Введение в символический интеракционизм Дж. Мида
Стр 1 из 21Следующая ⇒ ББК С5 УДК 316 Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся социологией, ее фундаментальными вопросами, важнейшими теориями и направлениями развития, которые имеют важное мировоззренческое значение, выходящее за пределы научных дискуссий специалистов. Она представляет собой подробное введение в фундаментальные вопросы современной интерпретативной социологии. В книге изложены теоретические основы интерпретативной социологии, ее базовые понятия, исторические этапы развития в творчестве Дж. Мида, Г. Блумера, А. Шюца, П. Бергера и Т. Лук-мана, Г. Гарфинкеля и, что особенно ценно, в ней дается целостный анализ творчества представителя социально-драматургического подхода в социологии И. Гофмана, мало знакомого российским социологам. Созданная в результате чтения автором лекций на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета, книга отличается теоретической новизной и одновременно ярким и доступным слогом. При переводе на русский язык были учтены традиции научного перевода, сложившиеся в соответствующих направлениях современной российской социальной мысли и там, где это необходимо, по согласованию с автором, подобраны примеры из российского культурного контекста. Русский перевод выполнен и публикуется с любезного разрешения издательства Westdeutscher Verlag GmbH / Opladen, Wiesbaden. Фотопортреты вместе с разрешением на публикацию предоставлены рядом европейских издательств: Suhrkamp Verlag / Frankfurt am Mem (портрет Дж. Мида); Fischer Verlag / (портреты П. Бергера и Т. Лукмана); Kluwer academic publishers / Dortrecht (Нидерланды) (портрет А. Шюца); Paul Haupt Verlag / Bern, Stuttgart, Wien (портрет И. Гофмана). ISBN 5-89329-164-6 © Westdeutscher Verlag GmbH Heinz Abels Inter
Предисловие Эта книга является учебным пособием для студентов-социологов и студентов других гуманитарных специальностей. Она написана на основе лекций, которые автор прочел на факультете социологии Санкт-Петербургского университета в весеннем семестре 1997 года в рамках программы «Обновление преподавания социальных наук в Санкт-Петербургском государственном университете». Немецким партнером петербургского факультета социологии по этой программе является факультет социологии Билефельдского университета, который вместе с факультетом социологии СПбГУ пригласил меня принять участие в интересном сотрудничестве по вышеназванной программе. Мне предстояло прочесть цикл лекций по феноменологической социологии, включившись в лекционный курс по социологической теории, который читает на факультете социологии СПбГУ доцент Н. А. Головин в течение двух семестров. У нас уже был опыт совместного чтения лекций по социологической теории, восходящий к 1995 году, когда я впервые прочел на факультете социологии Петербургского университета краткий цикл лекций, посвященный критической теории общества. Исходя из актуальной ситуации в теоретической социологии, сложившейся в международном социологическом сообществе, в россий-
X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
бой своего рода обзор всей феноменологической социологии, иллюстрирующий ее методологическое значение. Здесь же рассмотрено самое известное сочинение Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», в котором даются основы социально-драматургического подхода к анализу социального взаимодействия. Судя по реакции студентов в ходе двенадцатичасового лекционного курса и по его окончании, поставленные цели оказались достигнутыми. Вполне естественно, что отсюда возникло желание сделать прочитанный курс лекций доступным для широкой аудитории в Германии и России. Автор надеется, что книга будет способствовать развитию интереса к интерпретативному направлению в теоретической социологии, окажется полезной тем, кто в недалеком будущем станет сам работать над сложными вопросами социального познания.
