21.Художественная обработка нити в системе народного декоративно-прикладного творчества.
Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века. Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII – начала XVIII вв. оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению. Ранние кружева, относящиеся к XVIII – первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга. Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевницей находится плотно набитый валик – подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью. По способу плетения кружева делятся на парные и сцепные. Парные кружева выплетаются несколькими парами коклюшек. Сцепными кружевами называются кружева, отдельные части которых соединяются при помощи вязального крючка. Парные кружева – это обычно мерные, т. е. такие, которые можно отмерять в нужном количестве и пришивать к одежде, белью. Кружево обычно состоит из «полотнянки», с помощью которой обозначаются, как бы рисуются, основные формы у юра и решетки – ажурного линейного построения из переплетенных нитей, узор которого действительно напоминает решетку. Основными районами производства кружев являются Вологодская область. Елецкий район Липецкой области, Михайловский район Рязанской области.
Вологодское кружево. Своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день. Основу вологодского кружева составляет плотная «лента-полотнянка», которую за то, что она так прихотливо вьется, обрисовывая разнообразные формы кружевного орнамента, называют еще «вилюшкой». Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Мотив симметрично развернутого пышного куста с широкими лапчатыми листьями и фронтальными шести, восьми – и более лепестковыми цветами-розетками образует широкую узорную кайму кружевного изделия. Решетки имеют стройный, ритмически совершенный характер, производят впечатление прочности, надежности. Ассортимент вологодских кружев очень разнообразен, он включает в себя круглые салфетки, дорожки, скатерти, декорированные настенные панно, оконные занавески, портьеры. Помимо крупных монументальных ингерьерных изделий в объединении «Снежинка» выпускаются в большом количестве отделки для женской одежды – воротнички, манжеты, шарфы, косынки. Елецкое кружево. Елецкое кружево в отличие от вологодского нежнее и воздушнее. Оно выплетается преимущественно из тонких катушечных ниток. Растительный узор с включением птиц и других изобразительных мотивов, как и в Вологде, выкладывается узкой полотнянкой - вилюжкой. Однако в отличие от вологодских, елецкие мастерицы делают эту полотнянку то плотной, то ажурной, придавая орнаменту еще большую невесомость. Большое место в елецком кружеве занимают геометрические мотивы – «гречишка», «паучки», «бабочка», «снежинка». Наряду со снежно-белыми или чуть кремовыми изготавливают кружево из серых, серебристых нитей с примесью современных синтетических волокон и элегантное черное кружево, изготовлявшееся в России еще в XIX в.
Михайловское кружево. Большой интерес представляет кружево, производимое в г. Михайлово Рязанской губернии. Здесь исполняли кружево плотное, из толстых нитей, не только белое, но и разноцветное, яркое. Оно хорошо подходило к красочным нарядам русских крестьян. Носили его на своих рубахах не только женщины, но и мужчины. Им обшивали женские передники, полотенца, простыни. Оно имело несложный вид заостренных зубцов – «мысов», веерообразных фигур, так называемых бубенцов. В кружевах применялись нити всего трех цветов: белого, красного и синего, но они так умело сочетались, что каждый кусок кружева казался красочным по-новому. В 1950-х годах происходят заметные изменения в облике Михайловского кружева. Укрепляются узоры, вводятся новые цвета. Эти изменения в большой мере связаны с именем талантливой художницы - кружевницы Д. А. Смирновой. В ее работах впервые появляются изображения человеческих фигур. Д. А. Смирнова с мастерицами промысла стремится сохранить красоту цветных узоров как уникальное явление русского народного искусства. Художественная роспись ткани. Набивные ткани. Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Первоначально этим занимались иконописцы - «травщики». Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался не закрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Узор наносили масляными красками вручную, с помощью кисточки и резерва. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась, затем просушивалась, а резервирующий состав смывали горячей водой, в результате нитками получался светлый узор на цветном фоне. В первой половине XIX в. русская набойка утратила черты самобытности. В 1828 г. в с. Иваново купцом Спиридоновым была установлена первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало развитию ситцепечатания, которое постепенно оттеснило набойку.
Павловские платки и шали. Город Павловский Посад в Московской области является центром традиционного русского текстиля. В XVIII в. крестьяне изготавливали здесь платки и сарафанные ткани, украшенные орнаментом из золотых нитей. В 1812 г. зажиточный крестьянин из с. Павлова (впоследствии Павловский Посад) Семен Лабзин основал небогатую шелкоткацкую фабрику, заложившую базу современного производства платков и шалей. I860 – 1880 гг. время его формирования и расцвета. Изготовление и декорирование шерстяных тканей в Павловском Посаде базируется на древних традициях русской народной ручной набойки. Узорную ткань печатали при помощи досок деревянных форм («манеры» или «цветки») с рельефным узором, для каждой краски резалась своя «манера». Для платков со сложной композицией вырезали 40-60 форм, что превышало в два-три раза число использующихся красок. Русские шали первой половины XIX века имели свои стилевые особенности. Композиционные решения были разнообразными; узорная кайма по краю с гирляндами цветов, чередующихся с красным, голубым и зеленым цветами. Геометризированные формы орнамента были лишены строгой схематичности. В узорах русских шалей мастера предпочитали чистые нежные тона красного, зеленого, синего, фиолетового, желтого цветов. Павловские мастера использовали не только белый фон, но и черный, синий, зеленый, желтый, красный. На контрастном фоне яркие цветы собирались в гирлянды или букеты, а иногда свободно размещались на пустом поле платка. В XIX в узорные платки и шали, которые в России носили и в крестьянской, и в городской среде, стали выполнять в костюме роль цветного акцента. В настоящее время в Павловском Посаде применяют фотопечать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинках. Ежегодно выпускается более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию ежегодно пополняют изделия, которые создаются по новым рисункам художников. Вышивка. Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение. С течением веков постепенно сложился традиционный круг узоров, характер расцветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки. Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваивая их и запоминая вместе с освоением самого процесса исполнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день.
