Тема 4. Нарушения умственной работоспособности.
Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с психическими заболеваниями. Место нарушений умственной работоспособности в общей картине нарушений психической деятельности. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности: умственная работоспособность и истощаемость психической деятельности; нарушения целенаправленности и умственная работоспособность; влияние нарушений мотивационной сферы на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности как индикатор нарушений умственной работоспособности. Роль нарушений умственной работоспособности в формировании личностных особенностей больных, становлении патологических черт характера, возникновении социальной дезадаптации. Основные методические приемы, используемые в патопсихологии для диагностики нарушений умственной работоспособности. Тема 5. Нарушения эмоционально-личностной сферы. Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа. Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация. Представления о психологических механизмах нарушения эмоций при различных психических заболеваниях. Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы:
а) формирование аномальных потребностей и мотивов: условия, динамика, психологические механизмы; психологические «перестройки» всей личности больного в этих условиях; соотношение биологических и психологических факторов в динамике личностных изменений; б) нарушение опосредствованной структуры мотивационной сферы; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений: снижение регулирующей функции мышления; нарушения спонтанности, активности; изменение целеполагания и целедостижения (т.е. регулирующей функции цели); снижение регулирующей функции самооценки и самосознания в целом; в) нарушения процесса смыслообразования: основные проявления и их место в картине нарушений личности. Нарушения общения при психических заболеваниях. Основные проявления. Роль эмоционально-личностных расстройств в генезе нарушений общения; возможности психологической динамики и коррекции нарушений общения. Основные методические приемы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы и общения. Место нарушений эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов. Тема 6. Нарушения сознания и самосознания. Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушения сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе. Нарушения самосознания: представления о структуре этих нарушений, их месте в общей картине нарушений психической деятельности. Методические возможности патопсихологического изучения нарушений сознания и самосознания.
Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях. Тема 1. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Различная трактовка понятия «синдром». Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологических синдромов. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома; сложности их дифференциации в патопсихологии, важность их различения для решения задач психологической коррекции и реабилитации больных. Тема 2. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии. Типы синдромов. Характеристика основных нозотипических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хроническом алкоголизме, неврозах, психопатиях и др. Раздел IV. Значение патопсихологии для теории общей психологии и психиатрии. Тема 1. Значение патопсихологических исследований для общей психологии. Вклад патопсихологии в разработку фундаментальных положений общей психологии о генезе и сущности психического отражения, о роли активности субъекта деятельности в обеспечении жизненной гармонии и здоровья, о строении личности и особенностях ее функционирования в сложных жизненных ситуациях, о специфике эмоциональной регуляции поведения.
Тема 2. Значение патопсихологических исследований для психиатрии. Вклад патопсихологии в разработку различных проблем психиатрии: проблемы симптомо- и синдромомгенеза при психических заболеваниях; проблема типичности и патогномоничности нарушений психической деятельности; возможности психологической коррекции и реабилитации в психиатрии. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема I. Общие представления о предмете патопсихологии. 1. История развития отношений психологии и психиатрии. 2. Краткая история становления патопсихологии. 3. Исследования нарушений психики в современной зарубежной психологии. Основные тенденции. 4. Патопсихология как область психологического знания. Ее взаимосвязь с различными отраслями психологии (общей, возрастной, социальной психологией и др.). 5. Характеристика предмета и объекта исследования в патопсихологии.
6. Практические задачи патопсихологии. 7. Проблема метода в патопсихологии. 8. Понятие психической нормы, различные представления о норме и критериях ее выделения. 9. Деонтологические аспекты патопсихологии. Тема II. Патология восприятия. 1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия. 2. Методики исследования нарушений восприятия. 3. Нарушения категориальной структуры восприятия (на примере агнозий и псевдоагнозий). 4. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств. 5. Роль прошлого опыта в генезе нарушений восприятия. 6. Нарушение мотивационной (смысловой) регуляции восприятия. 7. Онтогенетические аспекты нарушений восприятия. 8. Психологические синдромы нарушений восприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|