Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Политическая коммуникация в процессе взаимодействия власти и общества и принятия политических решений.




Принятие политических решений сопряжено со взаимодействием многихакторов, которые, в процессе коммуникации, вырабатывают общие принципы осуществления политической деятельности. Как было отмечено выше, расширение области применения информационных технологий вносит коррективы в процесс принятия политических решений. Акторами от гражданского общества отлаживаются все новые механизмы политической коммуникации.

Эффективный диалог власти и общества должен быть публичным. В связи с этим, гражданское общество постоянно предлагает власти механизмы регулярного двустороннего взаимодействия. Они порождают множество каналов политической коммуникации, не позволяя власти вести однонаправленный монолог, за счет вовлечения большего числа акторов со стороны общества.

В условиях изменяющегося политического пространства, политическая коммуникация служит естественным средством обмена политическим мнением между разными участниками политического процесса: с одной стороны, осуществляется коммуникация по оси «власть – оппозиция», в то же время, существующая «несистемная оппозиция», не имеющая возможности и ресурсов для коммуникации с властью, взаимодействует и осуществляет обмен политической информацией с оппозицией системной.

В этот же момент, непосредственные каналы коммуникации между акторамивласти и общества практически отсутствуют, формируясь, в основном, только в информационном пространстве. Общество не осознает своих коллективных интересов, и различные политические группы оппозиции (системной или не системной), при своей декларируемой приверженности народу, не могут выступить выразителями этих интересов.

В последние годы в России наблюдается всплеск социально-политической активности граждан. Это связано не только с избирательными кампаниями 2011 - 2012 годов, которые, в свою очередь, вызвали заметный резонанс в обществе и породили новые формы политического участия граждан, но и с требованиями представителей общественности о повышении информационной открытости органов государственной власти и управления, расширения сферы общественного контроля. В ситуации, когда власть не реагирует на запросы граждан, политическая активностьвыступает способом репрезентации субъектами политики своих потребностей и интересов. Мы предполагаем, что в случае, когда власть своевременно и адекватно реагирует на запросы общества, поводов для неконвенциональных форм политической активности должно становиться меньше.

Уклонение власти от диалогас обществом только усиливает политический характер гражданской активности, его протестный потенциал, что чревато проявлением неконвенциальных форм поведения и, как следствие, нарастанием центробежных тенденций, нарушением социальной стабильности.
На данный момент уровень протестной политической активности снизился, опасность уголовной ответственности за участие в массовых акциях почувствовали многие гражданские активисты. Можно говорить о перемещении центров гражданской политической активности с улиц в интернет.

Анализ медиа-активности позволяет выявить фигуры и структуры, оказывающие наибольшее влияние на циркуляцию политической информации. На основании этого анализа можно говорить о том, что произошло расширение состава акторов, энергично участвующих в политической коммуникации. Сегодня уже было бы неправильным традиционно называть акторами политической коммуникации гражданское общество и власть — внутри как и власти, так и гражданского общества выделились новые акторы, активно участвующие в этом процессе. [3]

Активными участниками политического процесса стали так называемые институты политической медиации— некие посредники между гражданами и политической элитой, обеспечивающие двусторонние информационно-коммуникативные потоки. Это вызвано, в первую очередь, тем, что разрозненным акторам очень трудно напрямую коммуницировать с властью и быть услышанными. Указанная трансформация служит основанием следующих особенностей политического информационнокоммуникативного процесса. [4]

Для принятия политических решений, которые коррелировали бы с поступившими общественными запросами, у власти появилась необходимость в интеллектуальном ресурсе, который бы, во-первых, увеличивал компетентность и эффективность этих решений и, во-вторых, повышал уровень их легитимности и степень доверия общества к власти. [5] Возникают экспертные сообщества, занимающиеся определенной узкой темой и готовящие рекомендации к органам власти. Однако, зачастую эти экспертные сообщества оказываются напрямую связанными с органами власти, выражают позицию, которая оказывается удобнее. Подобные экспертные сообщества разрабатывают тот вариант решения ситуации, который требуется от них.

Альтернативой этим сообществам могло бы быть прямое участие граждан в процессе принятия решений, благодаря использованию интернет-ресурсов, таких как «Электронное правительство» и других платформ.

Начиная с президентства Дмитрия Медведева, властные структуры начинают интересоваться развитием российских интернет-коммуникаций. Президент активно пользовался интернет-сервисами, социальными сетями и блогами, обязал чиновников отчитываться о своей деятельности в интернете. Был запрос на диалог общества и власти посредством интернет - технологий.

С возвращением В. В. Путина в Кремль ситуация изменяется – контроль за интернетом переходит на новый уровень, принимаются законы, ограничивающие свободное распространение информации и позволяющие заблокировать практически любой сайт без решения суда. Учащаются случаи репрессий против интернет-активистов – так, в 2013 году было зафиксировано 103 случая судебного преследования активистов за высказывания в интернете, преимущественно в социальных сетях. Принимаются «антипиратские» законы, а так же блок законов о противодействии «экстремистской деятельности».

