Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы воспитания правдивости у детей дошкольного возраста




Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы воспитания правдивости у детей дошкольного возраста

Социальная основа лжи

1.2 Методы воспитания правдивости у детей дошкольного возраста

    Художественная литература как средство воспитания честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста

2. Практическая часть

Диагностика обследования детей старшего дошкольного возраста на выявление причин детской лжи

2.2 Рекомендации для педагогов о воспитании правдивости у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 


 

Введение

 

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основными моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать.

И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

О том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Объект исследования: процесс воспитания правдивости

Предмет исследования: художественная литература

Цель исследования: Показать роль художественной литературы в воспитании правдивости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Провести диагностику с детьми старшего дошкольного возраста на выявление причин детской лжи (с детьми и родителями).

.   Разработать рекомендации для педагогов о воспитании правдивости у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы.

Методы исследования: беседа, наблюдение за детьми, анкетирование.

База исследования: дошкольное учреждение №8 "Улыбка" г. Клинцы.

 


Теоретические основы воспитания правдивости у детей дошкольного возраста

Социальная основа лжи

 

По мнению Свадковского И.Ф. правдивость и честность являются неотъемлемыми чертами личности каждого человека. Общество с презрением относится к человеку, который в угоду своим собственным мелким интересам обманывает других, присваивает себе общественную или чью-либо личную собственность и бесчестно попирает права и интересы своих товарищей. Уважают лишь того человека, на слово которого можно положиться и который готов претерпеть любые испытания для сохранения своего честного имени [15, с. 3].

Искренность, прямолинейная правдивость, отсутствие страха сказать о себе и о других горькую правду и глубочайшая честность в больших и малых делах - вот основные черты человека.

Ложь - это неприятное, но часто встречающееся явление, когда один человек вербально или невербально передает другому информацию или эмоции, не являющиеся истиной. Необходимым условием, чтобы что-то считалось обманом, является осознание человеком, передающим информацию, что она не является правдой или правдива, но вырвана из контекста и нацелена на введение в заблуждение относительно некоего другого события. Таким образом, случайной лжи не бывает.

В повседневной жизни нас окружает ложь повсюду, стоит лишь приглядеться и рассуждать разумно. Можно искать формулировки и лазейки, чтобы не называться что-то ложью, но это лишь самообман, если дикторы с экранов телевидения, ваша подруга или знакомые знают, что они хотят ввести вас в заблуждение, рассказывая что-либо в свете нужном им. Чисто технически можно вообще обойтись без лжи - рассказывать факторы, которые освещают событие в нужном свете, но так как они делают это намеренно, для того, чтобы ввести в заблуждение относительно другого события или факта, то это все равно обман с их стороны и самообман с вашей. Есть люди, которые часто используют этот прием в повседневной жизни, используя невнимательность, стереотипы и слабости окружающих.

Дело в том, что в сознании у многих из нас уже сложились основные модели рассуждений и, получая набор фактов, как ни странно, в большинстве случаев у людей запускается механизм “сделать вывод”. После того, как сделан вывод, часть людей пытается его проверить, задавая дополнительные вопросы, но большинство не пытается этого сделать. Вот этим-то и пользуются хитрецы, освещающие события в нужном свете.

Зачем вообще нужна ложь? Неужели просто нельзя говорить всем искреннюю правду? Оказывается, что говорить правду достаточно тяжело. В нашем обществе не так много людей, которые готовы от малознакомых или по-настоящему далеких людей слышать что-либо, что их шокирует, с чем они не согласны, что вызывает сильные ответные (часто негативные) эмоции.

Неприятие окружающих, которое часто встречается в самых разных слоях общества среди людей всех возрастов давит и травмирует. Далеко не каждый имеет такой стержень, которые позволит ему выдерживать издевки, укоры, пересуды и другие негативные реакции окружающих, поэтому приходится надевать маску, которую многие и носят в обществе. Исследования показали, что ко лжи чаще склонны эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам. Проводились исследования, где сравнивались социальные группы, более склонные ко лжи. Занимательный факт - женатые мужчины с хорошим достатком по этим исследованиям оказались наиболее склонными к этому поступку [10, с. 13].

