Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Нарушения умственной работоспособности.




Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с психическими заболеваниями. Место нарушений умственной работоспособности в общей картине нарушений психической деятельности. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности: умственная работоспособность и истощаемость психической деятельности; нарушения целенаправленности и умственная работоспособность; влияние нарушений мотивационной сферы на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности как индикатор нарушений умственной работоспособности.

Роль нарушений умственной работоспособности в формировании личностных особенностей больных, становлении патологических черт характера, возникновении социальной дезадаптации.

Основные методические приемы, используемые в патопсихологии для диагностики нарушений умственной работоспособности.

Тема 5. Нарушения эмоционально-личностной сферы.

Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа.

Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация.

Представления о психологических механизмах нарушения эмоций при различных психических заболеваниях.

Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы:

а) формирование аномальных потребностей и мотивов: условия, динамика, психологические механизмы; психологические «перестройки» всей личности больного в этих условиях; соотношение биологических и психологических факторов в динамике личностных изменений;

б) нарушение опосредствованной структуры мотивационной сферы; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений: снижение регулирующей функции мышления; нарушения спонтанности, активности; изменение целеполагания и целедостижения (т.е. регулирующей функции цели); снижение регулирующей функции самооценки и самосознания в целом;

в) нарушения процесса смыслообразования: основные проявления и их место в картине нарушений личности.

Нарушения общения при психических заболеваниях. Основные проявления. Роль эмоционально-личностных расстройств в генезе нарушений общения; возможности психологической динамики и коррекции нарушений общения. Основные методические приемы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы и общения.

Место нарушений эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов.

Тема 6. Нарушения сознания и самосознания.

Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушения сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе.

Нарушения самосознания: представления о структуре этих нарушений, их месте в общей картине нарушений психической деятельности.

Методические возможности патопсихологического изучения нарушений сознания и самосознания.

Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболева­ниях.

Тема 1. Патопсихологический синдром как основа квалификации нару­шений психики в патопсихологии.

Различная трактовка понятия «синдром».

Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологиче­ских синдромов. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома; сложности их дифференциации в патопсихологии, важность их различения для решения задач психологической коррекции и реабилитации больных.

Тема 2. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии.

Типы синдромов. Характеристика основных нозотипических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хрониче­ском алкоголизме, неврозах, психопатиях и др.

Раздел IV. Значение патопсихологии для теории общей психологии и пси­хиатрии.

Тема 1. Значение патопсихологических исследований для об­щей психоло­гии.

Вклад патопсихологии в разработку фундаментальных положений общей пси­хологии о генезе и сущности психического отражения, о роли активности субъ­екта деятельности в обеспечении жизненной гармонии и здоровья, о строении личности и особенностях ее функционирования в сложных жизненных ситуациях, о специфике эмоциональной регуляции поведения.

 

Тема 2. Значение патопсихологических исследований для пси­хиатрии.

Вклад патопсихологии в разработку различных проблем психиатрии: про­блемы симптомо- и синдромомгенеза при психических заболеваниях; проблема типичности и патогномоничности нарушений психической деятельности; воз­можности психологической коррекции и реабилитации в психиатрии.


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

Тема I. Общие представления о предмете патопсихологии.

1. История развития отношений психологии и психиатрии.

2. Краткая история становления патопсихологии.

3. Исследования нарушений психики в современной зарубежной психологии. Основные тенденции.

4. Патопсихология как область психологического знания. Ее взаимосвязь с различными отраслями психологии (общей, возрастной, социальной психологией и др.).

5. Характеристика предмета и объекта исследования в патопсихологии.

6. Практические задачи патопсихологии.

7. Проблема метода в патопсихологии.

8. Понятие психической нормы, различные представления о норме и критериях ее выделения.

9. Деонтологические аспекты патопсихологии.

Тема II. Патология восприятия.

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия.

2. Методики исследования нарушений восприятия.

3. Нарушения категориальной структуры восприятия (на примере агнозий и псевдоагнозий).

4. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств.

5. Роль прошлого опыта в генезе нарушений восприятия.

6. Нарушение мотивационной (смысловой) регуляции восприятия.

7. Онтогенетические аспекты нарушений восприятия.

8. Психологические синдромы нарушений восприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...