Заслуженной славой пользуется русская народная вышивка. Она подразделяется на северную, вышивку среднерусской полосы и южных районов. Основным материалом, на котором русские женщины - вышивальщицы исполняли свои композиции, был крестьянский домотканый холст, так называемого полотняного переплетения. На русском Севере – в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях, а также в Верхнем Поволжье преобладала строгая вышивка – белая по белому или двухцветная, красная с белым. Вышивка выполнялась льняными, шерстяными, шелковыми нитками, а также золотым шитьем, особенно на головных уборах. В северной вышивке на одежде и предметах домашнего обихода значительное место занимали сложные тематические рисунки. На шитых северных подзорах, особенно в XVIII в., можно видеть сложные жанровые сцены: замки с башнями, раскидистые деревья, кареты, запряженные горделивыми рысаками. Во многих северных народных вышивках встречается изображение барса с угрожающе поднятой передней лапой. В узорах вышивок среднерусской полосы и юга преобладали геометрические формы. При общем геометрическом строе орнамента эти вышивки отличались большим многоцветном. Техника выполнении этих вышивок была счетная: роспись, крест, набор. Владимирская народная вышивка. Издавна бытовала вышивка на владимирских землях. Наиболее крупными вышивальными промыслами во второй половине XIX в. во Владимирской губернии были мстерский и холуйский. К концу XIX в. вышивкой во Мстере занималось около 400 мастериц. Большое развитие здесь получила белая гладь. Белой гладью вышивали белье, платки, полотенца. Работа владимирских вышивальщиц отличалась большой тонкостью исполнения и ценилась очень высоко. По мере развития техники и технологии качество и внешний вид вышитых изделий становились на более высокий уровень. Стремясь к сохранению традиций, мастера промысла искали свой стиль, свой орнамент, формировали свой ассортимент. Удивительные произведения владимирских вышивальщиц создаются с помощью незамысловатого инструмента – пяльцев, иглы и вышивальных ниток. Умелые и проворные руки рукодельниц выполняют в натянутом полотне те дивные узоры, мимо которых нельзя пройти.
Народные мастера фабрики им. Н.. Крупской в настоящее время продолжают традиции мстерской гладевой вышивки. Здесь распространена вышивка белой и цветной гладью. Белой гладью вышивают на белых тонких тканях: креп-жоржете, маркизете, батисте – белыми нитками. Аналогична белой глади специфичная для мстерской фабрики техника вышивки «русская гладь». Это вышивка белыми нитками по суровому полотну. Другой разновидностью владимирской вышивки является «владимирский шов». Сочетание растительного орнамента, выполненного выпуклой рельефной гладью, с прозрачным геометрическим узором посредине цветов и частично выстроченным пространством фона, придает особую выразительность мстерской вышивке. Наиболее распространенный мотив мстерской вышивки – цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов. Иногда растительные узоры дополняются изображением птиц, бабочек и т. д. Цветная перевить. Цветная перевить как самобытный вид русской народной вышивки выполняется по продернутой сетке, перевитой цветными нитками. Места бытования – Рязанская, Смоленская, Тульская, Калужская области. Традиционные виды орнамента цветной перевити – геометрический, растительный, антропоморфный. Малиновый оттенок с вкраплением белого, синего, зеленого, желтого цвета – преобладающее колористическое решение цветной перевити Калужской и Тульской областей. Цветовая гамма смоленской перевити – белоснежный фон с четким красным узором. Синие тона – традиционный колорит рязанской цветной перевити. Основной узор дополняют мережки. Лен – традиционный материал для выполнения цветной перевити. Золотошвейная вышивка Торжка. Город Торжок Тверской области – единственный в России крупный центр золотошвейной вышивки. Эта вышивка прошла сложный путь развития, во многом отличающийся от других видов народного искусства. Золотным шитьем вышивали головные уборы, душегреи, обувь, платки и т. д. Золотные нитки накладывают на ткань сверху и прикрепляют прочной ниткой. Такой нитью вышивают на плотных, тяжелых материалах: толстая шелковая ткань, бархат, сукно, шерсть, кожа, замша. Нитки – золотные и серебряные – различаются по виду и способу изготовления (круглые, граненые, навитые на льняную, шелковую или бумажную основу). Орнамент в золотном шитье растительный, геометрический и зооморфный, предельно обобщен. В настоящее время используется мишура с добавлением небольшого процента золота. В дополнение к вышивке применяются: канитель, блестки, бисер, искусственный жемчуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|