Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка медицинских кадров в СССР




 

Как известно, высокие темпы развития здравоохранения и медицинской науки во многом зависят от степени обеспечения данной отрасли необходимым количеством специалистов, улучшения качества подготовки врачей, среднего медицинского персонала, от их рациональной расстановки и использования. Советское руководство в этом направлении проводило достаточно активную политику.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» были определены основные задачи в области подготовки, воспитания и использования кадров здравоохранения, намечены крупные мероприятия, направленные на улучшение условий труда медицинских работников.

Количество врачей в СССР к 1970 г. достигло 766,7 тыс. человек, а обеспеченность ими составляют 32,5 врача на 10 000 жителей - это был самый высокий в мире показатель в мире. Средних медицинских работников насчитывается более 2,5 млн.

 

Таб.1. Численность врачей в отдельных странах в 1970 г.]

Страна Абсолютное число На 10 000 жителей
СССР Болгария Венгрия Польша Румыния Чехословакия Югославия Великобритания Италия США ФРГ Франция Япония 766,7 21 24.9 72,2 32,8 37,3 28,4 87,4 99,3 417,3 130,9 89,1 160,7 30,6 24,4 23,9 21,4 15,7 25,5 13,5 15,7 18,4 20,2 21,8 17,5 15

 

Подготовка специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием в СССР осуществлялась в 82 медицинских институтах и 9 медицинских факультетах университетов. В 1970 г. выпуск врачей составил 34,2 тыс., а в 1975 г. - 43 тыс. чел.

К 1970 г. значительно повысилась укомплектованность штатных врачебных должностей, особенно в Украинской ССР (93,3 %), Латвийской ССР (98,6 %), Эстонской ССР (98,3 %), Белорусской ССР (96,3 %) [5; 76]. Быстрыми темпами происходил прирост врачей в республиках с относительно низкой обеспеченностью медицинскими кадрами Особенно впечатляющей картина выглядит в регионах Крайнего Севера и Средней Азии.

Так, для подготовки медицинских работников из народностей Крайнего Севера были открыты специальные интернаты при Хабаровском, Красноярском и Омском институтах. По данным 1971 г в РСФСР число врачей из коренного населения автономных республик составляло: татар - 6291, осетин - 1666, чувашей - 1254, башкир - 1063, бурят - 830, удмуртов - 875, коми - 650, мордвы - 648, якутов - 575 и др. что касается народностей Крайнего Севера, то к 1971 г. один врач местной национальности приходится на 200-300 человек. В медицинских вузах Российской Федерации обучалось около 3 тыс. студентов из коренного населения всех автономных республик РСФСР.

Проводимый советским правительством в области здравоохранения курс позволил ликвидировать существовавшие различия в медицинском обслуживании населения разных районов. Если до 1917 г. на 10 тыс. жителей России приходилось в среднем полтора врача, то в Киргизии и Таджикистане

Тот же показатель составлял 0,15, т.е. величину в 10 раз меньшую. В 1940 г. на 10 тыс. жителей в целом по СССР приходилось 7,2 врача, а в Киргизской и Таджикской ССР - 3,6 врача, т.е. втрое меньше, чем в целом по стране.

В течение каждого года развития Советского Союза продолжался уменьшаться разрыв в медицинском обслуживании населения в различных его районах. К началу 1970 г., когда в стране в среднем на одного врача приходилось 317 человек, в Туркменской ССР - 409, в Казахской - 382, Киргизской ССР - 510 человек.

Существенные перемены в области охраны здоровья советских граждан произошли и во всех автономных республиках и национальных округах РСФСР. Например, на территории Эвенкийского национального округа до революции работало всего лишь два врача, а в 1970 г. - 57, или 45,2 на 10 тыс. человек. В Чукотском национальном округе в дореволюционный период не было ни одного врача, а в 1970 г. их работало 414 на 101 тыс. населения, или 41 врач на каждые 10 тыс. жителей

Немаловажную роль в повышении уровня оказания медицинской помощи населению и более эффективному использованию труда врачебных кадров в значительной степени способствовала сложившаяся система подготовки врачей-специалистов в рамках высших учебных заведений и базовых лечебно-профилактических учреждений. Высшее медицинское образование базировалось на системе подготовки молодых специалистов с ранней профилизацией (субординатура) в рамках медицинского института на VI курсе и последующей одногодичной специализацией (интернатура). Основной задачей первичной специализации являлось приобретение врачами необходимой квалификации и практических навыков по основным разделам медицины, освоение правил клинического ухода за больными, овладение основными методами диагностики и лечения, различными формами работы по специальности. При этом на лечебных факультетах вузов преподавалась вначале терапия, хирургия, акушерство и гинекология, а затем к ним добавлялась еще одна специальность - психоневрология. На педиатрических факультетах готовили педиатров, детских инфекционистов и детских хирургов. Эти широкие профили клинической медицины создавали условия в дальнейшем, после 3-х летный практической работы врача, освоить на курсах усовершенствования, на рабочих местах, в ординатуре и аспирантуре более узкие медицинские специальности.

