личности мы попадаем под влияние сложившегося у нас общего впечатления об этой личности и стремимся сделать наши оценки совместимыми, непротиворечивыми. Эта тенденция может превалировать как в позитивном, так и в негативном направлении.

Если какой-либо человек обладает, на наш взгляд, прежде всего некоторыми позитивными чертами, то мы склонны думать, что ему присущи также другие положительные свойства. И наоборот, если мы отмечаем у какого-либо человека негативные черты, то скорее допускаем наличие у него и других отрицательных качеств (негативный хало-эффект). Так, влюбленный человек преувеличивает все позитивные свойства объекта своей любви, а его негативные свойства преуменьшаются или не фиксируются вовсе.

Так, преподаватель вуза, просмотревший на экзамене зачетную книжку студента и обнаруживший в ней одни "пятерки", часто склонен уделять лишь минимум времени опросу этого студента. Преподаватель логично, как ему кажется, полагает, что и на его вопросы студент, скорее всего, ответит на "отлично".

 

Фактор превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому – то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем – то превосходим, то мы его недооцениваем. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру (здоровье, сила, социальный статус, интеллектуальное превосходство), а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенства.

 

Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. Показателен в этом плане эксперимент, который провел П. Уилсон (Wilson, 1968) в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академический статус назывался в каждой из групп по-разному. Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университета, в другой группе — как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя. Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студентам. Получилось, что рост "профессора психологии" выше роста "студента" более чем на шесть сантиметров. Социально-психологический показатель — статус человека оказался связанным с его физическим показателем — ростом. Иногда исследователи отмечают и противоположную тенденцию. Так, высокие массивные люди могут восприниматься как более значимые в социальном смысле по сравнению с теми, чьи габариты не так велики.

 

При формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление – к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов – привлекательность, отношение к нам или превосходство, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера.

 


При формировании впечатления почти постоянно присутствует психологический феномен проецирования. Проецированиеперенесение своих состояний на другую личность, приписывание ей черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, которых им предлагалось оценить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали. Если у человека сильный эмоциональный стресс с высокой тревожностью, то от всех с кем он впервые имеет дело, он скорее всего будет ожидать недружественных действий, а к их предложениям будет относиться с недоверчивостью и подозрением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...