Мои коллеги, прочитав рукопись этой книги, высказали опасение, что после ее выхода в свет некоторые студенты будут «экономить» на чтении первоисточников. Мы должны возразить по этому поводу: во-первых, книга действительно является введением, иногда лишь в избранные места весьма обширных теорий. Во-вторых, в ней идет речь всегда об авторском прочтении и понимании этих теорий, то есть о некоем субъективном их восприятии. Конечно, оно является хорошо продуманным, и тем не менее материал можно было бы изложить несколько иначе, не доходя, конечно, до противоположной интерпретации, но все-таки отчасти по-другому. Именно поэтому социология и сохраняет свою «вечную молодость»: ведь мы вновь и вновь выдвигаем важнейшие вопросы социального познания и ответы на них. Правда, понимание этого ди-социологии не так просто дается некото-слишком самоуверенным ее представителям, оторым кажется, что они давно обрели ясную тео-ию. Однако те, кто находится в начале пути в социологию, могут уделить равное внимание всем Управлениям социологического знания. Каждый оциолог в конце своего профессионального пути может выверить свою научную позицию, написав введение в социологию. Только тогда можно полностью понять и по справедливости оценить всю глубину мысли великого немецкого социолога Макса Вебера, писавшего о «вечной молодости» социологии. Мое краткое введение в интерпретативную социологию преследует и эту цель. Хайнц Абельс, 16 июня 1998 года. Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 1.1. Духовные предпосылки: прагматизм и бихевиоризм Джордж Герберт Мид родился в 1863 году в пуританской семье в США. В 1879 году он поступил в богословский протестантский колледж, который был известен поддержкой социальных реформ и активной социальной работой среди населения.1 Затем
На фотографии: Джордж Герберт Мид / George Herbert Mead. Фотография предоставлена: Suhrkamp Verlag, Bild-archiv, LindenstraBe 29-35, 60325 Frankfurt/Main. 1 Биографические сведения см.: Wenzel H. George Herbert Mead zur Emfuhrung. Hamburg, 1990. S. 17ff. дение в символический интеракционизм Дж Мида 11 е неудачной попытки стать сельским учителем "?С стал работать в железнодорожной компании нженером-измерителем. В 1887 году он поступил Иа философский факультет Гарвардского универси-Я та и одновременно был домашним учителем в се-™ философа Уильяма Джеймса. В конце 80-х годов Мид побывал в Германии. В Лейпциге он познакомился с работами известного психолога Вильгельма Вундта, планировал защитить диссертацию в Берлинском университете под руководством Вильгельма Дильтея. Интерес к вопросам философии и психологии сохранился у Мида и в дальнейшем: до конца своих дней он возглавлял кафедру философии и психологии в Чикагском университете, в котором стал работать и преподавать с 1894 года вместе со своим другом и наставником Джоном Дьюи. Мид умер в 1931 году. На рубеже XIX и XX столетий Америка переживала период экономического и технического подъема. Вместе с наплывом эмигрантов из Европы он вызвал ломку сложившейся культуры и породил серьезные социальные проблемы. В духовной атмосфере того времени отмечается безраздельное господство дарвинизма и вера в теорию эволюции. Под влиянием этих идей в социологии широко распространилось воззрение, что и в социальной жизни успех сопутствует наиболее деловитым и сведущим людям (Г. Спенсер, У. Самнер), а в психологии утвердилась мысль, что человеческий «дух» и сознание возникают из взаимодействия организма и окружающей среды. В этой идейной атмосфере возникло новое интеллектуальное течение — прагматизм, родиной которого справедливо считается Америка. Согласно социально-философскому учению праг- 12 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация матизма, разработанному Ч. Пирсом, У. Джеймсом и Дж. Дьюи, сущность человека заключается в его деятельности (греч. pragmein). При этом считается что мышление и действие человека зависят от пред! полагаемой пользы, которую приносит деятельность Центром этого идейного течения был Чикаго — Го. род, в котором горькие плоды необузданной индуст-риализации переплелись с необходимостью социальных реформ, в которых участвовал также и Мид. Чикаго был в то время центром американской социологии, а Мид,1 будучи преподавателем университета, оказывал определенное влияние на социологию, прежде всего через чтение курса социальной психологии, который с 1900 года был обязательным предметом для студентов-социологов, но за пределами Чикагского университета он вряд ли был широко известен. То, что социология Мида приобрела широкую известность, — заслуга знаменитого ученика Мида, Герберта Блумера, продолжившего преподавание этой дисциплины после внезапной смерти Мида. Даже в тот период, когда социологическая теория Талкотта Парсонса стала господствующей парадигмой в социологии, Блумер неустанно подчеркивал значение социологии Мида. В конечном итоге в 60-е годы теория Мида оказалась на авансцене социологической дискуссии в качестве одной из модных теорий под названием «символический интеракционизм».
