Мид и интерпретативная социология
Мы уже знакомы с социологической концепцией Мида, базирующейся на представлении об активной роли человека в формировании собственной жизни и жизни всего общества. Свобода человека, как подчеркивалось выше, обеспечивается силой импульсивного Я и самосознанием человека, которое возникает путем принятия роли другого. Этот тезис породил первую критику структурного функционализма еще в 60-е годы сначала в американской, а затем в европейской социологии. Второе критическое возражение B лизма, вытекающее отсюда* заключается в том, что социальное действие не может быть объяснимо лишь ссылкой на социальные нормы, так как оно всегда содержит их интерпретацию, равно как и других условий социального действия. Американский социолог Т. Уилсон назвал эти противоположные теоретические позиции «нормативной» и «интерпре-тативной» парадигмами.1 В основе обеих парадигм лежит представление о символической регуляции социального действия. Согласно нормативной парадигме, под которой понимается главным образом ролевая теория Т. Парсонса, участники социального взаимодействия разделяют общую систему символов и значений, относящихся к социокультурной системе ценностей, которая обладает принудительной силой. Вследствие социализации в общей системе ценностей партнеры по взаимодействию интерпретируют социальные явления и события как соответствующие некоторым «образцам» уже известных из прошлого ситуаций и способов поведения. Интерпретативная парадигма, напротив, исходит из отсутствия заранее заданной интерсубъективной общезначимой системы символов в строгом 1 Wilson T. Theorien der Interaktion und Modelle soziolo-gischer Erklarung // Alltagswissen, Interaktion und gesell-schaftliche Wirklichkeit. Bd. 1. Symbolischer Interaktio-nismus. Reinbeck, 1973. S. 55ff, 58ff.
46 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация смысле этих терминов. Согласно этой парадигме, действующие лица не просто обладают статусами с четко установленными правилами и ролевыми ожиданиями, а ставят смысл и значение каждой социальной роли в зависимость от личной оценки ситуации, специфических возможностей проявления роли в ситуации и от того, как сказывается на социальном взаимодействии общее определение ситуации всеми ее участниками. Поэтому интерпретативная парадигма по сути дела направлена и против понятия социального действия Макса Вебера, на которое опирается Парсонс, ставя во главу угла целерациональное действие. Если социальное действие рассматривать не с точки зрения результата, а как процесс, то есть поистине с позиций действующего лица, то очевидно, что оно действительно зависит от конкретной ситуации, а не направлено однозначно и прямолинейно к ясной цели. Критерии, с помощью которых участники интеракции взаимно соизмеряют свои действия, «не являются наперед заданными благодаря системе культуры, как у Вебера и Парсонса, а являются результатом структурирующей деятельности участников взаимодействия».1 При этом структурирование означает не что иное, как процесс интерпретации ситуации. Здесь лежат истоки символического интеракционизма. Мы коснемся его некоторых центральных положений, руководствуясь основополагающей статьей, принадлежащей перу автора самого термина «символический интеракцио-низм», которую он написал в 1969 году, американскому социологу Герберту Блумеру. 1 Nunner-Winkier G. Normen // Handbuch Soziologie. Reinbek, 1984. S. 402. 2. Символический интер-акционизм Герберта Блумера Определение ситуации В примечании к своей статье «Методологические основы символического интеракционизма» Герберт Блумер (1900—1987) пишет, что это понятие «является в некоторой степени варварским словообразованием», которое он «мимоходом» наметил в статье 1937 года. Затем это понятие получило распространение.1 Воз-
На фотографии: Герберт Блумер / Herbert Blumer. Фотография предоставлена: Blumer, Herbert, Symbolic Interactionism. Perspective and Method, Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc. 1969. © 1969 by Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey. 1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Bd. 1. S. 144, Anm. 1. 48 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация никает вопрос, что нового содержится в этой теории? С позиции символического интеракционизма «совместная жизнь людей представляет собой процесс, в котором объекты создаются, закрепляются, преобразуются и отвергаются. Жизнь и деятельность людей с необходимостью изменяются в соответствии с изменениями, которые происходят в их в объективном мире».1 С помощью этого высказывания Блумер хотел не просто напомнить читателю о тривиальном факте, что объективная реальность определяет наши действия, а подготовить его к восприятию тезиса об изменении людьми своей «объективной» реальности и тем самым изменении условий своих социальных действий. Этот тезис можно сравнить с одним определением Макса Вебера, которое Блумер не цитирует, но поддерживает, как и большинство участников американской социологической дискуссии конца 60-х годов. Согласно этому определению социальное действие означает ориентацию на предполагаемый смысл действия другого человека. Таким образом, символический интеракционизм несколько расширяет ве-беровскую точку зрения описанием процесса обнаружения участниками взаимодействия смысла действий друг друга и общего понимания ситуации. Как же людям удается взаимно приспособить свои действия друг к другу? Мид указывает в этой связи на общий смысл, из которого исходят люди, что весьма близко определению социального действия Макса Вебера. Однако, как подчеркивает он, новое заключается в том, что действующие лица 1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 91.
Символический интеракционизм Г. Блумера демонстрируют друг другу смысл своих действии через сами действия. Исходя из этого Блумер делает еще один шаг вперед и утверждает, что действующие лица создают в процессе социального взаимодействия общие символы, на которые затем сами же ориентируются, а также подтверждают, изменяют и переопределяют их своими же действиями. Таким образом, благодаря взаимной интерпретации социальных действий непрерывно создается смысл социального взаимодействия.
В интеракции (социальном взаимодействии) любое действующее лицо участвует в определении ситуации, выражает это внешне и показывает своим поведением, как он желает истолковать ситуацию и что поэтому имеет значение. В свою очередь другие лица интерпретируют его поведение и учитывают его в своем определении ситуации. Этот процесс осознается крайне редко и еще реже обсуждается вслух, но он постепенно ведет к общему определению ситуации. Процесс определения ситуации чрезвычайно интересен с социологической точки зрения, так как благодаря ему возникают структурные условия социального действия, даже если они не осознаются действующими лицами. Именно так можно истолковать известный афоризм У. Томаса (1863—1947), которого Блумер считает одним из выдающихся предшественников символического интеракциониз-ма: «Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям».1 Это выска-^ зывание получило название теоремы Томаса, кото- 1 Thomas W. Das Kind in Amerika // Person und Sozial-verhalten. Neuwied, 1965. S. 114. 50 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация Символический интеракционизм Г Блумера
рая является одним из основных теоретических положений интерпретативной социологии. Р. Мертон описал позднее этот механизм социального структурирования с помощью понятия «selffulfilling prophecy» по отношению к определенным процессам, которые отклоняются от процессов в нормальном состоянии. С точки зрения символического интер-акционизма этот механизм относится к факторам объяснения социальной нормальности. В нижеследующем очерке теории символического интеракционизма мы будем широко использовать статью Г. Блумера под названием «Методологическая* позиция символического интеракционизма», которая является своего рода манифестом этой теории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|