Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Церкви.




а) Клетские церкви. Они были распространены по­всеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви пристраивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши таких церквей были невысокими, то в Костромской, Вологодской, Владимирской губерниях крыши были высокими, заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких крыш и широких галерей-гульбищ, окружавших церковь.

б)      Ярусные церкви. Были наиболее распространены в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви представляла собой как бы пирамидку из нескольких срубов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса восьмериков.

в) Шатровые церкви. Их отличает конструктивное покрытие – шатер, представлявший собой идеальную связь конструкции и формы, по архитектурно-строительным приемам наиболее органичную для деревянного зодчества. Шатровые церкви были особенно распространены на Севере. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьмерик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами вверху срубов). Для Архангельской, Новгородской, Вологодской губерний – «восьмерик до основания» (т. е. до земли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Мезенском и Пинежском краю была распространена очень красивая конструкция – «шатер на крещатых бочках» (двускатные крыши «бочкой» образовывали крест). На Северо-Западе Архангельской области и Восточной Карелии строили многошатровые храмы – с несколькими шатровыми главами (3-5 шатров). По одной из версий, многошатровым был деревянный Софийский собор в Новгороде X века, имевший 13 глав.

г) Многоглавые церкви. Эти церкви имели 5, 9 и более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном объеме, т. е. венчать крышу одного сруба. Примером может служить Покровская церковь в Кижах (1764г. ), где девять глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло создаваться и на основе ярусной конструкции. Пример – знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г. ), в основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».

д) Кубоватые церкви. Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII века. Но подобный тип покрытия не прижился, и после XVIII века более не встречался.

с). Колокольни. Иногда колокольни ставились отдельно, недалеко от церкви. Они имели конструкцию «восьмерик до основания» или «восьмерик на четверике» и шатровое покрытие. Распространился такой кип колоколен в XVI веке.

К церквям иногда пристраивались трапезные помещения для праздничной трапезы после службы. Церкви с трапезными – сочетание чисто русское. Бывали и отдельно стоящие трапезные.

Художественно- образная система храма.       Характеризуя художественно -образную систему деревянного xpaмa необходимо отметить, что и народные мастера, и прихожане мыслили едиными ансамблевыми категориями, отражавшими их мировоззрение. Поэтому ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. В деревянных храмах, с одной стороны, учитывалась «земная» иерархия прихожан, запечатленная в их жилище. С другой стороны, – «небесная» иерархия (т. е. дом как храм и храм как дом Божий). Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его, вело к освоению новых архитектурных приемов, форм, как заложенных в народном жилище, так и почерпнутых из каменного зодчества.

Отметим полисемантичность образа храма в целом. Это и образ мира с его троичной структурой, это и небо на земле. Это и тело Христово, это и дом Божий. Устройство православного храма восходит через византийское зодчество к ветхозаветной традиции. Храм обязательно имел алтарь, среднюю часть и притвор и был ориентирован алтарем на восток. Крестово-купольная система храма отражала в плане крест. Часто храм был похож в плане на продолго­ватый корабль, что символизировало Ноев ковчег, ведущий в Царство Небесное. Центричная система в виде круга (в деревянном зодчестве «восьмерика») символизировала вечность церкви Христовой. Центричная и крестовокупольная система получила особое развитие в Древней Руси, т. к. центричность пронизывала древнерусский ансамбль на всех уровнях (постройка, поселение, город). В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали убывающими массами равномерно стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих деревянных церквей был намного меньше внешнего объема (особенно шатровых, ярусных), и это не позволяло достигнуть того ощущения высоты неба-купола, как в каменных церквях. Вместе с тем, в них отсутствовала и важнейшая образная функция купола как источника «небесного света». Тем не менее, внутри деревянного храма свод деревянного купола – «небо» – оставался центром композиции. От образа Пантократора в середине как лучи расходятся брев­на каркаса, а между ними помещены фигуры ангелов и серафимов, устремленные к центру (Покровская церковь близ Вытегры Вологодской области). Таким образом, находясь вне храма, человек постигал его центрическую космологическую структуру мысленно, а пребывая внутри, чувствовал себя в центре мира.

Столь популярный в деревянном зодчестве «восьме­рик» сам по себе символизировал церковь (восьмиугольник – звезда), которая сияет подобно путеводной звезде.

Большое значение в художественно-образной систе­ме храма имели главы. Две главы символизировали две природы Христа, три – Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь – семь Вселенских Соборов, девять – девять чинов ангельских, тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать Апостолов.

Художественно-образное решение интерьера храма составляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь. Резьба украшала, в основном, иконостас. Можно отметить также резные столбы трапезных, в которых присутствовала солярная символика. Внешний декор был очень сдержан. Основным декоративным элементом были причелины. Главную образную нагрузку несли конструкция и объем.

Понятие народности русского деревянного зодчества связано прежде всего с объективным отражением в его памятниках философии всей нации. Цельность архитектурного образа, единство конструктивно-технической, утилитарно-практической и архитектурно-художественной стороны составляют своеобразие всего русского деревянного зодчества.

План искусствоведческого анализа памятников русского деревянного зодчества должен включать следующие пункты:

1. Как вписан памятник в ландшафт, как связан с окружающей средой.

2. Его назначение.

3. Конструктивные особенности памятника и их связь со свойствами материала.

4. Объемно-пространственное решение.

5. Декоративное убранство.

6 Художественный образ (как единство формы, конструк­ции, функции, декора, среды) и идеи, воплощенные в нем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...