Ученые, философы и мудрецы-практики много сказали и написали о лжи. Создается ощущение, что она неотделима от человека, ведь она проходит белой нитью сквозь всю историю человечества. Ложь и коварство развязывали и заканчивали войны, мифология полна героев, прибегавших ко лжи. Есть разные мнения по поводу этого феномена - от положительных: “Лучше ложь, приносящая пользу, чем правда, сеющая раздоры”, до нейтральных - “Не будь лжи, не стало бы и правды”.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения человека в обществе.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению [11, с. 214].

В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать [8, с. 58].

Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Одно из важных качеств личности, начала которого закладываются в дошкольном детстве, - честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости у ребенка успешнее осуществляется в условиях справедливых требований [3, c.175].

Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку? Если промолчать, то, может быть, никто и не узнает, а сказать - будут упрекать. Вот здесь-то и проявляется формирующийся характер у ребенка. Что победит - трусость или мужество и правдивость?

Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу - рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку - он сам должен разобраться в поступке героя.

Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к корыстным действиям.

Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его размышления.

Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызывало готовность поступать так же, как герой литературного произведения.

Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют "любознательность" ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.

Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением - ведь он сказал правду, что хромой человек некрасивый, что он ему не нравится.

Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное - не причинять боли другому человеку [11, с. 235].

Заметим, что воспитание у ребенка такой сдержанности - дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к ребенку, дадут результат и в этом случае.

 

Методы воспитания правдивости у детей дошкольного возраста

 

Свадковский И.Ф. утверждал, что способность всегда говорить правду, может возникнуть у ребенка при следующих условиях: во-первых, он должен осознать недопустимость лжи, так как она наносит вред и оскорбляет того, кому лгут; во-вторых, он должен осознать себя как личность и дорожить своей честью; в-третьих, он должен обладать достаточно развитой волей для того, чтобы подавить в себе соблазн с помощью обмана удовлетворить свои желания и избежать неприятности.

Лишь на основе высокого морального сознания и достаточно сильной воли человек становится способным презирать криводушие и последовательно говорить правду, как бы горька она ни была для него самого и даже для его любимых и близких людей. Путь ребенка к этому уровню высокого морального развития его личности начинается очень рано. Семья, детский сад и школа определяют направление этого пути и степень приближения к цели каждого отдельного ребенка [15, с. 7].

Неопытные родители, желая бороться с наклонностью ко лжи у своих детей, иногда наносят им тяжелые душевные раны, называя их лгунами, и не только не содействуют выработке у детей правдивости, но, наоборот, тормозят их моральное развитие.

Не всегда можно ребенку, рассказывающему о себе, или о наблюдавшихся им событиях, сказать «ты лжешь», если бы даже его рассказ и был чистейшим вымыслом. Надо иметь в виду, что маленькие дети часто ошибаются из-за своей малоопытности, еще не окрепшей памяти и неумения отличать факты от фантазии.

Может быть, ребенок повествует о происшествии именно так, как он его воспринял, как он его понял и запомнил. Может быть, то, что сохранила о происшествии его несовершенная память, он не отличает от того, что добавляет его пылкое, не сдерживаемое опытом воображение. Может быть, он наивно и искренне ошибается, стремится рассказать правдиво все, что сам знает или во что сам верит. Воспитатель должен отличать детскую ошибку от детской лжи. Ошибка есть отклонение от истины. Ложь есть отклонение от правды. Истина есть такая; мысль, которая верно отражает объективную действительность; правда же есть, прежде всего, нравственная идея, указывающая на искренность говорящего, на соответствие его слов действительным мыслям и намерениям. Можно обладать истинным знанием предмета, но в известных целях говорить о нем неправду. Ложь есть сознательное отклонение от истины с корыстными или другими неблаговидными целями. И наоборот, можно заблуждаться, уклоняться от объективной истины, но правдиво рассказать обо всем, что думаешь, что чувствуешь, чего желаешь.

Нельзя поэтому наивную детскую ошибку рассматривать как безнравственную ложь. Подобное незаслуженное обвинение в безнравственности способно глубоко оскорбить ребенка, толкнуть его к замкнутости, поселить неверие в справедливость, спутать его моральные представления и задержать его моральное развитие [15, с. 8].

Если ребенку трудно разобраться в том, что он видит вокруг себя, то еще более трудно разобраться ему в самом себе, в своих переживаниях. Поэтому особенно осторожно нужно отнестись к нему, когда он ошибается в отношении самого себя и говорит вам о себе не то, что с ним происходит на самом деле.

