Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Связь басенного творчества Крылова с фольклором.




5. Связь басенного творчества Крылова с фольклором.

· Источником басен Крылова служили малые и большие жанры русского фольклора. Например, басня «Синица» основана на русской пословице: «Ходила синица море зажигать, море не зажгла, а славы наделала. Или басня «Крестьянин и Лисица» опирается на русскую народную пословицу: «Дай вору хоть золотую гору – воровать не перестанет».

· А в басне «Волк и Лисица» " Без беды друга не узнаешь. "

· Сказки о животных (или животный эпос) выделяются по тому основному признаку, что их главные герои - животные.

· В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость. (Басня «Огородник и Философ» — она о русском селе, крестьянстве, огородничестве).

Народный язык

Ø Басни у Крылова представляют собой драматические сценки, что позволяет Крылову использовать живую народную речь.

Ø Главное место в баснях занимает не грубая, вульгарная лексика, а средство живого разговорного языка: междометия, частицы, слова с уменьшительно-ласкательными и уничижительными суффиксами (кумушка).

Ø Оценочные образования: лисынька, курятинка.

Ø Из народно-разговорной речи – глагольные формы многократного действия: лавливали, певали; деепричастия на –учи, -ючи (живучи, желаючи).

Ø Язык Крылова эмоционален (! и? ).

Ø Колорит разговорной речи достигается широким употреблением междометий и частиц: Псари кричат: «Ахти, ребята, вор» («Волк на псарне»); И, полно, братец! («Прохожий и собака»); Так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей»).

Ø В лексике басен особенно ярко отражается своеобразие живой разговорной речи: отведать, клепать, приплести, таскаться, отвадить, схватиться, спохмелья, вздуриться, детина, диковинка, угомон, удалой, старуха, шмыгнуть и т. п.

Ø Большое количество фразеологических словосочетаний: ломать голову, бежать без оглядки, как гора с плеч и т. п.; пословиц и поговорок: Не даром говорится, что дело мастера боится; Что ты посеял, то и жни и др.

6. Сюжеты и композиция басен, своеобразие повествовательной части и вывода, концовки басен. Аллегория в баснях Крылова. Система образов басен. Образ рассказчика. Роль диалогической и монологической речи. Тропы и фигуры. Характер басенного стиха.

Главной композиционной особенностью басни как жанра является ее двучленность. Басня состоит из обязательных двух частей (они могут быть неравнозначны по объему): рассказа и морального вывода (морали, назидания). Эта двучленность образует соединение двух начал в жанре басни: эстетического и логического. Одно выражено в художественной форме (картины, образы), другое - в форме идеи, вывода, мысли.

Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться (« Мартышка и очки »); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале (« Зеркало и обезьяна ») – да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть ларчика (« Ларчик »); «Любопытный» по своей умственной близорукости видит только мелкие подробности жизни и не замечает главного. В замечательной басне « Лжец » осмеивается одновременно хвастовство, ложь, глупость и увлечение всем иностранным, то «чужебесие», которым Крылов всегда возмущался.

Тщеславие и лесть осмеяны в « Вороне и лисице ». От лести недалеко до угодничества; оно остроумно и тонко обличается в басне «Две собаки». Тяжело живется «верному псу Барбосу», этому честному труженику, между тем, как Жужу, «кудрявая болонка», прекрасно сумела устроить свою жизнь, – и как? Лишь тем, что она перед хозяевами «на задних лапках ходит».

Басню « Демьянова уха » часто понимают в буквальном смысле, считая, что в ней осмеяно преувеличенное, навязчивое гостеприимство; на деле же Крылов обличал здесь тех литераторов, которые слишком расхваливают свои произведения и против воли «угощают» ими своих гостей.

Эгоизм осмеян в басне «Лягушка и Юпитер»; тот же эгоизм, и еще с оттенком полного равнодушия к чужой беде, изображен в басне «Чиж и голубь»; неблагодарность – в «Волк и журавль»; жадность – в «Фортуна и нищий» и т. д.

Во втором разряде басен, в которых обличаются общественные недостатки, говорится главным образом о неправосудии, подкупности, взяточничестве, – и затрагивается вопрос воспитания детей.

Неправосудие и взяточничество ярко изображено в таких баснях, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». В этой последней басне Крылов изображает суд с беспощадной насмешкой, которая сквозит в каждом слове.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.

2. Осел – упрямство и невежество.

3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.

4. Петух – самолюбие и зазнайство.

5. Заяц – хвастовство и трусость.

6. Стрекоза – беспечность.

7. Муравей – трудолюбие.

8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое? ) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

В басне Крылова образ рассказчика органически слился с образом всего русского народа». Образ рассказчика басни у Крылова «погружен в сферу народного русского мышления, национального русского психологического уклада, народных экспрессивных оценок»

7. Значение творчества Крылова в развитии жанра басни.

Основной новаторской особенностью басен Крылова стало изменившееся соотношение между их сюжетной частью и моралью. В большинстве произведений автор сохраняет традиционное двухчастное строение (" рассказ", в большинстве случаев с включенным в него диалогом действующих лиц - " мораль", идущие друг за другом в той или иной последовательности). Новаторство формально выраженной (казалось бы, традиционной) морали в баснях Крылова связано с тем, что она часто превращается у поэта из поучающей сентенции в живой диалог автора со своими персонажами и непременно - с читателями. Она обретает собственную художественную ценность, как яркое, стилистически маркированное повествование, в котором развивается собственная линия - сочетание различных эмоциональных и стилистических " тонов".

Но более всего меняется в баснях Крылова их сюжетная часть. Опираясь на художественный опыт Лафонтена и следовавших за ним русских баснописцев XVIII в. - А. П. Сумарокова, В. И. Майкова, И. И. Хемницера и др., поэт отдает предпочтение " картине", и в результате аллегорический смысл более развернутого художественного образа становится незаданным, получает возможность более глубокого толкования. Именно развитие сюжетной части произведения помогло крыловским басням выйти из сферы дидактической литературы, преодолеть рационализм поэтики классицизма и вобрать в себя реалистические художественные принципы.

Отличает сюжетную часть в баснях Крылова прежде всего ее формальное разнообразие; не случайно Белинский говорил, что " это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира - словом, все, что хотите, только не просто басня".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...