Тема 3. Практические задачи патопсихологии.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ПАТОПСИХОЛОГИЯ
г. Чита 2009 г. АННОТАЦИЯ (ОПИСАНИЕ) УМК по «Патопсихологии» предназначен для студентов специальности 030301.65 Психология 4 курса очной и заочной формы обучения.
В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (очная форма обучения), утвержденным 25 марта 2001 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:
В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (заочная форма обучения), утвержденным 7 октября 2002 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:
Патопсихология – отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами. Патопсихология является одной из базовых составляющих клинической психологии и является областью знания, пограничной между психологией и психиатрией. Будучи междисциплинарной областью исследования, патопсихология является наукой психологической и использует концептуальный аппарат общей психологии для решения актуальных проблем психиатрии и психологии. Прикладной характер дисциплины подготавливает будущих психологов к практической деятельности в сфере здравоохранения – диагностической, экспертной, коррекционной и реабилитационной.
Сведения о необходимом и имеющемся составе учебно-методического комплекса по дисциплине Патопсихология:
«Утверждено» на заседании «____»_________________200__г.
Государственное образовательное учреждение
«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Разработана в соответствии с ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301.65 Психология
Составил: доцент кафедры ТПП,
Утверждено на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии, ___________________ Зав.кафедрой _________________ Согласовано с УМК факультета «___»__________________ 200___г.
Председатель УМК ______________ Дисциплина «Патопсихология» входит в цикл специальных дисциплин в ГОС ВПО. Учебная программа дисциплины «Патопсихология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу специальных дисциплин ГОС ВПО второго поколения. I. Организационно-методический раздел Курс состоит из 4 разделов: Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях. Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях. Раздел IV. Значение патопсихологии для теории общей психологии и психиатрии. Цель курса Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств. Задачи курса: —познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными принципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики; —сформировать представления о патопсихологических синдромах и механизмах психических расстройств; —познакомить с диагностическими методами патопсихологии. Место курса в профессиональной подготовке выпускника 8 семестр. Курс готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля.
Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны: — знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики; —овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа; —уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией. II. Содержание лекционного курса Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение Тема 1.Предмет, задачи и методы патопсихологии Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии: а) влияние различных общепсихологических теорий на становление патопсихологии (ассоциативная психология психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология психоанализ, гуманистическая психология и др.); б) естественнонаучные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И.М.Сеченова, И.П.Павлова роль школы В.М.Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических концепций на становление патопсихологии (С.С.Корсаков, П.Б.Ганнушкин, Э.Крепелин, Э.Блейлер и многие другие). Основополагающий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Отличие современной отечественной патопсихологии от современной зарубежной Abnormal Psychology. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения.
Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.
Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии. Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др. Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики. Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем: 1) изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов; 2) изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений; 3) изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции; 4) выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома; 5) проблема соотношения распада и развития психики. Тема 3. Практические задачи патопсихологии. Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач – психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.), оценка эффективности терапии и качества ремиссии.
Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|