Идеализации непрерывности и повторяемости
Типизация мира повседневности влечет за собой два конститутивных ожидания, о которых уже шла речь выше, при рассмотрении феноменологической социологии. Одну из них А. Шюц вслед за Гуссерлем назвал идеализацией «И-так-далее», вторую — идеализацией «Я-могу-это-снова». До тех пор пока мир повседневной жизни не приносит сюрпризов, мы молчаливо уверены, что все в принципе будет продолжаться так, как и прежде, и что в будущем мы можем действовать как обычно. Согласно нашей типизации повседневная жизнь является «доверительной» реальностью. «Я доверяю тому, что мир, каким он мне до сих пор известен, останется таким же, и, следовательно, запас знаний, возникший из моего опыта и полученный от других людей, сохранит свою основополагающую пригодность». В этом состоит содержание идеализации «И-так-далее».1 1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26.
Этнометодология о методах... Как уже отмечалось выше, американский социолог М. Натансон предложил для этой идеализации локальное название «непрерывность»1, подчеркивая тем самым очевидность для человека того, что переживаемая им ситуация и в дальнейшем пойдет в своей основе типичным образом. Из допущения «И-так-далее» следует «дальнейшее основополагающее допущение о том, что я могу повторить свои прошлые успешные действия. До тех пор пока структура мира считается постоянной, пока мой предшествующий опыт сохраняет свое значение, у меня остается принципиальная возможность влиять на мир тем или иным образом».2 Отсюда возникает вторая идеализация, которую, повторим, Гуссерль назвал «Я-могу-это-снова». Таким образом, к естественной установке относится возможность действовать в типичной ситуации по типу одного из прошлых успешных способов действия, для того чтобы воссоздать типичное положение вещей».3
Из обеих идеализации можно сделать вывод о повторяемости как «основополагающей конституирующей a priori опыта».4 Без таких идеализации было бы невозможно не только накопление опыта, но и само действие. Рассмотрим подробнее, почему 1 Natanson M. Das Problem der Anonymitat im Denken von Alfred Schutz. S. 83. 2 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26. 3 Schutz A. Wissenschaftliche Interpretation und All-tagsverstandnis menschlichen Handelns // Schutz A. Gesam-melte Aufsatze. Bd. I Den Haag, 1971. Ср. также: Schutz A, Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26. 4 Natanson M. Das Problem der Anonymitat im Denken von Alfred Schutz S. 82. 148 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация в повседневной жизни мы не сомневаемся, что всегда поймем друг друга. Постулат взаимозаменяемости точек зрения Объяснение того, почему возможность понимания других людей кажется нам само собой разумеющейся, связано с общим тезисом Шюца о взаимозаменяемости перспектив. Шюц вводит две идеализации, которые определяют наши действия в естественной установке мира повседневности: идеализацию о «взаимозаменяемости точек зрения» и идеализацию о «совпадении систем релевантностей». В первой идеализации содержится допущение, что другой, будучи на моем месте, видел бы мир в такой же перспективе, что и я; и наоборот, я видел бы вещи в его перспективе, будучи на его месте. Во второй идеализации я допускаю, что различия в воззрениях и истолковании мира, которые возникают из индивидуальных биографий, являются в принципе нерелевантными. Мы действуем и понимаем друг друга так, как будто мы судим о вещах на основе одинаковых критериев. Шюц подытоживает оба допущения в общем тезисе о взаимозаменяемости перспектив.1 Люди вступают в отношения друг с другом на фоне уверенности в выполнении конститутивных 1 Schiitz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 74.
Этнометодология о методах...
