Профессиональные задачи педагога периода детства
4.1.1. Профессиональные задачи педагога: теория и практика Стратегические и тактически профессиональные задачи. Задача педагогическая и задача познавательная. Учебное задание как средство решения педагогических и познавательных задач в ученой деятельности. Классификация педагогических задач по способу задания, по целевому назначению, по характеру требования, по способу решения. Технологии решения педагогических задач. Условия, обеспечивающие решение задач: целенаправленность в формировании алгоритмических и эвристических приемов решения задач; систематичность и последовательность в постановке и решении задач; межпредметный подход к постановке и решении задач; перенос усвоенных умений из одной области в другие.Оценка выбора решения педагогических задач, требования, предъявляемые к оценке решения задачи. 4.1.2. Развивающая среда образовательного учреждения Многозначность понятия «среда». Среда обитания и среда развития. Среда и наследственность как факторы развития личности. Основные компоненты среды образовательного учреждения. Влияние окружающей среды на динамику личностного роста индивида. Характеристика развивающей среды. Макросреда и микросреда развития пространство, субъекты, события (факты), деятельность. Анализ возможностей образовательной среды. 4.1.3. Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования Гуманизация образовательного процесса - требование времени. Основные характеристики гуманистической педагогики. Взаимообусловленность О-О и S-S отношений участников образовательного (воспитательного) процесса. Субъекты и объекты образовательной среды (дети, педагоги, родители, администрация, сообщества и др.). Сотрудничество как высшая форма взаимодействия субъектов. Формы сотрудничества: мозговой штурм, КТД, коллективное творчество, проблемное обучение, метод проектов, метод погружения, технология коллаж, технология «дебаты», развитие критического мышления. ТРИЗ - технология решения изобретательских задач.
4.1.4. Коллектив как объект и субъект воспитания Характеристика воспитательных взаимодействий: с точки зрения включенности субъектов педагогического взаимодействия добровольные и вынужденные; по характеру протекания – планомерные и импровизационные; по длительности – долговременные и дискретные; по характеру контакта – непосредственные, происходящие в «живом» общении и опосредованные с использованием непрямых установок и воздействий: метод параллельного действия, метод «упреждения», метод снятия сопротивления и т.д.; по эффективности – продуктивные и репродуктивные и др. 4.1.5. Решение сложных педагогических ситуаций Понятие о конфликте, его стадиях и видах. Типология конфликтов. Парадокс бесконфликтоного общения. Понятие о конфликтогенной ситуации. Зоны конфликтов образовательного процесса: деятельность, поведение, отношения. Стадии развития и возможность управления конфликтной ситуацией. Сложные педагогические ситуации; приемы их разрешения. Основные виды педагогических конфликтов и приемы их разрешения («бумеранг», «гротеск», «Исповедь», «Зеркало» и пр.). Диалогические способы снятия напряженности. Аутогенные приемы самоконтроля в конфликтогенных ситуациях. Педагогическая значимость конфликтов. Этические нормы общения и предупреждение конфликтов в совместной деятельности. 4.1.6. Роль диагностики в решении педагогических задач Педагогическая диагностика как составляющая педагогического мастерства педагога. Этические аспекты диагностических исследований. Количественное и качественное понимание «нормы» в диагностике. Структура диагностической деятельности. Педагогическая диагностика как механизм непрерывной обратной связи в жизнедеятельности образовательного учреждения; выявления проблемных полей; объективации представлений о развивающей среде и субъектах образования. Определение основных направлений диагностических исследований в образовательном процессе.
4.2.1. Основы коммуникативной культуры педагога Понятие общения. Основные стороны общения (информативная - особенности получения, сохранения, переработки и воспроизведения учебной информации – интерактивная - стратегии взаимодействия и их примеры в учебной деятельности, перцептивная - восприятие и понимание человека человеком как основа взаимоотношений) Виды общения: вербальное (внутреннее/ внешнее; устное/письменное; диалогическое/монологическое) невербальное (кинетическое, пара-, экстра-лингвистическое, проксемическое, визуальное). Роль общения в жизни человека, возрастная динамика потребности в общении в детстве. Основные принципы педагогического общения. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей 4.2.2. Технология педагогической поддержки Понятие педагогической поддержки; ее сущность, формы. Психолого-педагогическая характеристика ситуации успеха. Ситуация как совокупность условий, процесс, связанный с деятельностью педагога. Успех как переживание, результат определенных усилий учащегося. Успех в учении и успешность учебной деятельности. Виды ситуации успеха: коллективная, индивидуальная, семейная и т.д. Приемы достижения ситуации успеха на каждом этапе (общая радость, неожиданный успех, «даю шанс», радость познания и др.). 4.2.3. Техника оценки и отметки в образовательном процессе Целесообразность использования контроля в обучении. Виды и формы контроля ЗУН. Роль оценки.. Функции оценки и оценочной деятельности педагога: социальная, образовательная, воспитательная, эмоциональная, информационная, функция управления. Особенности оценочной деятельности учителя. Требования, предъявляемые оценке и оценочной деятельности педагога. Соотношение оценки и отметки; плюсы и минусы отметки. Гуманистическая направленность педагогической оценки. Техника оценочного суждения.
4.2.4. Методы и приемы развития детской креативности Понятие «творчество». Роль творческой деятельности в развитии личности. Функции творчества. Субъективный и объективный уровни креативности. Творчество и игра: общее и особенное. Проблемы детской одаренности: теории и концепции. Общие и специальные способности. Развитие креативности ребенка в различные периоды детства. Игры, приемы, развивающие творческую направленность ребенка в период детства. 4.2.5. Ценностно-смысловое самоопределение как профессиональная задача педагога Актуальность аксиологического подхода. Понятие «ценность»: в философии, психологии, социологии, педагогике. Классификации ценностей: выделяет материально-практические, духовно-практические, познавательные, нравственные, общественно-политические, религиозные ценности. Индивидуально-личностные, групповые и профессиональные ценности. Объективность ценностных приоритетов и процесс субъективного принятия общих ценностей конкретной личностью. Смена ценностных ориентиров по мере изменения опыта, вида деятельности, системы потребностей, культуры человека. Ценностные установки профессии педагога. Диагностика профессиональных ценностей. Амплификация профессионально-групповых ценностей в педагогическом процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|