Предварительное понятие этнометодологии
Вопрос о том, как развертывается социальное действие в мире повседневности, находится в центре внимания социологической теории, идейными источниками которой являются феноменология А. Шюца и символический интеракционизм. Эта теория называется этнометодологией. Понятие этнометодологии было введено учеником А. Шюца американским социологом Гарольдом Гарфинкелем (род. в 1917 г.) и является довольно сложным,1 поэтому мы здесь его не приводим. Американский социолог Дж. Псадас, крупный специалист по эт- 1 Riesman D. Die einsame Masse. Reinbek, 1958. S. 38 2 Abels H. Abschied von der Identitat // Hagener Mate-rialien zur Soziologie. 1997. H. 1. На фотографии: Гарольд Гарфинкель / Garfinkel H. 1 См.: Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Engle-wood Cliffs. Prentice-Hall. 1967. P. 11. 138 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация нометодологии, отмечает, что «Гарфинкель исследует практическое, повседневное поведение людей в обществе, с помощью которого они делают свои повседневные действия понятными и ясными для себя и других, а также методы решения людьми своих повседневных проблем».1 В другом месте он еще раз отмечает, что «научный интерес представителей этнометодологии направлен на обнаружение "методов", которые люди применяют в повседневной жизни для конструирования социальной реальности и на то, чтобы определить, что за реальность они конструируют».2 Гарфинкель ввел понятие этнометодологии «сознательно, по аналогии с этнографией, предметом которой является знание, с помощью которого представители примитивных обществ овладевают явлениями в окружающей природной среде. Замысел этнометодологии является сходным, а именно: обнаружить методы, которыми пользуется человек в обществе для реализации всего многообразия повседневных действий».3 Точнее, в этой теории ставится вопрос о средствах, используемых людьми для «взаимно согласованного истолкования смысла и действий... и тем самым обеспечения более или менее стабильных ситуаций и структур ситуаций».4
1 Psathas G. Ethnotheorie, Ethnomethodologie, Phano-menologie // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaft-liche Wirklichkeit. Bd. 2. S. 270. 2 Ibid. S. 271. 3 Wemgarten E., Sack F. Ethnomethodologie. Frankfurt am Mein, 1976. S. 9. 4 Patzelt W. Grundlagen der Ethnomethodologie. Mun-chen, 1987. S. 10.
Этнометодология о методах... Этнометодология вносит большой вклад в социологию повседневности. Она соединяет феноменологическую социологию А. Шюца с американским прагматизмом и символическим интеракционизмом. Как было показано Шюцем, человек располагает запасом знаний, благодаря которому хорошо владеет миром повседневности. Человек приобретает собственный опыт и перенимает опыт других людей. Люди используют повседневное знание, чтобы продемонстрировать друг другу смысл своих действий. Такая демонстрация смысла является методическим приемом. Каждый член общества действует методически. Этот тезис может вызвать удивление, потому что мы считаем действия некоторых людей глупыми или нерациональными. Однако с точки зрения этнометодологии это не так: «Представителей этнометодологии не интересует, почему люди совершают некоторые действия, их интересует, как они это делают».1 Приверженцы этнометодологии направляют свой интерес лишь на описание формальных структур повседневных действий. «Они воздерживаются от любых оценочных суждений по поводу адекватности, ценности, значимости, необходимости, практичности, успеха или последствий социальных действий. Такой способ рассмотрения называется "этнометодологическим безразличием"».2 Такое безразличие А. Гоулднер3 1 Wemgarten E., Sack F. Ethnomethodologie. S. 13. 2 Garfinkel H., Sacks H. Uber formale Strukturen prak-tischer Handlungen. // Ethnomethodologie. Beitrage zu einer Soziologie des Alltagshandelns. Frankfurt am Main, 1976. S. 139.
3 Gouldner A. Die westhche Soziologie in der Krise. Reinbek, 1974. S. 472. 140 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Этнометодология о методах...
поставил этнометодологии в упрек, а Регина Коек,1 наоборот, выступила с «Речью в защиту критической этнометодологии». Однако, как будет показано ниже, анализ способов действия людей в мире повседневности не может быть выполнен без определенного учета ситуации. Например, тот, кто участвовал в «кризисных экспериментах» Гарфинкеля по разрушению социального микромира и был хотя бы на миг сбит с толку, все-таки начинал размышлять о само собой разумеющихся сторонах повседневной жизни. Мы еще вернемся к этому вопросу в ходе критического рассмотрения этой теории. Общность языка и представление о рациональности Обычно участники социального взаимодействия хорошо понимают свои действия. Это происходит благодаря языку, посредством которого в данном обществе объективируются значения вещей, и благодаря знанию невербальных объективации этих значений. Однако одного лишь этого недостаточно для исчерпывающего ответа на вопрос, почему люди хорошо понимают действия друг друга. На практике имеет место одно важное предварительное допущение, о котором мы, как правило, не задумываемся. Это молчаливое допущение разумности всего того, что люди демонстрируют друг перед другом. Без этого допущения мы вообще не могли бы определить новую ситуацию и предвосхитить свои дальнейшие действия. На этом основании Шюц полагает, что предпосылкой практических действий в повседневном мире является способность к их типизации. Допущение разумности наших действий и высказываний играет важную роль в теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса. Так, мы не можем вступить в коммуникацию, если кто-либо заявляет с самого начала, что он лжет. Гарфинкель исходит из того, что всеобщее представление о рациональности мышления и действия является конститутивным для повседневного мира. Это положение никоим образом не затрагивается тем, что мы считаем некоторые действия совершенно иррациональными. Согласно этнометодологической теории, рациональность, как отмечалось выше, является не рациональностью «в себе», не объективной рациональностью, а представляет собой рациональность, связанную с определенным социальным действием.
Поэтому здесь же возникает вопрос о механизмах взаимного понимания друг друга в повседневной жизни. Предварительный, несколько парадоксальный ответ на него состоит в том, что нам лишь кажется, что мы хорошо понимаем друг друга. На самом деле мы понимаем друг друга далеко не полностью, однако, как показывает этнометодология, этого вполне достаточно для практической жизни. 1 Koeck R. Das Problem der «ethnomethodologischen Indifferenz» // Soziale Welt. 1976. H. 3. 142 X Абельс Инпгеракция, идентичность, презентация Этнометодология о методах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|