ожиданий. Оба допущения дают нам уверенность, что другой будет действовать так, как нам это уже известно на собственном опыте. Так оно и есть на самом деле до тех пор, пока мы не столкнемся с иным образом действий. Эти идеализации А. Сикурел назвал базисными правилами, благодаря которым люди в состоянии извлекать из явлений релевантную информацию и «вырабатывать» новый опыт.1 Последнее особенно важно, так как люди тем самым вырабатывают через взаимодействие то, что является общезначимым. Таким образом, идеализации подвергаются взаимному контролю, а базисные правила представляют собой правила интерпретации. Они «снабжают действующего постоянно меняющимся слепком с социальной структуры, который позволяет ему приписывать окружающему миру объектов определенное значение».2 Описанные Шюцем идеализации взаимозаменяемости точек зрения и совпадения систем релевантностей обеспечивают доверие между людьми в повседневных действиях.3 Гарфинкель дополняет эти идеализации социального мира двумя новыми, а именно: «ожиданием того, что знание о состоявшемся взаимодействии превращается во взаимно усво- 1 Cicourel A. Basisregeln imd normative Regeln im Pro-zeB des Aushandelns von Status und Rolle // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Bd. 1. S. 170, 171. 2 Ibid. S. 172. 3 Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust as a condition of stable concerted actions // Harvey (Hg.) Motivation and social interaction. New York, 1963. P. 188f. 150 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация енную схему коммуникации»,1 и «ожиданием и допущением, что общеизвестные вещи являются подлинной основой действия в реальном социальном мире».2 Это будет уже четвертым ответом на вопрос, почему в повседневной жизни мы уверены, что можем понимать друг друга: очевидно, что есть вещи, известные каждому. Вещи, известные каждому Все участники социального взаимодействия полагают в качестве само собой разумеющегося, что существуют «вещи, известные всем». Гарфинкель обозначает такое знание термином «общее знание» (common-sense knowledge). К нему относятся «общественно одобряемые способы поведения- в обществе, известные любому порядочному человеку».3 Запас знания, «известный человеку наряду с другими людьми», по Шюцу, ни в коем случае не является выводным знанием. Этнометодология стремится показать, каким образом в повседневной жизни мы методически обращаемся к общему запасу знания и демонстрируем тем самым себе и другим объективность мира. Это нелегкая задача, так как выше-
Этнометодология о методах... названные демонстрации проходят на фоне воспроизводства социальной реальности, скрытой за всеобщей «естественной установкой» по отношению к этой реальности. Обычно мы полагаем, что мир таков, каков он есть, и что он для всех одинаков. Естественная установка не допускает сомнений в реальности социального мира. Ее фактичность доказывается нашими действиями, которые, как правило, протекают так, как мы того ожидали. Мы хорошо знаем реальность и знаем, что все также хорошо ее знают. К социально одобряемому поведению в обществе, упомянутому Гарфинкелем (лучше было бы сказать «социально признанному поведению»), относится не только определенное содержание здравого смысла (common sense), но и определенные принципы обращения с общим запасом знания данного общества. Таким образом, каждому известно, что события идентифицируются как события определенного класса. Так как уже имеется схема такой идентификации, переданная всем в процессе социализации, Ego может ожидать, что Alter идентифицирует события таким же образом и исходит из того, что Ego делает это таким же образом. Таким путем создается «общая система универсальных значимых символов»1, несомненный здравый смысл «восприятия ситуаций, людей и объектов».2 Мы молчаливо опираемся на этот здравый смысл. «Пересмотр общего запаса зна- 1 Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust as a condition of stable concerted actions // Harvey (Hg.) Motivation and social interaction. New York, 1963. P. 226. 2 Ibid. P. 228. 3 Ibid. P. 189. 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 320, Anm. 15. 2 Legnaro A. Wenn einer neben dem common sense her-lauft. Zum Beispiel Till Eulenspiegel // Kdlner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1974. H. 3. S. 631. 152 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация ния происходит — если вообще происходит — лишь поверхностным образом и лишь тогда, когда возникают проблемы. Как правило, от этого по возможности воздерживаются».1 Нам этого не требуется, и мы этого не делаем, поскольку иначе действия в мире повседневности стали бы проблематичными. Мы постоянно подтверждаем друг другу, что мир повседневности является несомненным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|