Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 § 11.  Зрительные иллюзии в одежде




58


 

а                                               б                                              в

    

г                                                 д                                              е

ж                                                      з

Рис. 3. 9. Одежда различных исторических эпох: а — костюм Древней Греции; б — костюм эпохи Средневековья; в — костюм эпохи Возрождения; г — костюм в стиле барокко; д — костюм в стиле ампир;

е — костюм в стиле рококо; ж, з — русский народный костюм

 


 

 

Одежда в самой своей сущности несёт две функции: утилитарную и эстетическую. С одной стороны, она предмет первой необходимости, с другой — выражает определённое представление о красоте, т. е. посте- пенно соединяет материальное производство с эстетической деятельно- стью человека, выражающей художественный идеал эпохи. Этими функ- циями обладают, кроме одежды, такие предметы, как мебель, ткани, по- суда, представляющие собой произведения прикладного искусства.

Как предмет утилитарный, одежда связана прежде всего с природ- ными условиями страны, в которой она появилась. Даже в один и тот же исторический период в странах с различными климатическими услови- ями одежда будет различной по характеру. Изготовление её зависит так- же от уровня развития производительных сил общества, его экономики. На разных стадиях развития экономики существовали разные техниче- ские возможности изготовления одежды. Так, в Древней Греции умели изготавливать только шерстяные и льняные ткани, а несколько веков спустя, в Средние века, уже изготавливали бархат, парчу и другие ткани. Появление ткацкого станка упростило выработку тканей. Его изобрете- ние стало возможным лишь благодаря изобретениям предшествующих эпох и развитию научно-технической мысли. В середине XIX в. были получены анилиновые красители, обогатившие цветовую гамму тканей. Как уже было сказано, костюм несёт в себе художественный образ,

так как помогает человеку выражать определённый эстетический идеал эпохи. Этот идеал развивается и изменяется вместе с жизнью человече- ского общества и не только отражает изменения, происходящие в раз- витии экономики, но и тесно связан с политикой, религией, этикой.

В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об «идеальном» человеке, его внутреннем, ду- ховном мире и внешнем облике. Так, идеалом человека в Древней Гре- ции был молодой, доблестный и прекрасный воин-атлет с великолеп- ным, тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка под- чёркивал формы фигуры, но не искажал их (рис. 3. 9, а).

В Средние века, в период господства христианских догматов, чело- веческое тело, особенно женское, считалось греховным, что создавало в костюме определённые тенденции. С помощью костюма формы тела скрывали под тяжёлыми тканями (рис. 3. 9, б).

В эпоху Возрождения нормой идеала красоты вновь становится че- ловек со своими чувствами и способностями. Костюм становится более удобным, более гармоничным, как бы выражает гармонию внутреннего и внешнего в человеке.

 

60


 

 

Костюм воплощал и выражал в себе все черты каждого стиля, а так­ же изменялся вместе с ним. Какой бы художественный стиль ни господ­ ствовал, костюм всегда отражал его характерные особенности. Так, де­ коративному пышному стилю барокко (XVII в. ) соответствовал такой же пышный, яркий и громоздкий костюм (рис. 3. 9, в). Строгому стилю ампир (начало XIX в. ) соответствовали более лаконичные и строгие по форме одежды (рис. 3. 9, д).

В конце XVIII в., в период эпохи Просвещения, эталоном прекрас­ ного становится природа, очищающая и вдохновляющая человека, а также античность, считавшаяся непревзойдённым образцом для под­ ражания. Костюмы того времени приобретают естественные, спокой­ ные формы, напоминающие костюмы Древней Греции (см. рис. 3. 9, д).

Непродолжительное господство определённых форм костюма назы­ вается модой. Мода отражает всю многогранность социального, исто­ рического и художественного развития человека. Таким образом, мож­ но сказать, что мода отражает конкретный эстетический идеал опреде­ лённого периода.

