Подготовка медицинских кадров в СССР
Как известно, высокие темпы развития здравоохранения и медицинской науки во многом зависят от степени обеспечения данной отрасли необходимым количеством специалистов, улучшения качества подготовки врачей, среднего медицинского персонала, от их рациональной расстановки и использования. Советское руководство в этом направлении проводило достаточно активную политику. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» были определены основные задачи в области подготовки, воспитания и использования кадров здравоохранения, намечены крупные мероприятия, направленные на улучшение условий труда медицинских работников. Количество врачей в СССР к 1970 г. достигло 766,7 тыс. человек, а обеспеченность ими составляют 32,5 врача на 10 000 жителей - это был самый высокий в мире показатель в мире. Средних медицинских работников насчитывается более 2,5 млн.
Таб.1. Численность врачей в отдельных странах в 1970 г.]
Подготовка специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием в СССР осуществлялась в 82 медицинских институтах и 9 медицинских факультетах университетов. В 1970 г. выпуск врачей составил 34,2 тыс., а в 1975 г. - 43 тыс. чел. К 1970 г. значительно повысилась укомплектованность штатных врачебных должностей, особенно в Украинской ССР (93,3 %), Латвийской ССР (98,6 %), Эстонской ССР (98,3 %), Белорусской ССР (96,3 %) [5; 76]. Быстрыми темпами происходил прирост врачей в республиках с относительно низкой обеспеченностью медицинскими кадрами Особенно впечатляющей картина выглядит в регионах Крайнего Севера и Средней Азии.
Так, для подготовки медицинских работников из народностей Крайнего Севера были открыты специальные интернаты при Хабаровском, Красноярском и Омском институтах. По данным 1971 г в РСФСР число врачей из коренного населения автономных республик составляло: татар - 6291, осетин - 1666, чувашей - 1254, башкир - 1063, бурят - 830, удмуртов - 875, коми - 650, мордвы - 648, якутов - 575 и др. что касается народностей Крайнего Севера, то к 1971 г. один врач местной национальности приходится на 200-300 человек. В медицинских вузах Российской Федерации обучалось около 3 тыс. студентов из коренного населения всех автономных республик РСФСР. Проводимый советским правительством в области здравоохранения курс позволил ликвидировать существовавшие различия в медицинском обслуживании населения разных районов. Если до 1917 г. на 10 тыс. жителей России приходилось в среднем полтора врача, то в Киргизии и Таджикистане Тот же показатель составлял 0,15, т.е. величину в 10 раз меньшую. В 1940 г. на 10 тыс. жителей в целом по СССР приходилось 7,2 врача, а в Киргизской и Таджикской ССР - 3,6 врача, т.е. втрое меньше, чем в целом по стране. В течение каждого года развития Советского Союза продолжался уменьшаться разрыв в медицинском обслуживании населения в различных его районах. К началу 1970 г., когда в стране в среднем на одного врача приходилось 317 человек, в Туркменской ССР - 409, в Казахской - 382, Киргизской ССР - 510 человек. Существенные перемены в области охраны здоровья советских граждан произошли и во всех автономных республиках и национальных округах РСФСР. Например, на территории Эвенкийского национального округа до революции работало всего лишь два врача, а в 1970 г. - 57, или 45,2 на 10 тыс. человек. В Чукотском национальном округе в дореволюционный период не было ни одного врача, а в 1970 г. их работало 414 на 101 тыс. населения, или 41 врач на каждые 10 тыс. жителей
Немаловажную роль в повышении уровня оказания медицинской помощи населению и более эффективному использованию труда врачебных кадров в значительной степени способствовала сложившаяся система подготовки врачей-специалистов в рамках высших учебных заведений и базовых лечебно-профилактических учреждений. Высшее медицинское образование базировалось на системе подготовки молодых специалистов с ранней профилизацией (субординатура) в рамках медицинского института на VI курсе и последующей одногодичной специализацией (интернатура). Основной задачей первичной специализации являлось приобретение врачами необходимой квалификации и практических навыков по основным разделам медицины, освоение правил клинического ухода за больными, овладение основными методами диагностики и лечения, различными формами работы по специальности. При этом на лечебных факультетах вузов преподавалась вначале терапия, хирургия, акушерство и гинекология, а затем к ним добавлялась еще одна специальность - психоневрология. На педиатрических факультетах готовили педиатров, детских инфекционистов и детских хирургов. Эти широкие профили клинической медицины создавали условия в дальнейшем, после 3-х летный практической работы врача, освоить на курсах усовершенствования, на рабочих местах, в ординатуре и аспирантуре более узкие медицинские специальности. В системе повышения квалификации медицинских кадров с высшим образованием в 1969 г. обучалось 68183 человека, в том числе в институтах и на факультетах усовершенствования врачей - 43 634 и на так называемых базах - 24 549 человек. Благодаря принятым мерам по развитию системы повышения квалификации медицинских кадров за годы девятой пятилетки (1971 - 1975) значительно расширяются возможности институтов усовершенствования врачей по проведению ученой и научной работы. Так, за данную пятилетку было открыто 70 новых кафедр, значительно укрепилась и расширилась материально-техническая база институтов усовершенствования врачей. Открылись факультеты усовершенствования врачей при Пермском (в 1971 г.) и Днепропетровском (в 1973 г.) медицинских институтах и факультет усовершенствования провизоров при Пермском фармацевтическом институте (в 1972 г.). Таким образом, в 1975 г. повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров проводилось в 13 институтах усовершенствования врачей и на 23 факультетах усовершенствования при медицинских факультетах.