Вот маленькая лакомка, через десять минут, после обеда заметила в буфете, приготовленные к ужину, сладкие пирожки и без тени смущения обращается к матери: «Мамочка, я очень хочу кушать. Дай пирожок...» Ну, конечно, эта Девочка сыта и говорит совсем не то, что есть на самом деле: ей хочется полакомиться, а она заявляет о своем голоде. Но она не солгала, а только ошиблась в выражении своего душевного состояния и своих желаний. И если бы мать ответила этой девочке «ты лжешь», то она поступила бы несправедливо по отношению к ней и нанесла маленькой душе большую рану. Ошибки надо исправлять. Надо помогать ребенку отличать истину от заблуждений, учить его правильно мыслить, правильно разбираться в окружающем его мире и в его собственных переживаниях, но нельзя при этом упрекать его в обмане.

Положительным фактором развития правдивости у человека является то доверие, которое люди оказывают правдивому человеку. Но чтобы заслужить у людей доверие, надо всегда говорить им правду. Однако это не так легко. Неизбежна внутренняя борьба. Воспитатель, который умело вызвал у ребенка эту борьбу и поддерживает в нем - стремление пользоваться доверием, стоит на верном пути. Одним из самых существенных условий правильного воспитания правдивости у ребенка является тактичная проверка его слов. Наивную детскую ложь надо так разоблачить, чтобы у ребенка, с одной стороны, отпала охота лгать и, с другой стороны, появилось бы желание, возникла бы потребность говорить правду [15, с. 9].

Малыш, рассказывая о своих подвигах, замечает ваш интерес к нему и ваше одобрение проявленных им смелости и отваги. И вот он, едва умея плавать, повествует о том, как далеко заплыл он сегодня во время купанья и как, ныряя, он чуть не схватил руками большую рыбу. Он знает, что никакой рыбы во время купанья он вовсе не видел, и с досадой вспоминает о том, как он был осмеян своими товарищами за неумение плавать. Он знает, что все рассказанное им есть чистейшая фантазия, но он хочет, чтобы вы поверили этой его фантазии.

«Вы понимаете эту наивную детскую ложь, но спокойно слушаете до конца и заключаете: «А я думал, что ты уже умеешь отличать быль от небылицы! Оказывается - я ошибся: верить тебе пока нельзя...».

«Милый мой сын, - говорит Костина мать, узнавшая в школе о том, что мальчик утаил от нее замечание учительницы, я знаю, что ты обманул меня потому, что не хотел огорчать меня своим поведением. Я знаю также, что ты решил больше не шалить в школе. Но если бы ты знал, как мне горько думать, что я теперь не могу тебе - больше доверять, что ты боишься сказать правду своей - маме?..».

Ребенок, поняв, какое имеет значение всегда говорить правду, старается научиться контролировать свои слова и свои желания. Боязнь быть уличенным в неправде делает его более вдумчивым в своих наблюдениях и в своих размышлениях. Он становится более осторожным в своих утверждениях. Когда же ребенок сознательно установил для себя недопустимость лжи и обмана как порочащих его имя и научился на практике говорить невыгодную для себя и иногда горькую для своих близких правду, он вырастает в собственных глазах, утверждает себя как личность. Он прощает себе и другим ошибки, но обман - никогда [15, с. 10].

В тот период, когда ребенок начинает вдумываться в значение правды и лжи, очень важно дать ему соответствующий материал для размышления. Народные сказки, классические мифы, художественные произведения, в которых осмеиваются жалкие, трусливые лгунишки и возвеличивается смелая правда, помогают ребенку шире и глубже понять объективную необходимость и моральную красоту правдивости, возвыситься над повседневными мелкими, эгоистическими побуждениями, оценивать свои наклонности и поступки в свете моральных принципов как законов общественной жизни человека.

Художественная литература как средство воспитания честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста

Художественное произведение привлекает детей не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Младшие школьники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание с героями, умение следить за развитием сюжета, сопоставление с реальными событиями помогают школьнику сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, стихотворения, различные перевертыши, небылицы.

Художественная литература раскрываем в живых образах единство личного и общественного, красоту и величие духа человека, слившегося с общенародным делом. Периодическая печать повседневно указывает, в чем нуждается общество и чего ждет от своих подрастающих сынов и дочерей. Вот почему так важно систематическое чтение лучших художественных произведений, газет и журналов. Вот почему надо всячески приветствовать распространяющееся во многих семьях коллективное чтение и обсуждение книг, газет и журналов [11, с. 541].

