§ 11. Зрительные иллюзии в одежде
58
а б в
г д е ж з Рис. 3. 9. Одежда различных исторических эпох: а — костюм Древней Греции; б — костюм эпохи Средневековья; в — костюм эпохи Возрождения; г — костюм в стиле барокко; д — костюм в стиле ампир; е — костюм в стиле рококо; ж, з — русский народный костюм
Одежда в самой своей сущности несёт две функции: утилитарную и эстетическую. С одной стороны, она предмет первой необходимости, с другой — выражает определённое представление о красоте, т. е. посте- пенно соединяет материальное производство с эстетической деятельно- стью человека, выражающей художественный идеал эпохи. Этими функ- циями обладают, кроме одежды, такие предметы, как мебель, ткани, по- суда, представляющие собой произведения прикладного искусства. Как предмет утилитарный, одежда связана прежде всего с природ- ными условиями страны, в которой она появилась. Даже в один и тот же исторический период в странах с различными климатическими услови- ями одежда будет различной по характеру. Изготовление её зависит так- же от уровня развития производительных сил общества, его экономики. На разных стадиях развития экономики существовали разные техниче- ские возможности изготовления одежды. Так, в Древней Греции умели изготавливать только шерстяные и льняные ткани, а несколько веков спустя, в Средние века, уже изготавливали бархат, парчу и другие ткани. Появление ткацкого станка упростило выработку тканей. Его изобрете- ние стало возможным лишь благодаря изобретениям предшествующих эпох и развитию научно-технической мысли. В середине XIX в. были получены анилиновые красители, обогатившие цветовую гамму тканей. Как уже было сказано, костюм несёт в себе художественный образ,
так как помогает человеку выражать определённый эстетический идеал эпохи. Этот идеал развивается и изменяется вместе с жизнью человече- ского общества и не только отражает изменения, происходящие в раз- витии экономики, но и тесно связан с политикой, религией, этикой. В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об «идеальном» человеке, его внутреннем, ду- ховном мире и внешнем облике. Так, идеалом человека в Древней Гре- ции был молодой, доблестный и прекрасный воин-атлет с великолеп- ным, тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка под- чёркивал формы фигуры, но не искажал их (рис. 3. 9, а). В Средние века, в период господства христианских догматов, чело- веческое тело, особенно женское, считалось греховным, что создавало в костюме определённые тенденции. С помощью костюма формы тела скрывали под тяжёлыми тканями (рис. 3. 9, б). В эпоху Возрождения нормой идеала красоты вновь становится че- ловек со своими чувствами и способностями. Костюм становится более удобным, более гармоничным, как бы выражает гармонию внутреннего и внешнего в человеке.
60
Костюм воплощал и выражал в себе все черты каждого стиля, а так же изменялся вместе с ним. Какой бы художественный стиль ни господ ствовал, костюм всегда отражал его характерные особенности. Так, де коративному пышному стилю барокко (XVII в. ) соответствовал такой же пышный, яркий и громоздкий костюм (рис. 3. 9, в). Строгому стилю ампир (начало XIX в. ) соответствовали более лаконичные и строгие по форме одежды (рис. 3. 9, д).
В конце XVIII в., в период эпохи Просвещения, эталоном прекрас ного становится природа, очищающая и вдохновляющая человека, а также античность, считавшаяся непревзойдённым образцом для под ражания. Костюмы того времени приобретают естественные, спокой ные формы, напоминающие костюмы Древней Греции (см. рис. 3. 9, д). Непродолжительное господство определённых форм костюма назы вается модой. Мода отражает всю многогранность социального, исто рического и художественного развития человека. Таким образом, мож но сказать, что мода отражает конкретный эстетический идеал опреде лённого периода. Не менее тесно костюм связан с этикой. Законы этики изменяются с развитием общества. Они рассматривают нормы общения людей меж ду собой, обязанности человека по отношению к труду, к родине и т. д. Поскольку каждая страна проходит в своём развитии индивидуальный исторический путь, то этика в различных странах развивается самобыт но, соответственно с характером нации, её обычаями и традициями. Более того, в одну и ту же эпоху разные классы часто имеют совершенно различные этические представления, которые отражаются непосред ственно в костюме. Так, например, глубокое декольте, характерное для женского костюма высших слоёв общества в XVII—XVIII вв., было не приемлемо для народного костюма. И наоборот, в народном костюме укороченная юбка являлась необходимостью, связанной с трудовым об разом жизни, а в высших слоях такая юбка считалась неприличной. Особое место в истории костюма занимает национальный костюм, хранителем традиций которого является народ. Народный костюм во все периоды, безусловно, воздействовал на костюм высших сословий и в то же время сам подчинялся влиянию господствующей моды (рис. 3. 9, ж, з). Костюм сочетает в себе не только собственно одежду, прикры вающую тело, но также причёску, обувь, головной убор, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украше ния).
