Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть III. Патопсихологическое исследование психически больных.




Тема 1. Исследование больных с целью описания структуры дефекта.

1. Исследование больного с диагнозом “Шизофрения”.

Планирование исследования (выбор тактики ведения эксперимента, определение набора методик). Исследование мышления, памяти, эмоционального-личностных особенностей больного. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности при шизофрении. Составление и обсуждение диагностических заключений.

2. Исследование больного с диагнозом “эпилепсия”.

Планирование исследования. Особенности тактики ведения обследования больных с данной формой патологии. Определение нарушений психической деятельности: особенностей эмоционально-волевой сферы, динамических изменений психической деятельности, нарушений памяти, внимания, мышления. Вычленение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.

3. Исследование больного с диагнозом “органическое поражение центральной нервной системы”.

Планирование исследования, выбор тактики работы с больным. Выявление нарушений динамики протекания психической деятельности; нарушений памяти, внимания, мышления, эмоционально-личностных особенностей, характерных для данной группы заболеваний. Психологическая квалификация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности у больного с органическим поражением ЦНС: определение ведущего нарушения и сохранных звеньев в структуре дефекта. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и коррекция патопсихологических заключений.

4. Исследование больного с диагнозом “циклотимия” или “маниакально-депрессивный психоз”

Исследование больного в состоянии гипомании и в состоянии депрессии. Планирование исследования, выбор тактики исследования и диагностических методик в зависимости от состояния больного. Обязательность повторных обследований.

Направленность исследования на выявление присущих больному эмоционально-личностных особенностей. Психологическая квалификация полученных результатов. Вычленение патопсихологического синдрома нарушений. Составление заключений и их обсуждение.

(В зависимости от особенностей клинической базы, возможно исследование больных с диагнозами “хронический алкоголизм”, “наркомания”, “олигофрения” и т.п.).

Тема 2. Исследование больных при решении задач нозологической диагностики.

1. Исследование больного с дифференциальным диагнозом между шизофренией и органическим поражением центральной нервной системы.

Планирование исследования (набор методик, выбор тактики проведения обследования). Диагностика нарушений мышления, умственной работоспособности, памяти, внимания, эмоционально-личностных особенностей. Анализ и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности у обследуемого больного. Соотнесение выявленного патопсихологического синдрома с типичными синдромами нарушений психической деятельности при шизофрении и органическом поражении центральной нервной системы. Составление и коррекция заключений.

2. Исследование больного с дифференциальным диагнозом между шизофренией и циклотимией (или маниакально-депрессивным психозом).

Планирование и выбор тактики исследования. Важность изучения эмоционально-личностных особенностей и мышления пациента при решении данной дифференциально-диагностической задачи. Описание выявленного синдрома нарушений психической деятельности. Соотнесение полученного эмпирически синдрома с известными нарушениями психической деятельности при шизофрении и циклотимии. Составление диагностических заключений и их обсуждение.

3. Исследование больного с дифференциальным диагнозом между шизофренией и неврозом.

Планирование исследования. Направленность обследования на диагностику характеристик эмоционально-личностной сферы и особенностей мышления. Вычленение патопсихологического синдрома. Соотнесение выявленного у больного синдрома с известными нарушениями психической деятельности при шизофрении и неврозе. Составление заключений, их обсуждение и коррекция.

Тема 3. Исследование больных в условиях проведения психиатрической экспертизы.

1. Исследование больного, проходящего стационарную трудовую экспертизу.

Важность учета трудовых установок больного и предполагаемого (или установленного) психиатрического диагноза при планировании исследования и выборе тактики его проведения. Использование приемов, раскрывающих истинные установки больного, наличие диссимуляции или аггравации. Характер диссимуляции или аггравации как показатель личностной и интеллектуальной сохранности больного. Исследование и описание структуры патопсихологического синдрома у больного, проходящего трудовую экспертизу, с обязательным указанием нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности и дачей трудовых рекомендаций.

2. Исследование больного, находящегося на стационарной воинской экспертизе.

Планирование исследования с учетом знания: а) предполагаемого диагноза заболевания; б) актуального состояния больного; в) его установок в отношении службы в армии; г) знания о том, кем направлен больной на экспертизу (диспансером, военкоматом или командованием воинской части, в которой он служил). Возможная диссимуляция или аггравация больного. Описание структуры нарушений и степени их выраженности. Составление заключений по результатам обследования больного; их обсуждение и коррекция.

3. Исследование больного, проходящего экспертизу с целью “снятия диагноза”.

Планирование исследования с учетом аффектогенности ситуации для больного (выраженность мотива экспертизы для человека, заинтересованного (или не заинтересованного) в том, чтобы его признали психически здоровым). Возможность симуляции и диссимуляции как показатель к смене тактик ведения эксперимента. Ответственность психолога за объективность результатов исследования. Составление патопсихологических заключений; их обсуждение и коррекция.


Перечень примерных контрольных вопросов:

1. Первая психологическая лаборатория Бехтерева в Казани (1885 г.).

2. Патопсихологический эксперимент как один из основных методов патопсихологии.

3. Роль метода наблюдения (протокола) при патопсихологическом обследовании.

4. Понятие синдрома в патопсихологии.

5. Роль патопсихолога в психиатрической клинике.

6. Проблема сознательного и бессознательного в психике че­ловека.

7. Нарушения сознания при различных заболеваниях.

8. Отличие псевдогаллюцинаций от фантазий и представлений.

9. Эксперименты С. Я. Рубинштейн.

10. Императивные галлюцинации.

11. «Эффект Зейгарник» — феномен лучшего воспроизведения незавершенных действий.

12. Криптомнезии.

13. Нарушения памяти при различных психических заболеваниях.

14. Нарушения мышления при шизофрении.

15. Нарушения мышления при эпилепсии.

16. Нарушение мышления при МДП.

17. Психопатические личности и сверхценные идеи.

18. Что такое «стресс без дистресса».

19. Акцентуации характера по К. Леонгарду и А. Е. Личко.

20. Условия возникновения психопатий.

21. Ядерные (генуинные) психопатии.

22. Роль социальных факторов в компенсации и декомпенсации аномалий личности.

23. Патогенетическая теория невроза В.Н. Мясищева.

24. Нарушения личности при нервной анорексии.

25. Нарушения мотивации при алкоголизме.

26. Нарушения эмоционально-личностной сферы при различной патологии.

Задания для самостоятельной ра­боты

1. Провести анализ клинического заключения, основываясь на принципах психологической диагностики Л.С.Выготского.

2. Провести сопоставительный синдромный анализ нарушений па­мяти, восприятия, мышления при разных психических заболеваниях.

3. Составить план обследования пациента с целью дифференци­альной диагностики шизофрении и диффузного органического по­ражения мозга.

4. Составить план обследования пациента с целью описания структуры дефекта при эпилепсии.

5. Составить план обследования пациента с расстройством лич­ности с целью описания особенностей самосознания, эмоций и мотивационно-потребностной сферы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...