Несмотря на все это, интернет был и остается своеобразным центром оппозиционных политических сил. Достаточно свободная информационная политика власти в начале 2000-х годов привлекла в интернет (в первую очередь стоит сказать о таком блог-сервисе как «Живой Журнал») большое количество политических активистов и публицистов. Не имея возможности высказываться по телевидению и в прессе, интернет стал трибуной для многих оппозиционных политиков и организаций. Отсутствие цензуры на ранних порах (до 2007 сайт «ЖЖ» управлялся из США, позже был приобретен российской компанией SUP-media) [6]привлекало большое количество авторов и читателей, что сделало сайт одним из самых посещаемых в пространстве рунета. На страницах блогов и в комментариях различные активисты, публицисты, политические деятели могли вступить в диалог с государственным служащим или федеральным политиком, так же ведущим блог на этой площадке.

Другим из очагов интернет-активности стал сайт «Вконтакте», социальная сеть, созданная в 2007 году. Более удобный дизайн и возможности коммуникаций сделали его самым посещаемым сайтом в рунете, генерирующим более половины интернет-траффика в этом сегменте. Система клубов и подписок позволила пользователям объединяться по интересам и согласно своим политическим взглядам. На базе этой социальной сети возникли несколько вполне «виртуальных» политических движений – таких как «Пиратская Партия», «Либертарианская партия России», и другие.

Темпы развития интернет-технологий в России стремительны. За промежуток с 2002 по 2014 год, доля граждан РФ, ежедневно пользующихся интернетом, выросла с 4% до 66% (информация ВЦИОМ). С количественным ростом сетей происходит и качественный рост – постоянная конкуренция между провайдерами делает сервис все более доступным, а скорость подключения – выше. Изменяется и целевая аудитория сетей – если ранее пользователями интернета были люди, напрямую вовлеченные в IT-индустрию, то сейчас сеть «населяют» люди любых возрастов и социальных групп.

Возникают различные интернет-сервисы, таких как сервисы голосований, опросов, позволяющих определить мнение больших кругов населения; сервисы агрегации петиций, благодаря которым определенные активисты имеют возможность обратить внимание большого количества людей на ту или иную проблему. Такие сайты, как «российская общественная инициатива» служат некоторым связующим мостом между некоторыми активистами, добивающихся определенных политических требований, и дают возможность трансформировать свои требования в понятную и приемлимую для власти форму, позволяют осуществить конкретные политические решения.

Учитывая уровень вовлеченности населения в информационные технологии, со стороны органов власти было бы правильным расширять область применения этих инструментов в политическом процессе, внедрять некоторые передовые концепции, такие как «электронная демократия». Перенеся или интегрировав часть функций государственных органов в интернет-среду, государство могло бы упростить для населения доступ к получаемым услугам.

Одним из принципов демократического государства есть принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов между законодательной властью, исполнительной и судом под электоральным контролем граждан теоретически усилит контроль над ними. Интернет дает платформу для дополнительных форм политической деятельности, которые труднее реализовать в реальном мире, возможности для получения политической информации и создания политического взаимодействия. [7]
Возможности, предоставляемые компьютерными сетями, как, например, проведение электронных опросов, референдумов и открытых онлайн-дискуссий, максимально приблизили бы граждан к процессу принятия решений.

Потенциал информационных сетей в политическом процессе значителен – возможности анализа интересов и потребностей миллионов человек в реальном времени в ближайшем будущем станет возможным, учитывая темпы интернетификации населения. Грамотное использование властью интернет-ресурсов позволило бы ей четче осознавать запросы и требования общества, и яснее доносить до него свои намерения. В то же время, население могло бы оказывать политическое давление на власть, используя возможные ресурсы, перечисленные выше.

 

В данной главе мы рассмотрели подходы к изучению политической коммуникации, выявили роль политической коммуникации в политическом процессе РФ, установили, в каких формах политическая коммуникация используется чаще всего. Было установлено, что старшее поколение потребляет политическую информацию благодаря телевидению, в то время как молодежь и люди среднего возраста привыкли потреблять политическую информацию из интернета. Были обозначены черты медиатизации политики в России, описано функционирование политической рекламы и инструментов политической дискредитации.

Во втором параграфе мы описали участие инструментов политической коммуникации в процессе принятия политических решений. установили, что в современном политическом коммуникационном процессе принимают участие многие акторы, кроме общества и власти, описаны институты политической медиации. Были описаны различные этапы отношения власти к интернет-коммуникациям. Так же были описаны некоторые черты т. н. «электронной демократии», и возможности развития этой сферы в России.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...