Не менее тесно костюм связан с этикой. Законы этики изменяются с развитием общества. Они рассматривают нормы общения людей меж­ ду собой, обязанности человека по отношению к труду, к родине и т. д. Поскольку каждая страна проходит в своём развитии индивидуальный исторический путь, то этика в различных странах развивается самобыт­ но, соответственно с характером нации, её обычаями и традициями. Более того, в одну и ту же эпоху разные классы часто имеют совершенно различные этические представления, которые отражаются непосред­ ственно в костюме. Так, например, глубокое декольте, характерное для женского костюма высших слоёв общества в XVII—XVIII вв., было не­ приемлемо для народного костюма. И наоборот, в народном костюме укороченная юбка являлась необходимостью, связанной с трудовым об­ разом жизни, а в высших слоях такая юбка считалась неприличной.

Особое место в истории костюма занимает национальный костюм, хранителем традиций которого является народ. Народный костюм во все периоды, безусловно, воздействовал на костюм высших сословий и в то же время сам подчинялся влиянию господствующей моды (рис. 3. 9, ж, з).

Костюм сочетает в себе не только собственно одежду, прикры­ вающую тело, но также причёску, обувь, головной убор, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украше­ ния).

 


 

 

а                         б                                    в                               г Рис. 3. 10. Силуэты: а — прямой; б — трапеция; в — приталенный;

г — полуприталенный

 

Особенно ценные источники для изучения костюма — это произве- дения искусства различных эпох и стилей: фрески на стенах, живопис- ные портреты, жанровые картины, скульптуры. О костюмах прошлых эпох можно судить также по произведениям прикладного искусства: ри- сункам на фарфоре, расписным веерам, декоративным тканям, гобеле- нам, витражам, вышивкам.

Стиль (лат. stilus) — устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий её культуру, понятие красоты и отношение к окру- жающему миру. Стиль костюма определяет его силуэт. Силуэт — это внешнее очертание любого предмета или костюма. Он выражается со- отношением линии плеча и формы рукавов к длине талии, а также к форме и длине юбки в женском костюме и панталон — в мужском.

Для точной характеристики силуэты сравнивают с различными гео- метрическими фигурами: овал, прямоугольник, трапеция, треугольник, а также с различными предметами: карандаш, колокол, песочные часы и др. (рис. 3. 10).

На протяжении нескольких веков складывался высокий авторитет модельеров в области искусства костюма. Художники по костюму уме- ют изображать и творить, опираясь на историю, богатую традициями народного декоративно-прикладного искусства. Именно это вызывает постоянный интерес к их творчеству и приносит успехи на международ- ной арене.

Например, известный художник-модельер Надежда Ламанова полу- чила Гран-при на выставке в Париже ещё в 1925 г. Вячеслав Зайцев соз-

 

62


 

а                                                      б                                                   в

г                                                                   д

Рис. 3. 11. Модели известных дизайнеров одежды: а — Джанни Версаче;

б — Джона Гальяно; в — Кристиана Диора; г, д — Вячеслава Зайцева

 

 


даёт не просто моду, а собственный стиль в одежде, остающийся акту­ альным в течение многих лет (рис. 3. 11, г, д). Великолепные коллекции из меха Ирины Крутиковой, сочетающие тонкий вкус, элегантность и декоративное начало, получили широкую известность не только в Рос­ сии, но и за рубежом. Творчество наших модельеров занимает достойное место в ряду таких крупных мастеров, как Фридерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Пьер Карден, Ив Сен Лоран, Джанни Версаче (рис. 3. 11, ав).

 

 

?   Вопросы и задания

1. Под влиянием, каких условий происходят изменения в художествен- ном образе одежды? 2. Из каких источников искусствоведы узнают об исто- рии развития костюма? 3. Перечислите имена известных дизайнеров.

Задание

Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сооб- щение о стилях в одежде. Свой рассказ можете сопроводить компьютерной презентацией.

 

 § 11.  Зрительные иллюзии в одежде

 

 

Одежда является важным элементом восприятия человека челове­ ком. Удачно подобранная одежда влияет на наше самосознание, само­ оценку, самочувствие, настроение и даже на судьбу.

Манера одеваться напрямую связана с особенностями личности и характером человека. Если сравнивать костюмы различных эпох, можно заметить, что мода меняется не только на платье, но и на идеал человеческого тела. История знает примеры преднамеренного изме­ нения фигуры в угоду моде: бинтование груди и изменение величины талии путём удаления рёбер, вытягивание шеи надеванием большого количества колец, искусственное уменьшение размера ног специальны­ ми колодками, хирургическое вмешательство для изменения пропор­

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...