Введение в теорию и историю педагогической деятельности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»
для ООП направления «050100 Педагогическое образование» Профиль «Педагогика и методика начального образования»
По циклу Б.3.Б.02 «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная часть)»
Екатеринбург – 2011 Рабочая учебная программа по дисциплине «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. – 32 с.
Составители: Коротаева Е.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Дягилева Н.В., к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии детства ИПиПД УрГПУ
Протокол от ______________________ № _________
Зав.кафедрой _________________________Е.В. Коротаева
Директор ИПиПД _____________________С.А. Новоселов
Пояснительная записка В настоящее время в педагогической науке идет становление новой системы образования, направленной на гуманизацию образовательного пространства. Развитие современной образовательной системы характеризуется реформами в области образования, определением приоритетных направлений развития педагогической науки и практики, острой потребностью в адекватной подготовке педагогических кадров для школы XXI в. Немаловажное значение в процессе обновления программного обеспечения приобретает формирование педагогической теории, адекватно отражающей современной состояние науки и практики в образовании.
Курс «Педагогика» состоит из трех взаимосвязанных друг с другом модулей: «Введение в теорию и историю педагогической деятельности», «Научно-теоретические основы педагогики», «Профессиональные задачи педагога периода детства». Такая теоретическая и практическая полифоничность предопределила основные принципы отбора содержания и организации учебного материала; единства содержательной и процессуальной сторон обучения, соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки; практико-ориентированность, предполагающая интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов. Кроме этого структура курса во многом определяется профессиональной направленностью, позволяющей учесть особенности профессиональной подготовки по определенному направлению; вариативностью, ориентированной на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся. 1.1. Цель дисциплины формирование у студентов общей культуры педагогической деятельности на основе освоения профессиональных компетенций в процессе совершенствования жизненного, педагогического и личностного опыта. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Педагогика» относится к относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Психология», «Философия», «Методика обучения и воспитания в дошкольном образовании».
Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для дисциплин вариативной части цикла. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ПК-4 способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
В результате освоения дисциплины студент должен знать: – особенности педагогической деятельности, нормативные и законодательные основы профессиональной педагогической деятельности, ее ценностные основания; – сущность педагогических явлений и процессов, отношений участников педагогических процессов с учетом междисциплинарного подхода; – ключевые положения и проблематику современной теории и практики обучения и воспитания; – современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; современные авторские школы; принципы личностно-ориентированного обучения; развивающее, проблемное, эвристическое обучение; дистанционное обучение; – различные методики и технологии обучения; методы, формы и средства обучения, их классификации; типы занятий, уроки и их типы; виды диагностик и процедуру оценки качества обучения. уметь: – использовать психологический и педагогический инструментарий в педагогических исследованиях; проектировать возрастосообразный образовательный процесс; диагностировать профессиональные ценности и интерпретировать полученные данные; выстраивать стратегию и тактику учебных взаимодействий субъектов образовательного процесса; – проектировать педагогическую ситуацию, рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства обучения, творчески решать педагогические задачи; применять приемы стимулирования творческой деятельности; проектировать педагогически обоснованную задачу в работе с детьми разных возрастных групп;
– обновлять и реализовывать в педагогическом процессе свои представления о научных и методических основах образования и современных концепциях, теориях обучения и воспитания; – изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт; грамотно организовывать собственную педагогическую деятельность и оценивать ее результаты.
Модули дисциплины «Введение в теорию и историю педагогической деятельности» «Педагогика: научные основы» «Педагогические технологии в начальном образовании»
2. Учебно-тематическое планирование 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН Введение в теорию и историю педагогической деятельности 1.1.1 Возникновение и развитие педагогической профессии Специфика научного осмысления воспитания и обучения. Кооперация и разделение наук об образовании. Выделение педагогики в специальную отрасль науки. Обусловленность педагогики философией, взаимосвязь с психологией. Значение педагогической теории: научный компонент педагогического знания - специфика предмета педагогической науки. Понятия о концепциях, теориях, подходах, системах, парадигмах, моделях воспитания и обучения. Организационная структура педагогической науки. Разнообразие видов педагогики: дошкольная, школьная, вузовская, инженерная, военная, социальная и т. д.
1.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности Основные категории и понятия педагогической профессии: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Соотношение педагогической науки и педагогического процесса как соотношение теории и практики, предмета и метода исследования. Педагогическая наука как совокупность законов, условий, форм, методов, определяющих содержание и характер отношений субъектов в педагогическом процессе. 1.1.3. Гуманистическая природа и творческий характер труда современного педагога Гармонизация и гуманизация как основа анализа закономерностей и принципов в образовательном процессе. Необходимый учет общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании ребенка. Потребности человека как источник развития и саморазвития. Основные характеристики гуманистической педагогики. 1.1.4. Социальная миссия и профессиональные функции учителя (воспитателя) образовательного учреждения Воспитание как процесс социализации и персонификации личности. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании ребенка. Природные и социальные предпосылки и факторы образования, воспитания и развития детей. Утверждение личностно-ориентированной модели образования, гуманизация учебно-воспитательного процесса. 1.1.5. Основные виды педагогической деятельности учителя (воспитателя) образовательного учреждения Гуманистическая направленность личности учителя/воспитателя. Особенности деятельности. Педагогическая профессия и специальность. Специализация и квалификация. Функциональные и должностные обязанности учителя начальных классов / воспитателя. Учитель / воспитатель как организатор целостного педагогического процесса. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионализм педагога как адекватная решению основных педагогических задач деятельность. 1.1.6. Педагогическая деятельность как система Понятие о педагогической системе. Общая характеристика системы образования и образовательной системы. Сущность педагогического процесса, его системные признаки. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Понятие о педагогической задаче как единице педагогического процесса. Понятие о педагогической ситуации, ее видах. Движущие силы педагогического процесса. Понятие педагогического взаимодействия. Понятие о субъекте и объекте педагогического управленич. Субъект-субъектные, субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. Педагогическое воздействие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|