Три теоретические предпосылки о значении, интеракции и интерпретации
Символический интеракционизм в конечном итоге основывается на трех теоретических предпосылках: «Первая предпосылка указывает, — пишет Блумер, — что люди действуют в отношении "вещей" на основе значений, которыми для них обладают вещи. Под "вещами" здесь понимается все, что человек воспринимает в окружающем мире: физические предметы, например деревья, стулья; других людей, например мать, продавца; социальные категории, например друзей и врагов; социальные институты — школу, правительство; идеалы — личную свободу и честность; поступки дру- гих людей — их приказы и пожелания; и ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. Во второй предпосылке утверждается, что значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением. Третья теоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей».1 Уже в первой предпосылке ясно зафиксировано важнейшее отличие символического интеракционизма от других социологических теорий. Оно касается понимания условий социального действия. Люди совершают действия не потому, что они ведут себя функционально по отношению к структурным условиям, а потому, что они придают этим условиям значения и тем самым создают эти условия. В центре внимания теории символического интеракционизма находится процесс формирования значений социальных действий, в то время как в других теориях эти значения просто принимаются как заданные. Согласно символическому интеракционизму значения действий являются «социальными продуктами», которые создаются в переходе от определения ситуации к социальному действию и обратно. Далее, третья предпосылка указывает, что действующие лица употребляют значения в процессе интерпретации ситуации. Блумер описывает этот процесс точно так же, как Мид описывает образование символов: действующий рассматривает себя самого
1 Blutner H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 81. 52 Х.Абельс. Интеракция, идентичность, презентация в качестве предмета, на который направлено его действие. Следовательно, он выбирает, упорядочивает и структурирует вещи, наделяя их определенным значением. Блумер называет процесс, в котором действующий взаимодействует с самим собой, формирующим процессом.1 Названные предпосылки касаются всех, кто вступает в социальное взаимодействие. Если мы вспомним тезис Мида о принятии роли другого, то можно сделать логичный вывод: внутренняя коммуникация любого участника интеракции (социального взаимодействия) является реакцией на внутреннюю коммуникацию любого другого участника. Результатом взаимного учета значений вещей, которые участники взаимодействия демонстрируют друг другу, является общее символическое определение ситуации. Исходя из этого Блумер дает очерк некоторых основных теоретических положений символического интеракционизма. Сущность человеческого общества
Символический интеракционизм Г. Блумера ство есть деятельность. Опираясь на этот теоретический тезис, Блумер подчеркивает, что активность, которая служит источником действия, исходит от человека. Тем самым он полемизирует сразу с двумя авторитетными социологическими концепциями общества — с концепцией общества как культуры и с концепцией общества как социальной структуры — и пишет: «Не важно, что понимается под культурой: обычаи, традиции, нормы, ценности, правила и тому подобное — это всегда производное от деятельности людей. Это относится и к социальной структуре, всем ее аспектам, выраженным в понятиях социальной позиции, статуса, роли, авторитета и престижа, в отношениях, вытекающих из способов социального взаимодействия между людьми».1 Первая концепция была разработана в функ-ционалистских теориях, в произведениях У. Самнера (1840-1910) и Р. Линтона (1893-1953), возникших под влиянием культурной антропологии, вторая концепция — в структурном функционализме, прежде всего в творчестве Т. Парсонса (1902—1979). В противоположность обеим концепциям Блумер выдвинул тезис, что общество представляет собой непрерывный процесс взаимного согласования действий своих членов.
В исходном теоретическом положении символического интеракционизма утверждается, что «человеческие группы состоят из действующих лиц», точнее, что «способом существования человеческих групп и общества является деятельность».2 Обще- 1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 84. 2 Ibid. S. 85. 1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 86. 54 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Сущность интеракции Символический интеракционизм Г. Блумера 55 этом уровне действующие люди определяют себя, узнают и интерпретируют совместные действия. Блумер исходит из важнейшего постулата социологии об условиях возможности общества: «Совместная жизнь людей в социальных группах с необходимостью предполагает интеракцию между их членами. Иначе говоря, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом».1 Это теоретическое положение имеется и в других определениях общества, но там социальное взаимодействие скорее следует из норм, ценностей, санкций и социальных ролей, не обладая самостоятельным значением. В противоположность такому утверждению символический интер-акционизм придает социальному взаимодействию (интеракции) центральное значение, учитывая его своеобразие. Интеракция не является условием, в котором проявляются социологические детерминанты поведения, а представляет собой взаимосвязанное поведение его участников. Поэтому интеракция является процессом, который сам формирует человеческое поведение. «Проще выражаясь, люди в процессе интеракции должны обращать внимание на то, что делает или намерен сделать другой человек».2
Как показал Мид, это удается благодаря взаимному принятию роли другого, обоюдному распознаванию и интерпретации поведения. «Интеракция в человеческом обществе происходит преимущественно на символическом уровне».3 Именно на 1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 86. 2 Ibid. S. 87. 3 Ibid. S. 89. Сущность объектов Для символического интеракционизма не существует так называемых «миров в себе», для него есть лишь такие миры, какими люди конструируют их для себя и друг для друга. Эти «миры» составлены из «объектов», которые опять-таки «являются продуктом символической интеракции. К объектам можно отнести все, что может быть показано, все, на что может быть указано или по отношению к чему можно иметь отношение. Это могут быть, например, облако, книга, законодательное собрание, банкир, религиозное вероучение, дух и т. д. Простоты ради можно разбить объекты на три категории: а) физические объекты, например, стулья, деревья или велосипеды; б) социальные объекты, например, студенты, священник, президент, мать, друг; в) абстрактные объекты, например, нравственные принципы, философские учения или идеи, например, справедливость, эксплуатация, сочувствие».1 Значение объектов для разных людей может быть различным. Для одного вода — символ жизни, для другого — просто сырье. В этой связи Блумер отмечает: «Человек понимает значение объектов по сути дела благодаря способам, с помощью которых другие лица, с которыми он взаимодей- 1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 90. 56 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация ствует, определяют для него это значение».1 Индивид принимает указанное значение объектов или дает ему свою интерпретацию. Таким образом, значение объектов заложено не в объектах самих по себе, а в их определениях, которые действующие люди взаимно демонстрируют друг другу. Поэтому нужно всегда помнить, что сами объекты являются продуктами человеческих действий. «Короче говоря, с точки зрения символического интеракциониз-ма, совместная жизнь людей представляет собой процесс, в котором значение объектов создается, подтверждается, изменяется и отрицается».2 Если мы желаем понять действия человека, то следует определить мир его объектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|