Сам Мид называл свою теорию социальным бихевиоризмом,2 подчеркивая этим сходство и разли- 1 О политической деятельности Мида см.: Joas H. Prak-tische Intersubjektivitat. Frankfurt am Main, 1980. S. 27-33. 2 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1973. S. 44.
дение в символический интеракционизм Дж. Мида с доминировавшей в то время психологической чИе„ией бихевиоризма, крупнейшим представителем Т орого является Дж. Уотсон. Мид, как и Уотсон, К° торым он дружил, рассматривал человека преж-СК всего как биологическое существо, которое реа-Д*1рует на свою окружающую среду. Поэтому он п ^давал большое значение наблюдению поведения. Отличие позиции Мида от бихевиоризма Уотсона состоит в том, что для Уотсона поведение было последовательной реакцией организма на внешние раздражители и тем самым оно оказывалось управляемым посредством изменения внешних условий. Что при этом происходит в «черном ящике», который называют душой или разумом, его не интересует. Спекуляции на эту тему он считал ненаучными. Мид, напротив, придавал большое значение духовной активности как детерминанте поведения, можно даже сказать — защищал сферу свободы человека. Если в последовательном бихевиоризме пассивный индивид находится под управлением окружающей среды, то в центре внимания Мида — активный разумный деятельный субъект. Мид объяснял деятельное отношение человека к окружающему миру специфически человеческой способностью, которую он называл «духом». «Дух» проявляется в способности создавать и использовать значимые символы. «Дух» возникает в социальных отношениях, постоянно находит в них свое подтверждение и управляет поведением.
Введением в научный обиход понятия социального бихевиоризма Мид хотел отграничить свою теорию от психоанализа — второй большой психологической теории того времени. Несмотря на то, что он лишь в одном месте высказался критически 14 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация в адрес «более или менее фантастической психодо гии школы Фрейда»,1 его неприятие спекулятив ных рассуждений любого рода, вероятно, связано именно с тем, что он пытался обосновать необхода мость свободы индивида. Мид не считал, что человек детерминирован бессознательными психическими процессами, пережитыми в раннем детстве ц допускающими лишь вариации на ранее сложившейся основе. Даже там, где у него речь идет о сознании или внутреннем опыте, он связывает его с объективно наблюдаемым поведением в конкретных социальных процессах, а не с субъективным внутренним миром.2 Тем не менее Мида часто относят к представителям социальной психологии. При жизни Мида вышло лишь несколько его статей (в основном на философские темы), но не вышло ни одной книги. Подавляющая часть того, что известно о его теории, составлена на основе записей его слушателей и обработки его архивов. Изданная в 1934 году Ч. Моррисом книга Мида «Разум, самость и общество. Точка зрения социального бихевиориста» («Mind, Self and Society. From the standpoint of a social behaviorist»; немецкое издание: «Geist, Identitat und Gesellschaft», 1968) оставалась долгое время единственным обзором творчества Мида. В 1956 году было издано новое собрание фрагментов сочинений Мида,3 сделанное А. Строссом, под названием «Социальная психология Джорджа Герберта Мида» («The Social Psychology of 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 255. 2 Ср.: Ibid. S. 43. 3 Ср.: Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsychologie. Neuwied, 1964. S. 11. символический интеракционизм Дж. Мида 1 5 ue в ' Herbert Mead»), которое в 1964 году вышло GS° сработанном виде под заголовком «О социаль-В П-еРпсихологии» («On Social Psychology»; немец-Н°И издание: «Sozialpsychologie», 1969). Наконец, в К0в пкое издание под названием «Философия со-НеМльности» («Philosophic der Sozialitat», 1969) во-1 избранные сочинения Мида, которые наряду с разработкой социальной психологии свидетель-ют о постоянстве его философских интересов. Главным трудом Мида является, конечно, книга «Разум, самость и общество». Она состоит из записей лекций Мида, по ходу которых он сам многократно перестраивал свою теорию, и поэтому в ней не так просто