Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика обследования детей старшего дошкольного возраста на выявление причин детской лжи




 

Одной из задач является - определить уровень сформированности представлений о честности и правдивости у детей младшего школьного возраста, а также изучить состояние практики работы по использованию художественной литературы в целях воспитания честности и правдивости младших школьников.

Критериями оценки сформированности представлений о честности и правдивости выступают следующие:

знание нравственных норм честного и правдивого поведения;

способность ребенка оценить поступки других детей и взрослых с точки зрения их соответствия нормам честности и правдивости;

умение сформулировать указанные нравственные нормы;

сформированность обобщенных представлений о честности и правдивости.

Исследование проводилось в дошкольном учреждении №8 "Улыбка" г. Клинцы. С родителями было проведено анкетирование. Цель анкетирования: выявить отношения родителей ко лжи детей. Определить основные мотивы лжи детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы анкетирования:

Ложь - это хорошо, потому что...

Ложь - это плохо, потому что...

Ложь и фантазия - это одно и тоже?

Как Вы считаете, обманывают ли Вас ваши дети?

Как Вы считаете, почему ребенок может лгать родителям?

Если ребенок обманывает родителей в детстве, означает ли это, что он вырастет "обманщиком"?

Стоит ли беседовать с детьми о вреде/пользе лжи? Почему?

Как вы добиваетесь честности (правды) от своего ребенка?

Анализ результатов: анкетирование показало, что 80% родителей уверены, что дети их обманывают. При этом родители отмечают тот факт, что бывают ситуации, когда ложь оправдана (ложь может избавить от наказания; помогает не обидеть человека; помогает благому делу; ложь во спасение). К неблагоприятным последствиям лжи родители отнесли такие ситуации, как то, что ложь приучает к обману; делает больно; на душе остается неприятный осадок; приносит моральный (стыд) и физический вред. Причины детской лжи родители определили следующим образом: страх наказания; недостаток воспитания; нарушение социальных контактов; ложь во спасение (чтобы не расстраивать родителей); показать себя с лучшей стороны. При этом большинство родителей (60%) основной причиной детской лжи считают боязнь наказания. Все родители (100%) думают, что беседовать с детьми о пользе или вреде лжи стоит. К приемам, способствующим предотвращению детской лжи родители относят: беседу (80%); собственный пример (60%).

Как показывают результаты анкетирования, большинство родителей считают необходимым проводить работу по предотвращению детской лжи, но не владеют в полной мере знаниями о необходимых приемах и способах.

Для того чтобы выявить проявления детской лжи, была проведена беседа с воспитателем детей старшей группы дошкольного учреждения №8 "Улыбка" г. Клинцы.

Цель беседы: выявить проявление и причины лжи детей старшего дошкольного возраста (6 человек).

Женя Тарасова:

Девочка очень подвижная, общительная, капризная. К сверстникам относится не всегда добродушно. Требует к себе повышенного внимания. Добивается своего всеми доступными ей способами. Может соврать для достижения своих целей. В основном врет для привлечения к себе внимания.

Андрей Богданов:

Мальчик гиперподвижный. Нервно неуравновешенный. В группе Андрей значительно младше остальных детей, за счет этого общения с детьми складывается тяжело. Дети периодически дразнят его, играют с ним без желания. Обманывает Андрей постоянно. Детям рассказывает истории о "своих" путешествиях и победах. Дети не верят. Воспитателям врет о своих действиях, ни когда не признается в своих негативных поступках, даже если это происходит на глазах у воспитателя.

Настя Шмелева:

Подвижная, общительная девочка. Не воспринимает критику. Постоянно обманывает воспитателя. Ни когда не признается в своих негативных поступках, валит вину на других детей, даже когда очевидно, что виновата она. Постоянно ябедничает на других детей.

