Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые направления в экономическом развитии, их цель и задачи. История государственного регулирования.




ГРЭ в современных условиях. Необходимость гос-го рег-ния экономики.

ГРЭ – это формы участия гос-ва в эк-ой жизни страны с помощью методов и рычагов воздей-я на соц-эк. процессы, обеспеч-щих эффект-ое формирование рын-ых отн-ий. ГРЭ охватывает все стороны общ-ого воспроизв-ва.

Целью гос-ого регул-я явл-ся обеспечение правовой базы функц-ия рын-ой системы, установления законных и эффект-ых взаимоотн-ий м\у производ-ми и поставщиками и потреб-ми продукции.

Объективная необходимость ГРЭ.

Несмотря на то, что рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, сущ-ют «провалы» рынка, т.е. ситуации, когда рын механизм не может эффективно распределять ресурсы. В таких ситуациях необх. использовать ГР:

1. Пр-во общ-ых благ (нац-ная оборона, вакцинация нас-я, дорожная разметка, освещение на улицах и др.) Кроме того есть блага, кот. рынок просто не может их производить. Н-р страхование вкладчиков в случае банкротства банков.

2. Мин-ция отрицат и поощрение положит экстерналий (Эстерналии, или внешние эф-ты (пр-во, наносящее ущерб окр-ей среде)).

Для устранения отриц экстерналий гос-во вводит сдерживающий налог, кот приводит к возрастанию постоянных издержек и объем продукции тем самым сокращается и это изменяет внешние эф-ты. При положит экстерналиях гос-во использует стимул-щие субсидии, кот. приводят к увеличению производ-ти.

3. Пресечение ассиметричности инф-ы -контроль гос-ва за кач-вом товаров, пресечения вводящей в заблуждение рекламы и т.д. Большое значение имеет законод-во в сфере защиты прав потребителей

4 .Защита конкуренции

С помощью искл-но рыночных методов нельзя решить проблему монополизации. Борьба с ней и защита конкуренции при помощи разработки антимонопольного законод-ва – задача гос-ва.

5. Сглаживание макроэконом колебаний

Т.к. явление цикличности порождает массу проблем, преодолеть их чисто рын способами невозможно. => антициклическое рег-ние – прерогатива гос-ва

6. Политика сдерживания доходов

Слишком большое неравенство ведет к серьезной нестабильности => гос-во перераспределяет нац доход и осущ соц политику

Правовое обеспечение функционирования рын механизма

Для того, чтобы оградить эконом субъекты от насилия, т.е. обманов, краж, вымогательства, гос-во должно создать правовые рамки. Кроме защиты прав производ-ей и потребителей, гос-во должно обеспечить право частной собственности. Гос-во разраб-ет законы отн-но защиты интеллектуальной соб-ти, деят-ти банков и др. областей.

Суть ГР на современном этапе переходного периода заключается в создании более эффект-ой системы регул-я эк-ки с учетом накопленного позитивного опыта.

Понятие государственного регулирования экономики.

ГРЭ – это деят-ть органов вл. по воздействию на процесс общ-ого воспроиз-ва в целях достижения общ-но полезных результатов.

Содерж-е ГР охватывает деят-ть по регул-ю 3х взаимосвязанных частей воспроиз-ого процесса: рег-ие рес-в, рег-ие произ-ва, регул-ие финансов.

Объективная необх-ть вкл-ния гос-ва в эк-ий процесс обусловлен:

1. необх-тью обеспеч-ия общ-ого воспроизв-ва в расширенном масштабе;

2. обеспечение долговр-ти интересов населения;

3.поддержание баланса соц – эк интересов различных групп населения в стране;

4.обеспечение единства и терр-ой целостности страны.

Задачи ГРЭ – это набор целевых установок, стоящих перед органами вл. при регул-и эк-их отн-ий:

1. эк-ий рост и эк-ое развитие;

2. полная и эффект-ая занятость;

3. ориентация на достижение эк-ой эффек-ти;

4. стабильный уровень цен;

5. эк-ая свобода;

6. справедливое распределение доходов;

7. сбаланс-ть внешнеторг баланса.

8. обеспеч опр-ого мин-ого уровня дох-ов нас;

9. создание системы соц-ой защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.

10. равновесие во внешнеэк-ой деят-ти.

Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явл-я и усл-я соц-эк-ой жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автомат-ки или разрешаемые в отдаленном будущем, в то вр. как снятие этих проблем настоятельно необх-мо для норм-го функц-ния эк-ки и поддержания соц-ой стабильности.

Осн. объекты ГРЭ — это: эк-ий цикл; секторальная, отраслевая и региональная стр-ра хоз-ва; усл-я накопления капитала; занятость; ден. обращение; платеж. баланс; цены; НИОКР; усл-я конкуренции; соц-ые отн-ия, включая отн-ия м\у работ-лями и раб-щими по найму, а также соц-ое обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окр. среда; внешнеэк-ие связи.

В системе эк-их целей обеспечение эк-ого роста считается ведущей конкретной задачей. Ее реш. связывается с абсол-ым и отн-ым увелич-ем ВНП.

С обеспечением эк-ого роста сопряжена др важнейшая цель – удовл-ие требований полной занятости. Суть ее - достижение max возможного и в долгосроч. плане стабильного исп-ия всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых раб. мест и др методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность ур-ня цен и нац. валюты – усл-е стабильности экон-ки. Поэтому достижение рассм-ой цели яв-ся важнейшим ориентиром в действиях гос-ва.

Решение 3х перечисленных целевых задач означает достижение в рамках нац-ого хоз-ва относительного макроэк-ого равновесия и создает более благоприятные усл-я для достижения внешнеэк-ого равновесия.

 

Необходимость государственного регулирования экономики на

Современном этапе

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затор­мозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положитель­ные черты, не способна автоматически регулировать все эко­номические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справе­дливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддержива­ет незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточ­но высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надле­жащего правопорядка в стране и ее национальной безопас­ности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соот­ветствующие условия для этого.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпри­нимательскую деятельность, обеспечивающие качество продук­ции и т.д. При помощи правовой основы государство обес­печивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на пред­принимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимает­ся устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макро­экономические показатели: объем ВНП и национальный до­ход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обяза­но использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, фи­нансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной по­литики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негатив­ном плане может повлиять на предпринимательскую деятель­ность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную поли­тику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старо­сти и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минималь­ный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкурен­ция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издерж­ки на ее производство. Поэтому государство всей своей мо­щью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприя­тие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменя­ется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения оче­виден. Демонополизация экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяй­ственного законодательства, т.е. правовой основы предприни­мательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Новые направления в экономическом развитии, их цель и задачи. История государственного регулирования.

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной остичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства. Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные "сбои рынка", с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим "сбои рынка", относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации. Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики. Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов. Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов. Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории "экономики предложения". Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис "конкуренция везде - где возможно, государство где необходимо", они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства. Сторонники теории "экономики предложения" считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики. Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

В настоящее время выделяют три различных подхода к вопросу о о роли государства, руководству экономикой:

1 подход – представлен концепцией невмешательства государства в экономические процессы. Своими корнями он уходит в теорию классиков полит экономии.

2 подход – можно назвать «ограниченной интервенцией» государства в экономику. Он предполагает применение макроэкономической политики дирижизма, основанной на монетаристских и др современных теориях.

3 подход – предполагает активную роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурасами и заканчивая проведением структурно – территориальной политики различными методами. Он связан с планированием национальной экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...