а б в г Рис. 3. 10. Силуэты: а — прямой; б — трапеция; в — приталенный; г — полуприталенный
Особенно ценные источники для изучения костюма — это произве- дения искусства различных эпох и стилей: фрески на стенах, живопис- ные портреты, жанровые картины, скульптуры. О костюмах прошлых эпох можно судить также по произведениям прикладного искусства: ри- сункам на фарфоре, расписным веерам, декоративным тканям, гобеле- нам, витражам, вышивкам. Стиль (лат. stilus) — устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий её культуру, понятие красоты и отношение к окру- жающему миру. Стиль костюма определяет его силуэт. Силуэт — это внешнее очертание любого предмета или костюма. Он выражается со- отношением линии плеча и формы рукавов к длине талии, а также к форме и длине юбки в женском костюме и панталон — в мужском. Для точной характеристики силуэты сравнивают с различными гео- метрическими фигурами: овал, прямоугольник, трапеция, треугольник, а также с различными предметами: карандаш, колокол, песочные часы и др. (рис. 3. 10). На протяжении нескольких веков складывался высокий авторитет модельеров в области искусства костюма. Художники по костюму уме- ют изображать и творить, опираясь на историю, богатую традициями народного декоративно-прикладного искусства. Именно это вызывает постоянный интерес к их творчеству и приносит успехи на международ- ной арене. Например, известный художник-модельер Надежда Ламанова полу- чила Гран-при на выставке в Париже ещё в 1925 г. Вячеслав Зайцев соз-
62
а б в г д Рис. 3. 11. Модели известных дизайнеров одежды: а — Джанни Версаче; б — Джона Гальяно; в — Кристиана Диора; г, д — Вячеслава Зайцева
даёт не просто моду, а собственный стиль в одежде, остающийся акту альным в течение многих лет (рис. 3. 11, г, д). Великолепные коллекции из меха Ирины Крутиковой, сочетающие тонкий вкус, элегантность и декоративное начало, получили широкую известность не только в Рос сии, но и за рубежом. Творчество наших модельеров занимает достойное место в ряду таких крупных мастеров, как Фридерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Пьер Карден, Ив Сен Лоран, Джанни Версаче (рис. 3. 11, а—в).
? Вопросы и задания 1. Под влиянием, каких условий происходят изменения в художествен- ном образе одежды? 2. Из каких источников искусствоведы узнают об исто- рии развития костюма? 3. Перечислите имена известных дизайнеров. Задание Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сооб- щение о стилях в одежде. Свой рассказ можете сопроводить компьютерной презентацией.
§ 11. Зрительные иллюзии в одежде
Одежда является важным элементом восприятия человека челове ком. Удачно подобранная одежда влияет на наше самосознание, само оценку, самочувствие, настроение и даже на судьбу. Манера одеваться напрямую связана с особенностями личности и характером человека. Если сравнивать костюмы различных эпох, можно заметить, что мода меняется не только на платье, но и на идеал человеческого тела. История знает примеры преднамеренного изме нения фигуры в угоду моде: бинтование груди и изменение величины талии путём удаления рёбер, вытягивание шеи надеванием большого количества колец, искусственное уменьшение размера ног специальны ми колодками, хирургическое вмешательство для изменения пропор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|