Ваня Колосов:

Подвижный общительный ребенок. Фантазер. Постоянно что то "взрывает", "разбивает". Все игры связаны с разрушениями. Часто обманывает детей, тем самым вовлекая в игру.

Рома Соколов:

Спокойный, апатичный ребенок. С детьми контактирует мало. Друзей в группе почти нет. Играет с вымышленными персонажами, в основном с динозаврами. Верит в их существование и придумывает истории о них.

Данил Федоров:

Мальчик подвижный, самостоятельный. Непослушный, за что периодически наказан. Обманывает не часто, с низко опущенной головой. Когда сознается что врет, просит прощения и говорит, что больше так не будет.

Таким образом, из беседы с воспитателем мы выявили: что все дети обманывают либо взрослых, либо сверстников, но делают это по разным причинам и с разной интенсивностью. 30% детей обманывают для самоутверждения либо для достижения своих целей в детском коллективе; 10% детей, чтобы не доставлять неудобства взрослым; 40% - детское фантазирование, что не является ложью в семантическом значении этого понятия. Это не ложь и не обман, просто дети нечетко отличают реальность от вымысла, к тому же такие небылицы не приносят никакого вреда и свидетельствуют только о развитом воображении ребенка. Только один ребенок обманывает постоянно и без видимых причин. В этом случае лучше выяснить причины такого обмана и постараться предотвратить его. Если же ребенок старше 7 лет продолжает хронически лгать, это может свидетельствовать о наличии у него каких-то внутренних проблем. Не исключено, что в подобной ситуации малышу даже понадобится помощь детского психолога.

У всех остальных детей (90%) ложь - причинно обусловлена.

Для реализации поставленных задач была проведена работа с детьми старшей группы дошкольного учреждения №8 "Улыбка" г. Клинцы. Количество детей 6 человек.

Цель беседы: Выявить отношение детей ко лжи.

Вопросы беседы:

Что такое ложь?

Как ты думаешь обманывать взрослых - это хорошо или плохо?

Родители разговаривали с тобой о лжи?

Ты когда-нибудь обманывал маму, друзей?

А почему ты обманывал?

Анализ результатов: ответы детей по поводу того, что такое ложь предельно конкретны и описывают жизненную ситуацию: ложь - это когда один человек говорит неправду другому человеку. Дети считают, что обманывать это плохо (80%). 90% детей утверждают, что никогда не обманывали родителей. 10% - сознаются в обмане взрослых. Большинство детей отмечают, что взрослые разговаривают с ними на тему лжи. Но при этом родители не объясняют детям, почему нельзя обманывать, т.е. на проявление лжи со стороны родителей следует директивное указание: врать нельзя (90%).

К 5-6 годам дети уже осознают, как важно быть честным. В этом возрасте они мыслят предельно конкретно, и большинство детей говорят: "Лгать нельзя никогда и ни при каких условиях". И хотя дети в этом возрасте, случается, скрывают правду, им прекрасно известно, что лгать дурно.

Результаты представлены в таблице:

 

ФИ ребенка Что такое ложь? Как ты думаешь обманывать взрослых - это хорошо или плохо? Ты когда-нибудь обманывал маму, друзей? Родители разговаривали с тобой о лжи? А почему ты обманывал?
Женя Тарасова Это плохо плохо нет Да -
Андрей Богданов Это неправда Плохо нет Да -
Настя Шмелева Плохо Плохо да Да Не хотел говорить
Ваня Колосов Не знаю Плохо нет Нет -
Рома Соколов Неправда Плохо нет Да -
Данил Федоров Неправда плохо да Да Это тайна

 

Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы формировать у ребенка потребность не обманывать, но не владеют достаточными знаниями о приемах и способах предотвращения лжи у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим возникла необходимость в разработке методических рекомендаций для родителей по предотвращению лжи детей старшего дошкольного возраста. Представленные в выпускной квалификационной работе методические рекомендации могут быть использованы и в работе воспитателей дошкольных учреждений.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...