В системе повышения квалификации медицинских кадров с высшим образованием в 1969 г. обучалось 68183 человека, в том числе в институтах и на факультетах усовершенствования врачей - 43 634 и на так называемых базах - 24 549 человек.

Благодаря принятым мерам по развитию системы повышения квалификации медицинских кадров за годы девятой пятилетки (1971 - 1975) значительно расширяются возможности институтов усовершенствования врачей по проведению ученой и научной работы. Так, за данную пятилетку было открыто 70 новых кафедр, значительно укрепилась и расширилась материально-техническая база институтов усовершенствования врачей. Открылись факультеты усовершенствования врачей при Пермском (в 1971 г.) и Днепропетровском (в 1973 г.) медицинских институтах и факультет усовершенствования провизоров при Пермском фармацевтическом институте (в 1972 г.). Таким образом, в 1975 г. повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров проводилось в 13 институтах усовершенствования врачей и на 23 факультетах усовершенствования при медицинских факультетах.

Кроме того, значительное место в этой системе занимают курсы стажировки на рабочих местах, которые организуются на базе крупных научно-исследовательских учреждений здравоохранения (или институтов). За 9-ю пятилетку число врачей, прошедших повышение квалификации, увеличилось более чем на 7000. Общее же число врачей, проходящих все виды повышения квалификации, к концу 9-й пятилетки достигло 79 тыс. в год.

Помимо всего прочего, советское правительство уделяло пристальное внимание моральному воспитанию работников здравоохранения. С этой целью Президиум Верховного Совета СССР 26 марта 1971 т. Принял «Присягу врача Советского Союза», где сформулированы основные требования к деятельности врача. Согласно тексту документа, получая звание врача и приступая к лечебной деятельности, молодые специалисты давали клятву «всегда быть готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, постоянно усовершенствовать свои знания и врачебное мастерство, всегда помнить о высоком призвании советского врача».

В связи с увеличением рождаемости в стране возрастала роль педиатрической службы. Расширялись приемы на педиатрические факультеты медицинских вузов. Для улучшения обслуживания детского населения, совершенствования организации работы врачей-педиатров огромное значение имело создание Всесоюзного научно-исследовательского центра по охране матери и ребенка. Научно-исследовательские институты этого же профиля создавались и во многих союзных республиках.

Помимо этого, предпринимались меры по закреплению врачей-педиатров в лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) участковым врачам-педиатрам с 1 января 1981 г. повышалась заработная плата за непрерывный стаж работы на данных должностях. Им устанавливался дополнительный отпуск.

В связи с этим, как сообщало Министерство здравоохранения, прирост численности врачей-педиатров по отдельным союзным республикам не вполне соответствовал масштабам их подготовки. Поэтому министерства союзных республик и органы местного здравоохранения ставили перед собой цель усилить работу по закреплению кадров на ведущих участках педиатрической помощи.

Число стоматологических поликлиник за 1960-е гг. увеличилось в 1,6 раза, обеспеченность врачами-стоматологами составила к 1970 г. в среднем 4,9 на 10 тыс. населения, однако стоматологическое обслуживание при этом практически не улучшилось.

В приказе МЗ СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» от 12 июня 1984 г. № 670 констатировалось отставание организации и качества стоматологической помощи от достижений медицинской науки и возможностей практики. В этом приказе предусматривалось выполнение целой программы мероприятий, а именно:

обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов, особенно детских;

-обеспечить организацию стоматологических кабинетов на всех промышленных <http://220-volt.ru/> предприятиях и высших учебных заведениях;

обеспечить внедрение комплексной программы профилактики кариеса зубов;

принять неотложные меры по обеспечению работы фтораторных установок;

обеспечить плановую санацию полости рта детям, подросткам, взрослым;

принять меры к внедрению в практику современных методов местного и общего обезболивания.

Согласно приказу МЗ СССР от 5 мая 1970 г. № 534 на базе нескольких поликлиник страны был проведен эксперимент, направленный на повышение эффективности стоматологической помощи населению путем увеличения ее объема за одно посещение; хорошие результаты свидетельствовали о целесообразности внедрения этого метода в практику здравоохранения, однако при этом неизбежно вставал вопрос финансирования с учетом интенсивности деятельности стоматологических учреждений.

В 1977 г. в решении коллегии МЗ СССР «О состоянии стоматологической помощи в стране и мерах по ее улучшению» констатировалось несовершенство существующей системы учета деятельности стоматологических учреждений. Для ускорения развития стоматологической помощи населению, упорядочения системы учета труда врачей стоматологического профиля и ориентации их работы на конечные результаты приказом МЗ СССР «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема» от 25 января 1978 г. № 50 введена система учета труда врачей, основанная на измерении объема их работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ). Был определен перечень из 183 видов работ с соответствующей их оценкой в УЕТ, являющихся экономическим эквивалентом трудозатрат на выполнение мероприятий по стоматологическому обслуживанию. УЕТ предлагалось рассматривать как элемент экономической оценки деятельности стоматологических учреждений и служб, на основе которого при разумном подходе может осуществляться финансирование стоматологической помощи, с учетом оказания максимально возможных объемов помощи населению в одно посещение.

здравоохранение медицинский государственный советский


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...