разобраться. Некоторые места в книге многократно повторяются или вновь интерпретируются в иных выражениях, при этом часто многое опускается. Книга написана сложным языком, подобно его философским статьям, которые были порой непонятны даже для его учеников,1 что затрудняет систематический анализ творчества Мида. Отметим, что книга в целом посвящена теории личности и основам теории социальной коммуникации, которые были развиты Г. Блумером в дальнейшем под названием «символический интеракционизм». Рассмотрим некоторые теоретические положения Мида о взаимосвязи интеракции, идентичности и презентации, высказанные в книге.2 1 Kellner H. Vorwort und Einleitung // Mead G. Philo-sophie der Sozialitat. Frankfurt am Main, 1969. S. 7. Введение в теорию символической коммуникации см.: Abels Я., Link U. Interaktion und Identitat im Medium symbolischer Kommunikation: George Herbert Mead. Hagen, -*- У У J_. 14 X. Абельс, Интеракция, идентичность, презентация Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 15 в адрес «более или менее фантастической психологии школы Фрейда»,1 его неприятие спекулятивных рассуждений любого рода, вероятно, связано именно с тем, что он пытался обосновать необходимость свободы индивида. Мид не считал, что человек детерминирован бессознательными психическими процессами, пережитыми в раннем детстве и допускающими лишь вариации на ранее сложившейся основе. Даже там, где у него речь идет о сознании или внутреннем опыте, он связывает его с объективно наблюдаемым поведением в конкретных социальных процессах, а не с субъективным внутренним миром.2 Тем не менее Мида часто относят к представителям социальной психологии. При жизни Мида вышло лишь несколько его статей (в основном на философские темы), но не вышло ни одной книги. Подавляющая часть того, что известно о его теории, составлена на основе записей его слушателей и обработки его архивов. Изданная в 1934 году Ч. Моррисом книга Мида «Разум, самость и общество. Точка зрения социального бихевиориста» («Mind, Self and Society. From the standpoint of a social behaviorist»; немецкое издание: «Geist, Identitat und Gesellschaft», 1968) оставалась долгое время единственным обзором творчества Мида. В 1956 году было издано новое собрание фрагментов сочинений Мида,3 сделанное А. Стрессом, под названием «Социальная психология Джорджа Герберта Мида» («The Social Psychology of 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 255. 2 Ср.: Ibid. S. 43. 3 Ср.: Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsychologie. Neuwied, 1964. S. 11. George Herbert Mead»), которое в 1964 году вышло в переработанном виде под заголовком «О социальной психологии» («On Social Psychology»; немецкое издание: «Sozialpsychologie», 1969). Наконец, в немецкое издание под названием «Философия социальности» («Philosophie der Sozialitat», 1969) вошли избранные сочинения Мида, которые наряду с его разработкой социальной психологии свидетельствуют о постоянстве его философских интересов. Главным трудом Мида является, конечно, книга «Разум, самость и общество». Она состоит из записей лекций Мида, по ходу которых он сам многократно перестраивал свою теорию, и поэтому в ней не так просто разобраться. Некоторые места в книге многократно повторяются или вновь интерпретируются в иных выражениях, при этом часто многое опускается. Книга написана сложным языком, подобно его философским статьям, которые были порой непонятны даже для его учеников,1 что затрудняет систематический анализ творчества Мида. Отметим, что книга в целом посвящена теории личности и основам теории социальной коммуникации, которые были развиты Г. Блумером в дальнейшем под названием «символический интеракционизм». Рассмотрим некоторые теоретические положения Мида о взаимосвязи интеракции, идентичности и презентации, высказанные в книге.2 1 Kellner H. Vorwort und Einleitung // Mead G. Philosophie der Sozialitat. Frankfurt am Main, 1969. S. 7. 2 Введение в теорию символической коммуникации см.: Abels H., Link U. Interaktion und Identitat im Medium symbolischer Kommunikation: George Herbert Mead. Hagen, 1991. 16 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|