Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень разработанности темы работы




Степень разработанности темы работы

Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских и зарубежных ученых, таких как, Грачев М. Н., Бурдье П. и другие (дописать).

В процессе написания дипломной работы нами проведен анализ нормативно-правовых актов РФ, в частности, Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

Объектом исследования для нас стала политическая коммуникация, предмет исследования — СМИ иинтернет-сервисы, такие как социальные сети и т. п.

Целью данной работы является выявление проблем, присущих нынешнему состоянию политической коммуникации в Российской Федерации, определение роли политической коммуникации в процессе принятия решений, и определение влияния роли СМИ на политическое поле.

Поставленная нами цель конкретизуется в следующих задачах:

1. Определить роль политической коммуникации в политическом процессе;

2. Установить степень участия политической коммуникации в процессе принятия политических решений;

3. Установить фактор влияния СМИ на конструирование политического поля;

4. Рассмотреть неформальные каналы коммуникации в процессе артикуляции политических решений.

Методологическая основа работы

В дипломной работе используются такие методы исследования, как анализ, системный подход, метод синтеза (создание холистского представление об изучаемом предмете), метод контент-анализа (изучение массивов текста).

Структура дипломной работы обусловлена предметом, задачами и целями исследования, состоит из введения, двух глав и заключения.


Глава 1. Основные подходы к изучению политической коммуникации

1. 1. Роль политической коммуникации в российском политическом процессе

Развитие современного общества невозможно без существования эффективной системы массовой социальной коммуникации. В данном контексте коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Достаточно полное определение данному феномену дал В. Ф. Олешко: «Массовая коммуникация - целостный процесс, включающий, наряду с информацией (содержательный аспект), также языково-символические формы выражения, технические каналы и современные, постоянно модернизирующиеся формы выявления, обработки, хранения и распространения информации» [5; С. 33-34].

Политическая коммуникация является особым видом коммуникации, отражающим мир политики, имеющим свой особый язык - политический дискурс, который представляет этот мир. Политический дискурс обслуживает все сферы политической жизни общества, его основная цель - оказать влияние на потребителя политической информации. Политическая коммуникация - это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. [2] Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса.


Основными функциями политических коммуникаций являются:

· распространение идейно-политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование;

· интеграция и регулирование политических отношений;

· формирование общественного (политического) мнения;

распространение политической культуры, ее развитие у индивидумов;

· политико-культурный обмен;

подготовка общественности к участию в политике

 

Коммуникация в широком смысле слова – это все виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов. В политическом процессе коммуникация служит инструментом передачи политических мнений и информации между субъектами политики. Используя различные каналы коммуникации, общество посылает власти импульсы, синтезирующие в себе его ожидания, потребности и ориентации, а власть реагирует на них, создавая систему институтов коммуникации (медийных, поведенческих, идеологических) или реформируя основные сферы жизни общества [Кошкин и др. 2012: 97-98].

Р. -Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании различных средств:

· Коммуникация через средства массовой информации

· Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т. д.

· Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.

Важной частью коммуникации является коммуникация массовая – благодаря ней, происходит политическая социализация субъекта, человек приобретает определенные ценностные установки. Массовая коммуникация, в отличие от коммуникации непосредственной, подразумевающую взаимодействиесубъектов в процессе ее осуществления, обращена к широкому кругу лиц, и ее акцент перенесен с взаимодействия, на воздействие на аудиторию.

В структуре массовых коммуникаций важную роль играют технические средства, позволяющие осуществлять регулярное воздействие на широкую аудиторию. Среди них выделяют:

· средства массовой информации (СМИ), включающие в себя телевидение, прессу, новостные интернет-ресурсы,

· средства массового воздействия – кинематограф, театр, и тд,

· собственно технические сети – телефон, компьютерные сети и т. д.

Самую существенную часть массовых составляют средства массовой информации. Это сложная система источниковых сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информации[3]. В средства массовой информации включены: периодическая печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись, система Интернет и др.

В последнее время наблюдается увеличение доли интернет-СМИ среди их общего количества. В этой связи необходимо выделить две тенденции. Во-первых, с электронными СМИ постепенно интегрируются традиционные средства массовой информации. В политическую жизнь входят принципы конвергентной журналистики, означающей совмещение под одним брендом традиционных и новых каналов коммуникаций. Многие издания выпускают как газетный вариант, так и его электронную версию. Другой тенденцией является создание электронных СМИ в качестве политических проектов, которые, сначала создав аудиторию читателей данного ресурса, спустя какое-то время стали продвигать какие-либо политические силы. Таким можно назвать сайт «Открытая Россия», который изначально был ориентирован на «демократическую» аудиторию, и которыйтепрь, в свою очередь, поддерживает на выборах ряд кандидатов из этого лагеря.

Система СМИ выполняет важные социально - значимые функции:

· информационную– оперативное предоставление гражданам актуальных сведений о событиях и процессах общественной и политической жизни.

· социализации (в том числе политической) – формирование и поддержка культурных и политических стереотипов, норм поведения и т. п.

· мобилизации общественного мнения – привлечение внимания к определенной социально-политической проблематике способно вызвать широкий общественный резонанс спровоцировать некоторые социальные последствия.

· обратной связи общества и властных структур – СМИ может являться средством выражения мнения общественности или определенной социальной группы и инструментом давления на властные институты, вызываяпринятия определенных мер.

· рекреационно-развлекательная.

В современной России особое значение в этом плане имеют телевизионные программы новостей, содержащие наибольшее количество общедоступной политической информации. Эти программы задают спектр обсуждаемых людьми политических тем, формируют определенный политический дискурс. Чем чаще та или иная тема освещается в СМИ, тем чаще она обсуждается на уровне межличностного общения. При этом политическая информированность населения сопровождается активным обсуждением политических фактов и оценок. Однако эти обсуждения, как правило, не особенно способны повлиять на смену политической позиции по определенным вопросам.