Кроме того, значительное место в этой системе занимают курсы стажировки на рабочих местах, которые организуются на базе крупных научно-исследовательских учреждений здравоохранения (или институтов). За 9-ю пятилетку число врачей, прошедших повышение квалификации, увеличилось более чем на 7000. Общее же число врачей, проходящих все виды повышения квалификации, к концу 9-й пятилетки достигло 79 тыс. в год. Помимо всего прочего, советское правительство уделяло пристальное внимание моральному воспитанию работников здравоохранения. С этой целью Президиум Верховного Совета СССР 26 марта 1971 т. Принял «Присягу врача Советского Союза», где сформулированы основные требования к деятельности врача. Согласно тексту документа, получая звание врача и приступая к лечебной деятельности, молодые специалисты давали клятву «всегда быть готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, постоянно усовершенствовать свои знания и врачебное мастерство, всегда помнить о высоком призвании советского врача». В связи с увеличением рождаемости в стране возрастала роль педиатрической службы. Расширялись приемы на педиатрические факультеты медицинских вузов. Для улучшения обслуживания детского населения, совершенствования организации работы врачей-педиатров огромное значение имело создание Всесоюзного научно-исследовательского центра по охране матери и ребенка. Научно-исследовательские институты этого же профиля создавались и во многих союзных республиках. Помимо этого, предпринимались меры по закреплению врачей-педиатров в лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) участковым врачам-педиатрам с 1 января 1981 г. повышалась заработная плата за непрерывный стаж работы на данных должностях. Им устанавливался дополнительный отпуск.
В связи с этим, как сообщало Министерство здравоохранения, прирост численности врачей-педиатров по отдельным союзным республикам не вполне соответствовал масштабам их подготовки. Поэтому министерства союзных республик и органы местного здравоохранения ставили перед собой цель усилить работу по закреплению кадров на ведущих участках педиатрической помощи. Число стоматологических поликлиник за 1960-е гг. увеличилось в 1,6 раза, обеспеченность врачами-стоматологами составила к 1970 г. в среднем 4,9 на 10 тыс. населения, однако стоматологическое обслуживание при этом практически не улучшилось. В приказе МЗ СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» от 12 июня 1984 г. № 670 констатировалось отставание организации и качества стоматологической помощи от достижений медицинской науки и возможностей практики. В этом приказе предусматривалось выполнение целой программы мероприятий, а именно: обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов, особенно детских; -обеспечить организацию стоматологических кабинетов на всех промышленных <http://220-volt.ru/> предприятиях и высших учебных заведениях; обеспечить внедрение комплексной программы профилактики кариеса зубов; принять неотложные меры по обеспечению работы фтораторных установок; обеспечить плановую санацию полости рта детям, подросткам, взрослым; принять меры к внедрению в практику современных методов местного и общего обезболивания. Согласно приказу МЗ СССР от 5 мая 1970 г. № 534 на базе нескольких поликлиник страны был проведен эксперимент, направленный на повышение эффективности стоматологической помощи населению путем увеличения ее объема за одно посещение; хорошие результаты свидетельствовали о целесообразности внедрения этого метода в практику здравоохранения, однако при этом неизбежно вставал вопрос финансирования с учетом интенсивности деятельности стоматологических учреждений. В 1977 г. в решении коллегии МЗ СССР «О состоянии стоматологической помощи в стране и мерах по ее улучшению» констатировалось несовершенство существующей системы учета деятельности стоматологических учреждений. Для ускорения развития стоматологической помощи населению, упорядочения системы учета труда врачей стоматологического профиля и ориентации их работы на конечные результаты приказом МЗ СССР «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема» от 25 января 1978 г. № 50 введена система учета труда врачей, основанная на измерении объема их работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ). Был определен перечень из 183 видов работ с соответствующей их оценкой в УЕТ, являющихся экономическим эквивалентом трудозатрат на выполнение мероприятий по стоматологическому обслуживанию. УЕТ предлагалось рассматривать как элемент экономической оценки деятельности стоматологических учреждений и служб, на основе которого при разумном подходе может осуществляться финансирование стоматологической помощи, с учетом оказания максимально возможных объемов помощи населению в одно посещение.
здравоохранение медицинский государственный советский
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|