Рекомендации для педагогов о воспитании правдивости у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
На основании проделанной работы были составлены рекомендации по предотвращению лжи детей старшего дошкольного возраста для родителей и педагогов. Совет 1-й. Верьте ребенку Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого. Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите. Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней". Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь. Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу. Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т.д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают. Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду. Если ребенок разбил чашку, и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.
Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей и педагогов свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители. Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. "Нет, это не я!" - "Нет, ты признайся!" - "Нет, не я" и т.д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его. Но если вы не уверены в том, что это совершил именно этот/ваш ребенок, в этом случае лучше сказать: "Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь". Совет 5-й. Вознаграждайте честность Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду". Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает, и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит. Совет 6-й. Показывайте пример честности. Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.
Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни. Совет 7-й. Необходимо знать и учитывать невербальные сигналы лжи. Умение определять, когда ребенок лжет, а когда нет, это возможно, и не самый главный способ применения секретного языка невербальной коммуникации, однако все мы знаем, что бывают ситуации, когда для родителей принципиально важно понять, не обманывает ли ребенок. Родителям, конечно, необходимо точно знать, повинуется ли ребенок основным правилам и не нарушает ли запреты, не предпринимает ли чего рискованного. Понятно, что им нужно уметь выяснять, не нарушил ли ребенок запрет, чтобы принять своевременные меры. Конечно, живых детекторов лжи среди нас нет, и не бывает. Однако, можно научиться предельно точно определять смысл чужих невербальных знаков и намеков. Это необходимо что бы направлять моральное развитие ребенка и, что еще важнее, вовремя отслеживать, не подвергает ли он себя опасности Классический признак лжи - если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд. В типичной ситуации беседы люди, как правило, поддерживают зрительный контакт 60-80% времени. Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза не отрываясь, это тоже означает: что-то не так. Мы знаем, что отводить глаза - значит что-то скрывать, и потому бывает так, что человек, перестаравшись, смотрит на вас в упор, и это уже выглядит невежливо. Лучший способ определить, правильно ли осуществляется зрительный контакт - это положиться на ваши ощущения: при каком количестве зрительного контакта вам комфортно, а при каком нет. Мозг читает невербальные знаки быстрее, чем сознание успевает проанализировать поведение собеседника. Поэтому, если вам померещилось, будто что-то не так, то, скорее всего, так оно и есть.
Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно. Если ребенку есть что скрывать, он постарается привлекать к себе как можно меньше внимания и, соответственно, наверняка будет меньше жестикулировать, станет вести себя более сдержанно и говорить ровным голосом, без интонаций. Важно помнить, что оценить поведение человека можно, лишь сопоставив то, что вы видите, с его обычными манерами. Встречаются дети и, разумеется, взрослые, которые в принципе не склонны к бурному проявлению эмоций при разговоре, поэтому применительно к таким людям нельзя предположить, что бедность жестикуляции и сдержанные манеры - признак лжи. У каждого человека свой индивидуальный стиль невербальной коммуникации. Поэтому, если вы заподозрили, что ребенок вам лжет, нужно обращать внимание на необычные изменения его поведения. Совет 8-й. Убедитесь в том, что ребенок понимает разницу между ложью и правдой. У детей младше 5 лет грань между правдой и вымыслом, реальностью и фантазией нередко расплывчата. Бывает, что ребенок, в общем, знает: врать нехорошо, однако недостаточно осознает себя, чтобы понять, что в конкретной ситуации поступает неправильно. Точно так же в этом возрасте дети не понимают, что разные люди по-разному смотрят на мир и мнения их чаще всего отличаются. Например, как-то ранним утром папа вышел на кухню сварить кофе и увидел свою старшую дочку, четырехлетнюю Дашу, перемазанную в шоколаде. Ты ела шоколад? - спросил отец, стараясь напустить на себя строгий вид, хотя в шоколадных кляксах малышка выглядела умилительно. Нет, - несколько смущенно ответила Даша, потому что прекрасно знала, что нарушила правила. А в чем ты тогда перемазалась? - спросил отец Даша оглядела свои руки, которые тоже были в шоколаде, потом подняла на отца глаза и сказала: Ой, а как это он сюда попал? Совет 9-й. Не спешите наказывать ребенка Понимание того, что детская ложь проходит несколько стадий развития и отличается моральной сложностью, очень важно, чтобы решать, как реагировать, если вам кажется, что ребенок лжет. Скажем, вы на сто процентов уверены, что он говорит неправду, но это не означает, что нужно наказать ребенка или поссориться с ним. Вместо этого гораздо лучше и полезнее поговорить с ним о том, как важно быть честным, - точно так же, как вы обсуждаете другие моральные критерии.