Кроме того, массовая коммуникация оказывает серьезное влияние на электоральное поведение населения. Освещая деятельность тех или иных политических лидеров или организаций, СМИ формируют их образ у населения и тем самым, влияют на итоги проводимых голосований.

Традиционно в России сохраняется высокий уровень доверия к средствам массовых коммуникаций. При этом, особым доверием пользуется телевидение – так, по опросам ВЦИОМ, 98% процентов респондентов получали информацию посредством телевидения, а уровень доверия к этой информации составлял 78%. Согласно опросам ФОМ, 88% получают политическую информацию из телевизора, в то время как посредством новостных сайтов в интернете – всего лишь 33%. Население склонно доверять государственным СМИ – так, уровень их поддержки составляет 70%, в то время как поддержка негосударственных – всего лишь 11%. Заметна динамика снижения уровня поддержки негосударственных СМИ – в марте 2014 года ее уровень составлял 16%.

При этом, существует некоторый заметный раскол по принципу потребления массовой информации – молодежь привыкла получать информацию посредством интернета, новостных сайтов и социальных сетей, в то время как телевидение перестает пользоваться авторитетом у этой страты. Согласно исследованиям ВЦИОМ, российская аудитория Интернета - это преимущественно молодые (18-24 года), образованные (48% пользователей имеют высшее образование), обеспеченные, активные и продвинутые граждане [10]. Согласно опросу ВЦИОМ 2013 года, в России сеть Интернет уже составляет серьезную конкуренцию традиционным средствам массовой информации. Телевидение - наиболее востребованный источник новостей прежде всего для селян (67%), респондентов старше 45 лет (72-76%), а также россиян с начальным уровнем образования (74%). Интернету отдают предпочтение, как правило, москвичи и петербуржцы (35%), 18-24- летние (50%) и высокообразованные респонденты (32%).

Не только отражая, но и определенным образом конструируя реальность, СМИ осуществляют взаимосвязь населения с политической сферой. В то же время, они все больше превращаются в информационный аналог реальности, а журналисты – из передатчиков информации в непосредственных создателей смыслов. Происходит некоторое расщепление реальных политических процессов, и их медийных представлений в публичной сфере. Как было отмечено выше, акцент массовых коммуникаций перенесен с взаимодействия в процессе общения на воздействие. При достаточных медиа-ресурсах, власть способна донести до населения практически любую точку зрения, не смотря на то, является ли она верной или нет. В настоящее время реальная политика разворачивается в пределах символического пространства, что является определяющим фактором при описании обратного процесса - медиатизации политики.

Медиатизация политики выражается в двух аспектах – во первых, растет уровень публичности политического процесса, и во вторых, происходит адаптация политическими акторами форматасвоих публичных выступлений к формату вещания СМИ. Иными словами, возникли условия, соблюдая которые, любой публичный политик, соблюдая нормы телевизионного вещания и достаточно регулярно появляющийся на телевидении, может добиться узнаваемости и, в дальнейшем, некоторых электоральных успехов.

Русскоязычная версия термина «медиатизация» сначала использовалась в целях описания особой технико-технологической инфраструктуры, призванной обеспечить индивидуальный и коллективный доступ к богатствам информационной цивилизации. Впоследствии социологи, правоведы и исследователи политической коммуникации заговорили о «медиатизации общества» как становлении особого типа социального пространства.

В медиатизированном обществе политических процесс приобретает черты реалити-шоу – над имиджем политиков работают практически так же, как и над имиджем поп-звезд, создавая им определенную репутацию у разных социальных групп. Таким образом, растет роль личности политика, в то время как престиж и узнаваемость политических институтов и партий снижается. «Раскрутка» политика посредством СМИ происходит куда более эффективнее, избиратели голосуют не за политическую партию, а за медиа-личностей, с этой партией связанных. Признаком этого явления является включение актеров, спортсменов, и других «говорящих голов», с целью повысить узнаваемость бренда партии.

Важным элементом политической коммуникации является политическая реклама. С помощью нее политические акторы в краткой и эмоциональной форме стремятся создать позитивный образ политического лидера или организации и передать его потенциальным избирателям, с целью убедить их в необходимости совершения тех или иных действий, в частности голосования определенным образом. Однако коммуникативный эффект рекламы шире, чем только формирование электоральных предпочтений. Даже если тот или иной политический деятель или организация ставит перед собой конкретные задачи, связанные с отдельными личностями, их коммуникативные действия сказываются на восприятии политической среды в целом.

Рекламная деятельность не является однонаправленным процессом, в ходе которого граждане пассивно усваивают передаваемую им информацию. На самом деле, сталкиваясь с рекламой, человек дает ей оценку и встраивает полученную информацию в собственную картину мира. Вне зависимости от желания политических субъектов их рекламная деятельность активно влияет на восприятие политической реальности гражданами. Содержание рекламных сообщений, их количество, тональность формируют отношений к самой рекламе, к политическим акторам всех уровней, к самим электоральным процедурам, а также к политической ситуации в стране.

Так же важной частью политической коммуникации в политическом процессе является процесс дискредитации. Дискредитация, или черный пиар, по сути является рекламой наоборот. Ее задачей является создание негативного образа политического конкурента, зачастую оппозиционных деятелей. Посредством дискредитации через медиа, а особенно благодаря телевидению федерального формата, можно распространять слухи, очернить кандидата или политическую организацию. В России определенные группы лиц активноТак, в российском политическом процессе нередки вбросы компромата на политических конкурентов, запускаемых посредством телепередач на широкую аудиторию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...