Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные гарантии в условиях рыночной экономики. Современное состояние и перспективы развития.




Соц гарантии – это матер и юрид-ие средства, обеспеч реализацию костит-ых соц-эк. И со-полит прав человека. Соцгарантия – сов-ть соц-но-эк-ких и прав гарантий, обеспеч-их каждому члену общ-ва реализацию его важнейших соц-эк-ких прав и свобод. Соц-ые гарантии обеспечиваются на закон-ой основе, фиксирующей обязанности и ответственность как гос-ва перед гражданами, так и граждан перед гос-ом, а также партнер-ом, согласием м/у властью и нас-ем по темпам роста оплаты и произв-ти труда.

К осн.соц гарантиям относятся след: право на труд, жилище, отдых, образование, мед.помощь. СГ призваны компенсировать тем или иным образом неблагоприятные особенности жизненного положения отдельных категорий работников и членов их семей. Одна из основных форм реализации СГ — соц защита наиболее уязвимых слоев и групп населения. Система СГ включает в себя три основные структурные подсистемы. Это гарантии человека в процессе: а) произв-ва (обеспеченность работой, право на предпринимательство, на собственность, охрана труда и т.д.); б) распределения (мин-ая з/п, пенсии, стипендии, ликвидация монополизма в ценообразовании, те или иные льготы и привилегии, связанные с характером и содержанием труда); в) потребления (доступ к социально-мин-ым благам, пособия, дотации, право на получение благотворительной помощи, реабилитационной поддержки и т.д.).

На основе анализа рыночных отношений раскрыто негативное влияние рынка на процесс формирования системы социальных гарантий. Роль рынка связана, прежде всего, с распределением доходов в обществе. Рынок оказывает отрицательное воздействие на формирование доходов различных соц групп населения. Рынок сам по себе не способен обеспечить справедливое распределение доходов и рост материального благосостояния лиц наемного труда. Распределительная функция рынка по своему содержанию и конечным результатам отрицательна по отношению к социальной справедливости. Более того, рынок сам явлопределяющим фактором дифференциации в доходах различных соц групп, экон. и соц неравенства, расслоения общества на богатых и бедных, наличия в обществе обширных массивов бедности и нищеты.

Доказано, что существующая в настоящее время в России система соцгарантий, выполняя определенную положительную роль, вместе с тем не свободна от ряда существенных недостатков. Зафиксированные в Конституции СГ во многом носят формальный, декларативный характер. СГ либо вообще не исполняются, либо степень их реализации неудовлетворительна, что обусловливает низкий уровень соц защищенности граждан РФ.

 

Государственное регулирование развития сферы образования.

Реформа рос. Образ-ия началась в 2001 году, когда была принята "Концепция модернизации рос. образ-я на период до 2010 года", основной целью развития образ-я в России явл-ся повышение его кач-ва, доступности и эффект-ти. В наст время поставлен вопрос о интеграции в европейское образ-ное пространство. Основные харак-ки:

• введение двухступенчатой системы обучения, включ бакалавриат и магистратуру;

• контроль кач-ва образ-ия, предполаг-щий введение аккредит-ных агентств, независимых от нац-ых прав-в и междунар-ых орг-ций;

• расширение мобильности учащихся, преподавателей и иного персонала;

• введение практики беспл-ой выдачи изданного на одном из широко распространенных европ-их языков приложения единого образца к диплому о высшем образовании;

• обеспечение трудоуст-ва выпускников;

• обеспечение соц направленности обучения.

Новая система призвана предоставить студентам бол. сам-ть в выборе вектора своего образ-ия, доп-ные возможности варьировать свое расписание и трудозатраты. Признание отеч-ых дипломов о высшем образ-ии в европ-их странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, повысит их конкурентосп-ть на междунар-ом рынке труда.

Доступность образования.

Одним из приоритетных направлений стратегии модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования.

Доступность качественного общего полного среднего образования характеризует возможности поступления в учреждения, реализующие программы общего полного среднего образования (общеобразовательные школы, профессиональные училища и лицеи и т.д.), и их успешного завершения. В обществе существуют ценностные представления о необходимости повышения доступности образования для представителей так называемых социально уязвимых групп населения (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица с низкими доходами, малочисленные народы и т.д.). Однако для современных российских условий такие рамки анализа доступности общего полного среднего образования являются неоправданно узкими. В условиях расширения платности образовательных услуг, происходящего на фоне низкого уровня жизни большой части населения страны, проблема доступности образования перестает быть исключительно проблемой традиционно выделяемых социально уязвимых слоев населения. Доступность качественного полного общего среднего образования должна рассматриваться, прежде всего, с точки зрения специфических потребностей и возможностей в сфере образования различных групп населения, дифференцируемых по ряду социальных и экономических параметров (уровню дохода семьи и месту ее проживания, социокультурному статусу родителей, уровню мотивированности учащихся и их родителей на получение высшего образования и др.)

В целом предметом анализа доступности общего образования выступают:

- различия между социальными группами в возможности получения общего образования;

- факторы, обусловливающие эти различия.

Главной целью обеспечения доступности качественного общего образования является принятие управленческих решений, минимизирующих влияние факторов дифференциации на поступление в соответствующие образовательные учреждения и на успешное их окончание. Такие решения могут быть приняты только на основе своевременной, достоверной, унифицированной информации о доступности качественного образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...