Методические рекомендации были представлены родителям во время индивидуальных бесед и помещены в уголок для родителей. Рекомендации вызвали у родителей определенный интерес, что проявлялось в вопросах, которые родителя задавали. (Где можно более подробно узнать информацию по данному вопросу; насколько действенные данные рекомендации). Родителям была рекомендована психологическая литература: (Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия; Пол Экман "Почему дети лгут"). Методические рекомендации были разработаны с опорой на книги Овчаровой Р.В. "Справочная книга школьного психолога"; Ковалевой Л.Е. "Микроклимат в семье"; Волковой Е.М. "Трудные дети или трудные родители?", Ада Делла Торре. "Ошибки родителей"). Но информация была систематизирована. При составлении методических рекомендаций учитывалось, что родители не имеют специальной психологической подготовки и по этому язык изложения не является строго научным. Заключение
Художественная литература выступает эффективным средством нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Благодаря присущей ей яркой образности и смысловой наполненности, художественная литература для детей вызывает живой отклик, что создает почву для эффективного воздействия на формирование отдельных нравственных качеств, в частности, таких, как честность и правдивость. Чтение произведений о честности и правдивости помогает детям различать честные и правдивые поступки от нечестных, выявить причину этих поступков, анализировать их, чему способствуют и используемые воспитателем методы работы (беседа, пересказ, инсценировка). Герои литературных произведений становятся для школьников образцом для подражания. Литературные произведения используются для побуждения выражать свое отношение к поступкам литературных героев, определять их соответствие нормам морали, в том числе честности и правдивости. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы формировать у ребенка потребность не обманывать, но не владеют достаточными знаниями о приемах и способах предотвращения лжи у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогическое исследование проблем детской лжи показало, что данная тематика вызывает определенный интерес со стороны воспитателей и родителей, на основании чего были составлены методические рекомендации для родителей. Поставленная нами цель была выполнена.
Список литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. . Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 2006 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 2011. 4. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 2012. . Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2006. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2011. 7. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2010. 8. Дошкольная педагогика. / Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 2012 9. Карташова Л.О самоорганизации детей в подвижной игре. // Дошкольное воспитание.- 2011, №11. . Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2008, №4, с. 7-14. . Коломинский Я.А., Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой // Дошкольное воспитание.- 2011, №6 12. Кутьева Н.Д. Литература в начальной школе. Москва 2010. 13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2013. 14. Панько Е.А. Пралеска: программа дошкольного образования.- Мн.: Аферсэв, 2007.- 320с. 15. Свадковский И.Ф. Воспитание правдивости и честности у детей. - М., 1956 16. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2010, №4. 17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей / под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 2009
Приложение
Литературные произведения, направленные на развитие честности и правдивости: 1. Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы» («Смерть шпиона Гадюкина», «Зеленые леопарды», «Друг детства», «Рыцари и еще 57 историй», «Тайное становится явным») 2. Пермяк Е.А. «На все цвета радуги» . Пивоварова И.М. «О чем думает моя голова: рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» . Зощенко М.М. «Леля и Минька», «Галоши и мороженое», «Веселые истории» . Лагунов К.Я. «Ромка, Фомка и Артос: повести и сказки» . Носов Н.Н. «Приключение Толи Клюквина», «Огурцы», «Фантазёры», «Леденец», «Карасики» . Белинский А.И. «Где это видано, где это слыхано…» . Л. Толстой «Косточка», «Лгун» . К. Нефедова «Банка с вареньем» . Л. Пантелеев «Честное слово» . В. Осеева «Почему» . А. Толстой «Приключение золотого ключика» . Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди» . Русские народные сказки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|