Чтение книг средством воспитания подрастающего поколения. Интеллектуальные возможности людей воспринимать прекрасное и испытывать эстетическое удовольствие от восприятия различной информации из литературных источников зависит от экономических и социальных условий, в которых они живут.

Литература всегда изображает жизнь общества, в котором личность уже достигла определенной степени воспитанности. Литературные персонажи, принимающие участие в великом прогрессивном движении человечества, несущие великие идеи, являются положительным примером для подражания, который можно использовать для эстетического воздействия на молодежь в семье.

Литература пропагандирует эстетические взгляды, идеи, основанные на чувственном восприятии читателями художественных образов. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки.

Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам [6, с. 113].

Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.

Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ [9, с. 31].

В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки. В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение.

Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной, так же в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию:

 

"Каков в колыбельку, таков и в могилку",

"Каково семя, таково и племя"

"Живет в хлеву, а кашляет по-горничному"

"Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле"

"Не в том дело, что овца волка съела, а в том дела, как она его ела"

"У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках" и многие другие

 

У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах [10, с. 71].

Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.

Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела:


 

«Хозяин земли тот, кто ее пашет»,

«Вдоль пахал - след, добавь поперек - будет пашня»,

«Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь»,

«Труд и терпенье - превращаются в золото»,

«Отложенное дело - засыпает снег»,

«Кто умеет, тот и на море разведет огонь» и др.

 

Праздность осуждалась народом как явление в высшей степени чуждое его образу жизни:

 

«Погибшая на ногах собака - лучше, чем сдохший лежа лев»,

«Жизнь, потраченная на сон, - пропавшая жизнь»,

«Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда».

 

Наоборот, трудолюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались одним из ценных качеств, которые необходимо воспитывать у детей.

Нужно сказать, что педагогические идеи в пословицах представлены в различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории [3, с. 43].

Коломенский Я.А., например, в своих научных выводах так трансформирует мысли народа: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если выросло, это невозможно сделать... Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Коменский много раз возвращался от теории к народной мудрости. В своем сборнике «Мудрость старых чехов» он приводит пословицу: «Второй день всегда мудрее». Аналогичная мысль присутствует в пословицах всех народов. Но если, например, русская пословица - «Утро вечера мудренее» предполагает решение серьезного вопроса не в утомленном состоянии, а после отдыха, то чешский афоризм, приведенный великим педагогом, высоко оценивает накопленный опыт [11, с. 214].

Много пословиц могут выражать совокупно одну общую идею, но и одна пословица может содержать в себе все богатство и многообразие идей, раскрывающихся каждый раз особенным образом, в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь пословиц в народе настолько своеобразна и богата, что возможно посвящение целых исследований одной какой-либо пословице.

Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.

Иначе эффект от их употребления пропадает. Примером ниже приводим русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.

дошкольник ложь литература правдивость

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха

Где сосна взросла, там она и красна

И кости по родине плачут (по преданию - в некоторых могилах слышен вой костей)

Русский человек хлеб-соль водит

На Руси не все караси - есть и ерши

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь

Молодой работает, старый ум дает

Молодой на службу, старый на совет

Смолоду наживай, а под старость проживай!

Который палец не укуси - все одно: все больно /дети/

Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить

На что и клад, коли в семье лад

Совестно жить - время коротать

Вся семья вместе, так и душа на месте

 

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а также "моральный кодекс" народа [11, с. 223].

Они являются слагаемым духовной культуры народа. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения [5, с. 147].

В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности [5, с. 321].

Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания». Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [15, с. 147].

Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице. У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе "стихийный реализм", наполнены правдивыми бытовыми деталями [5, с. 123].

Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одна целое. Развлекательный характер сказок не противоречил их идейной устремленности. Сказки реагировали на негативные стороны жизни, противопоставляли им свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, невинно гонимым - идеализируют этих героев, делают их счастливыми.

Вымысел, возведенный сказками в абсолютную степень как категория эстетическая, выступал в единстве с народной этикой. Итак, сказки имеют философский характер, за их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа. Сюжет сказки мог восприниматься как своеобразная метафора реальных человеческих отношений и находить для себя бесконечные аналогии в самой жизни. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение, пишет, что сказка появилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоянии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П. Чехова [5, с. 123].

Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную историю, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...